№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2023 года г. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи ФИО4
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> <адрес> об исполнении законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
Канский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Амонашенского сельсовета <адрес> об исполнении законодательства о безопасности дорожного движения, мотивируя требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией <адрес> <адрес>, в ходе которой было установлено, что администрацией <адрес> проекты организации схем дорожного движения разработаны не для всех дорог, находящихся в ведении администрации сельсовета, а именно, в отношении 20 дорог. Ни одна из указных выше дорог не оформлена в собственность муниципального образования, дороги местного значения на территории <адрес> <адрес> не паспортизированы, в связи с чем административный истец просит обязать администрацию <адрес> <адрес> разработать проекты организации схем дорожного движения для всех дорог местного значения <адрес> в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу, оформить право собственности на дороги местного значения, расположенных на территории <адрес> и паспортизировать их в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании процессуальный истец помощник Канского межрайонного прокурора ФИО2 административные исковые требования поддержал в части возложения обязанности администрацию <адрес> <адрес> оформить право собственности на дороги местного значения, расположенных на территории <адрес> и паспортизировать их, пояснив, что требования о возложении обязанности разработать проекты организации схем дорожного движения для всех дорогах местного значения не поддерживает, поскольку данного требование исполнено добровольно.
Представитель административного ответчика глава администрации <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Канский» судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что поддерживает завяленные требования.
Суд, заслушав административного истца помощника Канского межрайонного прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации гласит, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», Устава Амонашенского сельсовета к ведению сельского поселения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 13 Федерального закона № 257 - ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257 - ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч.3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п.п. 9, 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, к работам по содержанию автомобильных дорог отнесена также и разработка проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков, экспертиза проектов, в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке недостающих дорожных знаков.
Во исполнение Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и в целях использования единого подхода по применению положений государственных стандартов в области безопасности дорожного движения подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, который утвержден совместным письмом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.08.2006 № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 № 01-29/5313.
Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч.ч. 3 и 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч. 4 указанной статьи государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 218 - ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 года № 877, кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом, кадастровый номер объекта недвижимости состоит из учетного номера кадастрового квартала, в котором расположен такой объект недвижимости, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера записи об объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости в пределах данного кадастрового квартала.
Следовательно, автомобильные дороги местного значения, как объект недвижимости является предметом гражданского оборота только в том случае, когда он имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи, то есть в отношении него осуществлен кадастровый учет, он имеет кадастровый номер.
В силу ч.4 ст. 17 Федерального закона № 257 – ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 Минавтодор РСФСР «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (далее - ВСН 1-83) установлено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1-83).
Указанная инструкция возлагала проведение паспортизации на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. Однако после возникновения института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В связи с чем, паспортизацию дорог, находящихся в собственности органов местного самоуправления должны проводить органы местного самоуправления.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 № 150 определено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава <адрес> <адрес> (принят Решением Схода граждан <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Свидетельство N 247) к вопросам местного сельсовета, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки, проведенной Канской межрайонной прокуратурой, установлено, что администрацией <адрес> <адрес> проекты организации схем дорожного движения разработаны не для всех дорог, находящихся в ведении администрации сельсовета, а именно в отношении 20 дороги местного значения. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ главе <адрес> Канским межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожной деятельности, о рассмотрении представления и принятых мерах сообщить Канскому межрайонному прокурору в течение месячного срока.
Согласно ответу на представление администрация <адрес> сообщает, что проекты дорожного движения не разработаны. В целях устранения допущенных нарушений, администрация <адрес> обратилась в ООО «<данные изъяты>», предоставив им протяженность внутри поселенческих дорог для предположительного расчет затрат на проведение паспортизации данных дорог. Согласно коммерческому предложению, администрация <адрес> необходимо 122496 рублей. В связи с отсутствием денежных средств в бюджете <адрес> оформить дороги местного значения в собственность МО <адрес> нет возможности. Администрация <адрес> обратилась к главе <адрес> с просьбой о выделении денежных средств на проведение мероприятий по паспортизации местных дорог.
Согласно письму администрации <адрес> проекты организации дорожного движения разработаны на 9 улиц трех населенных пунктов <адрес>. Администрацией <адрес> разработана и принята адресная муниципальная программа на 2019-2029 годы по нанесению горизонтальной дорожной разметки, по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения, по обустройству тротуарами и пешеходными дорожками, в том числе в близи учебных и дошкольных учреждений, и на улично-дорожной сети МО <адрес>. Согласно адресной программы, мероприятия по разработке проектов организации дорожного движения оставшихся улиц запланированы на 2029 год.
Согласно информационному письму администрации <адрес> последняя обращалась в администрацию <адрес> о выделении денежных средств на паспортизацию дорог <адрес> в размере 122496 рублей. Согласно ответу администрации <адрес>, для возможности включения данных расходов в бюджет <адрес>, администрацией <адрес> будет направлено обращение в Министерство <адрес> о выделении дополнительного финансирования.
Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг внесены изменения и дополнение в постановление администрации Амонашенского сельсовета «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения» в соответствии с перечнем на территории <адрес> <адрес> имеется 20 дорог местного значения.
Постановлением администрации <адрес> утверждена адресная программа по соблюдению законодательства безопасности дорожного движения на 2019-2029 г.г.
Согласно сведениям ООО «<данные изъяты>» предварительная стоимость по выполнению работ по паспортизации автодорог <адрес>, д. Тарай, д. Подъянда составляет 122496 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт по выполнению работ по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения <адрес> <адрес>. Согласно акту № сдачи-приемки работ к муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» выполнила работы по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения вышеуказанных населенных пунктов Амонашенского сельсовета <адрес>.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа действующего законодательства следует, что в силу закона на администрацию <адрес> <адрес> возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отсутствие паспортов в отношении указанных автомобильных дорог административным ответчиком не оспорено, доказательств обратного суду не представлено.
Непринятие административным ответчиком мер по постановке на кадастровый учёт, оформлению права собственности на автомобильные дороги влечёт нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения законодательства влияют на безопасность дорожного движения, что в свою очередь может повлечь причинение ущерба имуществу граждан, вреда их жизни и здоровью, суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить.
Согласно п. 1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает установить административному ответчику срок в течение которого решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание объём необходимых работ и количество автомобильных дорог, оформление право собственности на дороги местного значения и паспортизацию которых административный ответчик должен произвести, а также необходимость разработки бюджета для проведения данных работ, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда – по истечении одного года с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░5
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░░.