Административное дело № 2а-1646/2024 (2а-6029/2023;)
УИД: 47RS0005-01-2023-005071-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2024 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Ю. С.,
при секретаре Юзовой М.В.,
с участием административного истца Александровского А.В., представителя административных ответчиков Иванова М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Александровского Алексея Викторовича к ФКУ СИЗО 3 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Александровский Алексей Викторович обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО 3 УФСИН России о признании действий незаконными, о взыскании компенсации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему стало известно о том, что его права на ненадлежащие условия содержания нарушались в период его нахождения в СИЗО-3 города Выборга с 2013 года по 2015 год, камера №.
На протяжении двух период времени он содержался в ненадлежащих условиях, а именно: отсутствие горячего водоснабжения в камерах СИЗО-3, что существенно затрудняло соблюдение личной гигиены в полном объеме.
Таким образом нарушались его права согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, а также ст.ст. 93,99,100 УИК РФ, Приказ Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 г. № 103, пункты 8.1.1.Сан.Пин 2.1.2.2645-10 от 10.06.2010 года № 67 РФ и другие статьи и Федеральные Законы РФ.
Помывка в бане СИЗО-3 осуществлялась всё это время его пребывания – один раз в неделю, что противоречит нормам и стандартам, регламентированным законодательством РФ. Таким, как УИК РФ и нормам Сан.Пин. – в которых четко отражено, что помывка должна осуществляться не один, а два раза в неделю.
Площадь камер составляет 8 кв.м. на четырех человек, а в соответствии со ст. 23 ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ площадь камеры на одного человека должна составлять не мене 4 кв.м.
В связи с теснотой во всех камерах, в которых он содержался все это время, он испытывал моральные и физические страдания. Из-за нехватки свободного места между сокамерниками часто возникали конфликтные ситуации, что негативно отражалось на его психике.
Прогулочные дворики в СИЗО-3 составляют площадь не более 12 кв.м, что не позволяло свободно осуществлять прогулку, свободно и полноценно. При этом, на прогулку выводились одновременно все люди, содержащиеся в одной камере. Одна камера в одном дворике.
Стены двориков были оштукатурены раствором цемента в грубый наброс, так называемой «шубой», с очень острыми краями, что могло привести и приводило к травмированию.
Осуществляя прогулку в тесноте и опаской пораниться о стены дворика, я испытывал дискомфорт и сильное психологическое напряжение.
Данные условия на прогулках приводили к напряженности и к конфликтам между сокамерниками.
В камерах, в которых он содержался весь этот период, было явное недостаточное освещение – оно было очень тусклое и слабое. Это не позволяло ему без вреда для зрения свободно читать и писать. Болели и слезились глаза.
Административный истец страдает врожденным слабым зрением и постоянно носит очки с диоптрией +3.
Административный истец просит признать нарушение его прав, которые предусмотрены ст.ст.8,10,12,101 УИК РФ, а также ст.ст. 2,17,21 Конституции РФ.
Вследствие чего физические и морально-нравственные страдания были причинены ему на протяжении всего продолжительного периода его нахождения в СИЗО-3 г. Выборга в связи с ненадлежащими условиями содержания, что противоречит Российскому Законодательству.
На основании изложенного административный истец просит:
- взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию в размере 200 000 рублей, данную сумму компенсации считает разумной и справедливой, компенсирующей его морально-нравственные и физические страдания в достаточном объеме за нарушения ответчиком надлежащих условий режима содержания.
В ходе судебного рассмотрения дела, исходя из характера возникших спорных правоотношений, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Административный истец Александровский А.В. в судебном заседании с использованием системы видеоконференц связи поддержал заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчиков по доверенности Иванов М.О. возражал против удовлетворения административных исковых требований Александровского А.В.
Выборгский городской прокурор о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не представил.
Учитывая положения части 6 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы, выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируется Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждены Правила внутреннего следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189).
В СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Александровский Алексей Викторович, 28.07.1978 года рождения, согласно справке от 13.05.2023 года, выданной ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по учетным данным отдела специального учета ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, содержался в учреждении в период с 28.01.2015 года по 26.10.2015 года, освобожден по сроку, содержался в камерах: № кв.м.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Из материалов дела следует, что в СИЗО-З в соответствии с Федеральным законом № 10З-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых в обвиняемых. в совершении преступлений», приказом МЮ РФ от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка. следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее приказ №189) камерные помещения для постоянного содержания спецконтингента оборудованы: столом; скамейками, по количеству лиц в камере: санитарным узлом; батареями отопления; водопроводной водой, которая - соответствует санитарным нормам и подается централизованно из городской сети; баками для питьевой воды, вешалками для верхней одежды: полками для туалетных принадлежностей, настенными зеркалами. -светильниками. ночного освещения, а так же предусмотрено дневное освещение, розетками для подключения электроприборов, радио – динамиками, радиоточками, санитарными узлами (унитазом, бачком со сливным механизмом, раковиной, зеркалом), расположенными на расстоянии-не менее 2 метров от столов и не менее 1.5 метров до спальных мест, отгороженными стационарными кабинками высотой не менее 180 см., что обеспечивает приватность; окнами с форточками для доступа свежего воздуха, (окна камер имеют остекление, проверка целостности остекления окон камерных помещении производится ежедневно), размеры оконных проёмов 101 см/ 99 см.: для обеспечения дневного освещения с 06 до 22 часов, камеры оборудованы лампами дневного света, мощностью по 65 ватт, (уровень освещенности соответствует требованиям санитарных норм), а в ночное время с 22 до 06 часов включается только дежурное освещение-с лампой накаливания мощностью 25 ватт, расположенной над входной дверью в камерное помешен не (для того, чтобы не мешать сну содержащихся в камере граждан): также сообщаем, что все лица, содержащиеся в камерных помещениях учреждения обеспечены индивидуальным спальным местом, необходимыми спальными принадлежностями (матрац, подушка, одеяло. 2 простыни, наволочка, полотенце) и столовыми приборами (тарелка, кружка, ложка).
Подозреваемым, обвиняемым и осужденным в СИЗО-3 не реже одного раза в неделю предоставляется возможность помывки в душе, продолжительностью не менее 15 минут. Душевые оборудованы 12 лейками, а также вешалками н скамейками для переодевания.
Уборочный инвентарь, тазы для стирки выдаются по заявлениям подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в целях недопущения порчи и обеспечения сохранности. Индивидуальные средства гигиены (гигиенические наборы) выдаются один раз в месяц.
Согласно п. 42 приказа Ж139 камерные помещения оборудуются телевизорами, холодильниками, вентиляционным оборудованием при наличии возможности. В СИЗО-3 не имеется возможности предоставления вентиляционного оборудования, телевизоров и холодильников в каждое камерное помещение.
Таким образом, за период содержания в СИЗО-3 заявитель, был обеспечен вещевым имуществом (матрацем, подушкой, простынями, наволочками, полотенцем: одеялом), а также столовыми приборами (тарелка, кружка, ложка) на каждого содержащегося в полном объеме.
С целью обеспечения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на ежедневную прогулку на свежем воздухе продолжительностью не менее одного часа, в учреждении имеется 16 прогулочных дворов.
Общая площадь прогулочных дворов составляет 147.8 кв.м, Прогулочный двор выполнен из кирпича, верх перекрыт решеткой из. стального прута. Двор оборудован скамейками, навесами от атмосферных осадков, обеспечен сток воды. Вывод подозреваемых, обвиняемых и осужденных на прогулку осуществляется с учетом соблюдения минимальной санитарной площади 4.5 кв.м. на одного подозреваемого, обвиняемого, осужденного.
Прогулка в СИЗО-З осуществляется ежедневно согласно приказа «Об утверждении распорядка дня для, лиц содержащихся в ФКУ СИЗО-З УФСИН России но г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области», ежедневно с 09:00 до 13:00 и 14:00 до 20:45 преимущественно в светлое время суток и устанавливается по скользящему графику.
На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые, - обвиняемые и осужденные, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером). Выводимые на прогулку должны быть одеты по сезону.
В учреждении во всех камерных помещениях установлены кнопки, вызывной сигнализации. Вызывная сигнализация в исправном состоянии. Согласно требований «Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органах Федеральной службы исполнения наказания», утвержденным приказом МЮ России 214 от 30.03.2005 в связи со спецификой учреждения, здание режимного корпуса, в котором находятся камерные помещения, оборудованные системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и эвакуацией людей при пожаре, а именно датчики и извещатели установлены в коридоре режимного корпуса согласно утвержденному плана проекта пожарной сигнализации. В камерах установка датчиков не предусмотрена, в связи с тем. что постоянно осуществляется надзор.
В соответствии с п. 127 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику во время ежедневного обхода им камер.
Из ответа заместителя Выборгского городского прокурора советника юстиции Федорова Д.К. за № 17-03-2024 от 07.05.2024 года следует, что копии прокурорских представлений, вынесенных по результатам прокурорских проверок ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области за период с 2012 по 2015 г.г. не представляется возможным предоставить в связи с их уничтожением по истечении срока хранения.
Из материалов дела не усматривается, что административный истец обращался с заявлениями к руководству СИЗО-3 о направлении его на медицинское освидетельствование в связи с причинёнными страданиями.
Между тем, обращаясь в суд с административным иском, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих ненадлежащее содержание в камере, что привело к ухудшению его здоровья либо обострению и прогрессированию заболеваний, нарушению его прав и интересов.
Кроме того, Александровский А.В. 26.10.2015 года убыл из ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В настоящее время находится в другом учреждении, из которого и направлен рассматриваемый административный иск, из чего суд делает вывод об отсутствие препятствий для обращения административного истца в суд, однако свое право административный истец реализовал только в ноябре 2023 года по прошествии более 8 лет.
В данной связи суд приходит к выводу о пропуске Александровским А.В. трехмесячного срока для обращения в суд с данным административным исковым заявлением и отсутствии уважительных причин его пропуска, послуживших бы основанием для его восстановления.
Приведенные обстоятельства в их совокупности свидетельствует об отсутствии необратимых для Александровского А.В. негативных последствий, для устранений которых требуется денежная компенсация.
При указанных обстоятельствах суд считает, что для удовлетворения заявленных Александровским А.В. требований не имеется законных оснований.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ 3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.05.2024