Мотивированное решение изготовлено 13.09.2024
Дело № 2а-2778/2024
УИД89RS0004-01-2024-003595-03
Решение
Именем Российской Федерации
13.09.2024 Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Зыряновой Ж.Л.,
при секретаре Зубковой Ж.А.,
с участием старшего помощника Новоуренгойского транспортного прокурора Николаенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новоуренгойского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению,
Установил:
Новоуренгойский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе мониторинга сети Интернет установлен сетевой ресурс, содержащий информацию о реализации на территории Российской Федерации продукции, в отношении которой применяются специальные экономические меры. Так, в частности, в ходе обозрения каталога продукции, размещенного на сайте https://fruktlain.ru/catalog/frukty/mandarin-ispaniya/, https://fruktlain.ru/catalog/frukty/sliva-krasnaya-ispaniya/ установлено, что к приобретению на территории Российской Федерации предлагаются продукты, страной происхождения которых является Испания. На сайте по каждому продукту приводится подробная информация, в том числе о месте его происхождения, наименовании, производителе, также указана цена, и имеется функционал добавления в «корзину», где в последующем оформляется заказ. Вход на сайт осуществляется свободно, размещенный каталог продукции доступен без регистрации для всех лиц. Также указаны сведения о получении товаров посредством курьерской доставки. Просит суд признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, размещенную на сайте https://fruktlain.ru/catalog/frukty/mandarin-ispaniya/, https://fruktlain.ru/catalog/frukty/sliva-krasnaya-ispaniya/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Управления Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО, ООО «ТаймВэб. Домены», Аллахкулиев С.А. при надлежащем извещении не явились.
Заслушав старшего помощника Новоуренгойского транспортного прокурора Николаенко Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2018, решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.3 ст.1 КАС РФ).
Согласно ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст.15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст.9 ФЗ №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.
В силу указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в целях защиты национальных интересов Российской Федерации органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу Указа № 560 запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 18.09.2023 № 693 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом № 560, продлено по 31.12.2024.
Во исполнение приведенных выше правовых актов Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, от 12.07.2018 № 420, от 24.06.2019 № 293, от 21.11.2020 № 730, от 20.09.2021 № 534, от 11.10.2022 № 725 и от 18.09.2023 № 560» по 31.12.2024 введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, по перечню согласно приложению.
Как следует из Перечня сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и которые по 31.12.2024 запрещены к ввозу в Российскую Федерации, запрещенным к ввозу и подлежащими уничтожению, в том числе являются: мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное; мясо крупного рогатого скота, замороженное; свинина свежая, охлажденная или замороженная; пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или замороженные; мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные; свиной жир, отделенный от тощего мяса, и жир домашней птицы, не вытопленные или не извлеченные другим способом, свежие, охлажденные, замороженные, соленые, в рассоле, сушеные или копченые; мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое; живая рыба (за исключением мальков лосося атлантического, мальков форели, мальков форели, мальков камбалы-тюрбо, мальков лаврака обыкновенного, живой декоративной рыбы); рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (за исключением молоди (спата) устриц, молоди (спата) мидий, молоди белоногой креветки; молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания); овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды (за исключением картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной для посева, гороха для посева); фрукты и орехи; колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе; пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира; соль.
При изложенных обстоятельствах, поскольку в отношении фруктов производства Испании, предлагаемых к приобретению на сайте, применяются специальные экономические меры, последние не могут реализовываться на территории Российской Федерации.
Требования ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» устанавливают запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Также ст. 14.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на страницах Интернет-сайта https://jamonshop.com.ru неопределенному кругу лиц предлагаются фрукты, страной происхождения которых является Испания. На сайте по данным продуктам приводится подробная информация, в том числе о месте его происхождения, наименовании, производителе, также указана цена, и имеется функционал добавления в «корзину», где в последующем оформляется заказ. Вход на сайт осуществляется свободно, размещенный каталог продукции доступен без регистрации для всех лиц. Также указаны сведения о получении товаров посредством курьерской доставки.
С учетом изложенного, поскольку выявленная информация, размещенная на сайте, нарушает прямой запрет, установленный Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» на рекламу товаров, реализация которых запрещена законодательством Российской Федерации, а также административным законодательством, подрывает экономические и национальные интересы Российской Федерации, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе российских производителей аналогичных товаров, последнюю следует рассматривать как запрещенную к распространению, в силу несоответствия положениям, установленным федеральным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15.1 Закона о защите информации).
Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по решению суда также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.
Как следует из представленной копии общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора, на момент проверки указанные Интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайте по сетевым адресам: https://fruktlain.ru/catalog/frukty/mandarin-ispaniya/, https://fruktlain.ru/catalog/frukty/sliva-krasnaya-ispaniya/ информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (часть 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░: https://fruktlain.ru/catalog/frukty/mandarin-ispaniya/, https://fruktlain.ru/catalog/frukty/sliva-krasnaya-ispaniya/ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░: https://fruktlain.ru/catalog/frukty/mandarin-ispaniya/, https://fruktlain.ru/catalog/frukty/sliva-krasnaya-ispaniya/ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.