Мотивированное решение
составлено 25.12.2023
УИД 26RS0024-01-2023-004594-27
Дело №2а-2929/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Невинномысск 22 декабря 2023г.
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Угроватой И.Н.,
при секретаре Соловьевой Г.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении Невинномысского городского суда административное дело по административному исковому заявлению администрации г.Невинномысска к Невинномысскому городскому отделу судебных приставов ГУФССП России по Ставропольскому краю, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ставропольскому краю об освобождении от уплаты исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Невинномысска обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительного сбора.
В обосновании административный истец указал, 25.09.2020 судебным приставом-исполнителем Невинномысского городского отдела судебных приставов возбуждено исполнительное производство в отношении администрации города Невинномысска, на основании исполнительного листа, выданного Невинномысским городским судом о возложении обязанности выделить денежные средства для оборудования здания системой видеонаблюдения, территории электрическим освещением и ограждением.
В связи с отсутствием в бюджете города Невинномысска достаточных средств для выполнения необходимых работ и особенностями бюджетного законодательства исполнение решения в установленный срок было невозможно, финансирование на указанные мероприятия выделено в 2021году.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Невинномысского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по СК было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству.
Административный истец просит освободить администрацию города Невинномысска от уплаты исполнительного сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Невинномысского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по СК Чиловой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились.
Суд, исследовав материалы дела, дополнительно исследовав материалы гражданского дела №2-2037/2019, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве), согласно положениям которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном названным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника - организации - 50 000 рублей (ч. 3).
Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Вместе с тем, ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляет должнику в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным Законом порядке обратиться в суд или с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, или с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания либо об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом, законодательством об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, предоставлено право уменьшить его размер, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
По смыслу закона, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, Определения от 2 апреля 2015 года N 654-О, от 27 февраля 2018 года N 517-О, от 24 апреля 2018 года N 1027-О).
Исходя из положений ст. 401 ГК РФ лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Из представленных материалов усматривается, что по делу №2-2037/2019 решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены исковые требования прокурора города Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №1» города Невинномысска и администрации города Невинномысска.
На администрацию города Невинномысска возложена обязанность выделить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №1» города Невинномысска денежные средства для оборудования здания спортивной школы системой видеонаблюдения, оборудования территории спортивной школы электрическим освещением, выполнения ограждения территории в срок до 01 сентября 2020 г.
На Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №1» города Невинномысска, расположенное по адресу: <адрес> возложена обязанность оборудовать здание спортивной школы системой видеонаблюдения, оборудовать территорию спортивной школы электрическим освещением, выполнить ограждение территории в срок до 01 сентября 2020г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28.04.2020 решение суда оставлено без изменения и вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Невинномысского ГОСП ГУФССП РФ по СК возбуждено исполнительное производство <данные изъяты> – в отношении должника – администрации г.Невинномысска.
Определением Невинномысского городского суда от 16.10.2020 администрации города Невинномысска предоставлены отсрочка исполнения решения Невинномысского городского суда от 03.12.2019г. по гражданскому делу по иску Прокурора г.Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №1» города Невинномысска и администрации города Невинномысска о возложении обязанности оборудовать здание системой видеонаблюдения, оборудовать территорию наружным электрическим освещением, выполнить ограждение территории, возложении обязанности выделения денежных средств, до 01 сентября 2021 года.(л.д. 150-153 дело №2-2037/2019).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом–исполнителем Невинномысского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ставропольскому краю вынесено постановление взыскании с должника – администрации г. Невинномысска исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отсрочки должнику отказано (л.д. 181-186 дело 2-2037/2019).
В обоснование доводов о невозможности своевременного исполнения, заявитель указывает, что предварительный прогноз социально-экономического развития города, уточненный по состоянию на 1 октября текущего финансового года, одобряется на заседании администрации города и одновременно с принятием решения о внесении проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период направляется в Думу города.
Одобренный администрацией города проект решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период вносится главой города на рассмотрение в Думу города не позднее 15 ноября текущего года.
Более того, бюджет города Невинномысска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы был принят с дефицитом. Источником покрытия дефицита бюджета являются заемные средства кредитных организаций. В связи с этим денежные средства на указанные цели в бюджете города на 2020 год предусмотрены не были.
В связи с этим, выделение денежных средств на исполнение решения Невинномысского городского суда от 03.12.2019 стало возможным лишь в феврале 2021 года. Так, решением Думы города Невинномысска от 25.02.2021 № 621-78 «О внесении изменений в решение Думы города Невинномысска от 18.12.2020 № 60-75 «О бюджете города Невинномысска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрены денежные средства на оборудование здания системой видеонаблюдения, территории электрическим освещением и ограждением. Денежные средства были доведены до ДЮСШ № 1 путем заключения соглашения о предоставлении субсидии.
В связи с добровольным исполнением администрацией г. Невинномысска СК требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем 15.12.2021 вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 86019/20/26024-ИП.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация г. Невинномысска приняла все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, исполнение решения суда стало возможно исходя из экономической обстановки и ограничительных мер, а также связано с соблюдением требований бюджетного законодательства по выделению денежных средств.
Учитывая изложенное, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29.09.2021 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 25 ░░░░░░░ 2023░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.