Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
в составе председательствующего судьи Иванова С.В.,
при секретаре Павловой В.П.
с участием ст. помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бородиной Е.И., представителя администрации Чебоксарского муниципального округа Денисовой Е.А., заинтересованных лиц: представителя ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный аграрный университет» Толстовой Т.Ф., Караман Г.В., Миронова В.В., Григорьева В.Ю., Федотовой Г.Л., Федотовой Н.Н., Романова В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чебоксарского района к Администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по проведению межведомственной комиссии и обязании провести межведомственную комиссию
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики обратился с исковым заявлением к Администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по проведению межведомственной комиссии и обязании провести межведомственную комиссию. Требования мотивированы тем, что на территории Ишакского сельского поселения функционировал СХПК «Слава», которым было возведено строение барачного типа, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, <адрес>. Указанное строение, состоящее из 4-х помещений, барачного типа, год постройки не известен, возведено из бревен и крыши. Граждане, являвшиеся работниками СХПК «Слава», вселились в него для проживания. По заявлению жильца в июне 2016 года МУП БТИ Чебоксарского района составило технический паспорт на помещение дома. Степень износа на 2016 год составляла 65%. На территории Кшаушского сельского поселения расположено строение барачного типа по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Кшауши, <адрес>. Указанное строение, состоящее из 8-и помещений, барачного типа, возведено в 1987 году из бревен и крыши. Граждане, являвшиеся работниками учебно-опытного хозяйства, с разрешения учхоза вселились в него для проживания. По заявлению жильцов в апреле 2014 года МУП БТИ Чебоксарского района составило технические паспорта на помещения дома. Согласно данным БТИ бревенчатые стены дома из старых материалов поражены гнилью, в перегородках имеются прогибы балок, имеются проколы и трещины крыши, полы деревянные с прогибами и просадками, оконные материалы также выполнены из старых материалов и поражены гнилью. С учетом таких характеристик конструктивных элементов здания фактически дом не отвечает требованиям, предъявляемым жилым помещениям и непригодно для постоянного проживания. Степень износа на 2014 год составляла 60%. Вместе с тем администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики учет жилищного фонда не велся должным образом, не решен вопрос об отнесении вышеуказанных строений к жилищному фонду, меры, направленные на выяснение пригодности для проживания в таких помещениях, не приняты, не проведена работа по их расселению и установлению сроков расселения, как следствие информация о наличии такого жилищного фонда в вышестоящие органы власти не направлялась, в связи с чем вопрос о выделение средств на переселение граждан и (или) улучшение их жилищных условий в настоящее время не решен. Оценка деятельности администраций Ишакского и Кшаушского сельских поселений Чебоксарского района Чувашской Республики показала, что предоставленные законодательством полномочия и обязанности по аккумуляции и ведении реестра аварийного жилищного фонда, в том числе сведения о бараках и иных аналогичных строениях, не отвечающих современным требованиям безопасности и благоустроенности, не проводились в должной мере. Согласно выписке из похозяйственной книги № Ишакского территориального отдела администрации Чебоксарского муниципального округа в настоящее время в таком строении зарегистрированы и проживают 7 человек. Согласно выписке из похозяйственной книги № Кшаушского территориального отдела администрации Чебоксарского муниципального округа в настоящее время в таком строении зарегистрированы и проживают 18 человек. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Чебоксарского района, главам администраций Ишакского и Кшаушского сельских поселений внесены представления, по результатам рассмотрения которых исчерпывающие меры по устранению выявленный нарушений не приняты. Решением Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики признана правопреемником администрации Чебоксарского района и администраций Ишакского и Кшаушского сельских поселений Чебоксарского района Чувашской Республики. Просят признать незаконным бездействие администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по проведению межведомственной комиссии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № принято постановление «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания в отношении строений барачного типа, расположенных по адресам: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Кшауши, <адрес>; Чувашская Республика, Чебоксарский район, <адрес>; обязать администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу провести межведомственную комиссию для обследования строений барачного типа, расположенных по адресам: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Кшауши, <адрес>; Чувашская Республика, Чебоксарский район, <адрес>, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № принято постановление «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В судебном заседании старший помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бородина Е.И. исковые требования поддержала в полном объёме и вновь привела их суду.
Представитель ответчика администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики Денисова Е.А. исковые требования не признала, пояснив, что <адрес> строение барачного типа по <адрес> и <адрес> строение барачного типа по <адрес> на балансе органа местного самоуправления - администрации Чебоксарского муниципального округа не состоят, муниципальным имуществом не являются, в установленном порядке на праве пользования как жилым помещением жителям и гражданам данного дома и членам их семей не предоставлялись, в соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР ордер гражданам проживающим в данных бараках не выдавался, по нормам ЖК РФ в установленном порядке гражданам данных домов спорные дома не предоставлялись. Поскольку спорные временные сооружения (бараки) были построены СХПК «Слава» и учхозом «Приволжское» ЧСХИ, Ответчик не является правопреемником прав и обязанностей данных предприятий кооператива. В ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях спорных объектов; в реестры федеральной, государственной, муниципальной собственности спорные объекты не включены, юридическим или физическим лицам на праве собственности не предоставлены, указанные временные сооружения бараки не являются объектами муниципальной собственности. Следовательно у администрации отсутствует обязанность провести межведомственную комиссию.
Администрация полагает, что Истец в своем заявлении не установил, из какого правоотношения возник спор, не определили надлежащего ответчика по спору, не исследовали правовой режим отдельных видов жилищного фонда, права и обязанности нанимателей и наймодателей, а также действовавшие в СХПК «Слава» и учхозе «Приволжское» ЧСХИ правила, в соответствии с которыми жилые дома могли быть переданы гражданам – членам данных организаций при реорганизации (ликвидации) колхоза и при наличии иных условий, предусмотренных уставами этих организаций. Администрация вообще никогда не имела никакого отношения к указанным домам. Следовательно не вправе распоряжаться жилым помещением жилищного фонда принадлежащего СХПК Слава, и учхоза «Приволжское» ЧСХИ, так как не обладает правом собственности или иными правами на жилые помещения указанного жилищного фонда. Просят в иске отказать.
Заинтересованные лица Караман Г.В., Миронова В.В., Григорьева В.Ю., Федотовой Г.Л., Федотовой Н.Н., Романова В.М. исковые требования поддержали. При этом пояснили, что правоустанавливающих документов на занятие помещений у них нет, нет ордера, договора социального найма.
Представитель заинтересованного лица ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный аграрный университет» Толстова Т.Ф. исковые требования оставила на усмотрение суда, при этом пояснила, что деревянный барак, расположенный по адресу д. Кшауши, <адрес> был установлен как временное сооружение для сезонных рабочих из бревен, крыши разобранных от старой школы <адрес>, уже на тот момент исчерпавших несущую способность. Указанное строение было возведено (построено) учебно-опытным хозяйством «Приволжское», входящим в состав ФИО1 государственного сельскохозяйственного института на землях сельскохозяйственного назначения находящихся в пользовании ФИО1 государственного сельскохозяйственного института для научно-учебных целей. При этом акта приемки и разрешения на ввод вселившимся для проживания в барак, ордера на вселение и проживание не выдавались, какие-либо письменные решения о предоставлении жилья не принимались. Ввиду отсутствие акта о вводе в эксплуатацию, указанный дом БТИ фактически не был учтен как многоквартирный жилой дом, техпаспорт в порядке технической инвентаризации на жилой дом не составлялся. Более того, <адрес> как объект капитального строительства отсутствует в гос. кадастре недвижимости. Данный дом на балансе Кшаушского сельского поселения никогда не состоял, более того в реестре муниципального имущества Чебоксарского муниципального округа не числится. В ЕГРН за кем либо не зарегистрировано право собственности на квартиры в <адрес>.
Заинтересованные лица Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, БТИ Чебоксарского района ЧР в судебное заседание своих представителей не направили.
Заинтересованные лица Прохорова С.М., Смирнов М.В., Смирнов С.М., Миронова А.Н., Иванова Г.Е., Иванова Л.А., Иванова В.А., Иванова В.А., Иванова К.А., Григорьев В.Ю., Ильина Н.Н., Ильин М.С., Федотов И.О., Федотов А.Г., Федотов К.А., Федотов Д.О., Федотова М.А., Федотова А.А., Хицкова К.Г., Федотов Д.А., Федотов М.А., Федотова О.Н., Федотова Л.Н. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8). Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) права и свободы заявителя, а также не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Также при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
Разрешая заявленные исковые требования, основываясь на вышеуказанных нормах права и оценивая представленные доказательства по правилам КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1). Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд (ч. 2). Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска (ч. 4).
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищнымзаконодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановлениянарушенных жилищных прав, обеспечения сохранности жилищного фонда.
Согласно и. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищныхотношений согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Частью 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.
Федеральный законом от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ №) устанавливаются правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 16 ФЗ № региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать обоснование потребности, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств.
Частью 6 ст. 17 ФЗ № установлено, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации представляют сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации, полученные в том числе от органов местного самоуправления.
Статьей 7 ФЗ № установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления.
Судом установлено, что <адрес> строение барачного типа по <адрес> и <адрес> строение барачного типа по <адрес> на балансе органа местного самоуправления - администрации Чебоксарского муниципального округа не состоят, муниципальным имуществом не являются, в установленном порядке на праве пользования как жилым помещением жителям и гражданам данного дома и членам их семей не предоставлялись, что в соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР ордер гражданам проживающим в данных бараках не выдавался, по нормам ЖК РФ в установленном порядке гражданам данных домов спорные дома не предоставлялись.
<адрес> строение барачного типа по <адрес> состоящее из 4-х помещений со слов жителей было возведено СХПК «Слава» для граждан работавших в данном СХПК в 90-х годах прошлого века. При этом земельный участок под данным строением в установленном порядке, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возведения «многоквартирного дома», предусматривающий выделение на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики под строительство «многоквартирного дома» на выделялся, нет решения райисполкома Чебоксарского района о разрешении на строительства, как и акта ввода в эксплуатацию так называемого «многоквартирного дома».
Единственным основаниям для признания права на жилое помещение на тот момент в силу ст.48 Жилищного кодекса РСФСР являлся ордер.
Ордеров на занятия помещения в данном доме барачного типа не выдавалось.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А79-2620/2008 сельскохозяйственный производственный кооператив «Слава» <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, признан несостоятельным (банкротом).
Более того, <адрес> как объект капитального строительства отсутствует в государственном кадастре недвижимости.
Данный дом на балансе Ишакского сельского поселения никогда не состоял, более того в реестре муниципального имущества Чебоксарского муниципального округа не числится.
В ЕГРН за кем либо не зарегистрировано право собственности на квартиры в <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики, как не заключались и договора социального найма.
Земельный участок под домом№ строение барачного типа по <адрес> Чебоксарского района Чувашской Республики расположен на земельном участке сельскохозяйственного назначения бывшего СХПК «Слава»
В материалах дела отсутствует решение собственника или владельца о предоставлении жилья гражданам <адрес>, договор социального найма не заключался, доводы Истца о том, что вышеуказанное строение состоящее из 8 помещений барачного типа был предоставлен работникам учебно-опытного хозяйства, с разрешения учхоза и для вселения в него с целью проживания, нельзя принять во внимание, так как данные доводы документально не подтверждены и не имеют юридического значения, поскольку не установлен факт предоставления гражданам указанного дома как жилого помещения.
Согласно сведений ФГБОУ ВО «Чувашский государственный аграрный университет» указанных в отзыве по данному делу, а также руководствуясь судебными постановлениями по гражданским делам №№ «деревянный барак расположенный по адресу д.Кшауши, <адрес> был установлен как временное сооружение для сезонных рабочих из бревен, крыши разобранных от старой школы <адрес>, уже на тот момент исчерпавших несущую способность».
Указанное строение было возведено (построено) учебно-опытным хозяйством «Приволжское», входящим в состав Чувашского государственного сельскохозяйственного института на землях сельскохозяйственного назначения находящихся в пользовании Чувашского государственного сельскохозяйственного института для научно-учебных целей. При этом акта приемки и разрешения на ввод вселившимся для проживания в барак, ордера на вселение и проживание не выдавались, какие-либо письменные решения о предоставлении жилья не принимались.
Ввиду отсутствие акта о вводе в эксплуатацию, указанный дом БТИ фактически не был учтен как многоквартирный жилой дом, техпаспорт в порядке технической инвентаризации на жилой дом не составлялся.
Глава Кшаушского сельского поселения письмом от ДД.ММ.ГГГГ № подтвердил, что <адрес>, д. Кшауши был списан учхозом «Приволжское» ЧСХИ с баланса в 1997 году.
В результате судебного разбирательства в 2014 г. граждане, проживающие в данном доме знали о том, что дом списан с баланса Приволжское в 1997 году.
Более того, <адрес> как объект капитального строительства отсутствует в государственном кадастре недвижимости.
Данный дом на балансе Кшаушского сельского поселения никогда не состоял, более того в реестре муниципального имущества Чебоксарского муниципального округа не числится.
В ЕГРН за кем либо не зарегистрировано право собственности на квартиры в данном доме.
Согласно ЖК РСФСР на основании решения органа местного самоуправления, государственного либо муниципального предприятия или учреждения о предоставлении жилья по договору найма гражданину органом местного самоуправления выдавался ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. (В ЖК РФ выдача ордера не предусмотрена). На основании решения органа местного самоуправления (либо иного уполномоченного органа) заключается договор социального найма жилого помещения. Договор социального найма с администрацией не заключался, так как никто не предлагал это сделать.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об эксплуатационной способности, деформативности, разрушениях фундамента вышеуказанных домов, деревянных конструкций чердачного помещения.
Кроме того, технический паспорт на дом не может являться безусловным основанием признания дома пригодным для проживания, так как доказательства свидетельствуют, что обследование временного сооружения ни кем не проводилось, инструментальный контроль в ходе данного осмотра не проводился.
Указанный <адрес> расположен на земельном участке федеральной собственности сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для научных и учебных целей, с кадастровым номером №, находящегося на праве постоянного бессрочного пользования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный аграрный университет (ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ). Указанное подтверждается также картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки.
Спорный объект (жилой дом) по <адрес> был списан учхозом «Приволжское ЧСХИ» с баланса в 1997г.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, дело №, установлено, что из акта осмотра указанного дома, составленного комиссией ФГБОУ ВПО ЧГСХА от 08.04.2015г. следует, что данный дом возведен как барак временного пользования для сезонных рабочих изначально из бревен от разборки старой школы <адрес>, уже на тот момент исчерпавших несущие способность.
Поскольку спорные временные сооружения (бараки) были построены СХПК «Слава» и учхозом «Приволжское» ЧСХИ, ответчик не является правопреемником прав и обязанностей данных предприятий кооператива. В ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях спорных объектов; в реестры федеральной, государственной, муниципальной собственности спорные объекты не включены, юридическим или физическим лицам на праве собственности не предоставлены, указанные временные сооружения бараки не являются объектами муниципальной собственности, следовательно у администрации отсутствует обязанность провести межведомственную комиссию.
Администрация Чебоксарского муниципального округа никогда не имела никакого отношения к указанным домам, следовательно не вправе распоряжаться жилым помещением жилищного фонда принадлежащего СХПК Слава, и учхоза «Приволжское» ЧСХИ, так как не обладает правом собственности или иными правами на жилые помещения указанного жилищного фонда. Кроме того, сами СХПК «Слава» и учхоз «Приволжское» также не признавали в установленном порядке данный строения относящимися к жилому фонду предприятий.
Обращаясь в суд, прокурор ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее –Положение).
Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 494, от ДД.ММ.ГГГГ N 1653)
Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В пункте 3 Положения специально указано, что действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Административным истцом в лице прокурора в суд не предоставлено доказательств того что строения барачного типа введены в эксплуатацию как объекты капитального строительства и поставлены на кадастровый учет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и отнесены к жилому фонду как бывших собственников в лице СХПК «Слава» и учхоза «Приволжское», так и к административному ответчику – администрации Чебоксарского муниципального округа.
Анализ указанным норм Положения свидетельствует о том, что данное оно применимо только в отношении жилых помещений, а не любых помещений.
В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Обращаясь в суд с административным заявлением прокурор ссылается на требования пунктов 42-47 указанного выше Положения.
Пункты 42-47 указанного Положения регламентирует порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, то есть для этого необходимо как минимум признание многоквартирного дома жилым, а не любого строения барачного типа, возведенного хозяйственным способом на землях сельскохозяйственного назначения и без соблюдения Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Работа межведомственной комиссии заключается именно в определении многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, (когда у многоквартирного дома имеются все необходимые документы на отвод земельного участка, разрешение на его строительство и акт ввода в эксплуатацию), а не разрешение вопроса о том, относится ли два строения барачного типа к многоквартирному жилому дому или нет.
Анализ указанных выше обстоятельств свидетельствует о том, что требования прокурора не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>,
- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░»,
░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.