Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-608/2023 ~ М-523/2023 от 10.05.2023

Дело № 2а- 608/2023

УИД 44RS0003-01-2023- 000651-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 июня 2023 года

Шарьинский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи: Гуманец О.В.

при секретаре Воронцовой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Шарья Костромской области к заместителю начальника отделения - заместителю старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 67044/23/44001-ИП,

УСТАНОВИЛ:

администрация городского округа город Шарья Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 2.05.2023 года по исполнительному производству № 67044/23/44001-ИП.

В обоснование иска указано, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от 24 ноября 2022 года по делу №000 удовлетворён иск Шарьинского межрайонного прокурора о возложении на администрацию обязанность предоставить Гаськовой А.Д., ДД.ММ. года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения с учётом нормы предоставления жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 19.04.2023 года на основании исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство № 67044/23/44001-ИП. Администрации установлен 5-дневнкй срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 2.05.2023 года с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального чакона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Администрация предпринимает все необходимые меры для надлежащего исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

21 января 2022 года с целью исполнения решений Шарьинского районного суда о предоставлении жилых помещений отвечающих санитарным и техническим нормам на основании которых были возбуждены исполнительные производства, между Администрацией и Департаментом строительства, жилищно - коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса Костромской области было заключено Соглашение «О предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений». Субвенциями предусмотрено 5 207 600 (пять миллионов двести семь тысяч шестьсот) рублей.

На вышеперечисленные субвенции Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья планировалось заключить не менее 5 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Шарья Костромской области. На 26.07.2022 года заключено 3 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

24 мая 2022 года было заключено дополнительное соглашение к Соглашению от 21 января 2022 года «О предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городскою округа город Шарья Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» № 34730000-1-2023 -003, в соответствии с которым сумма субвенций с 5 207 600 рублей сократилась до 3 078 700 рублей.

В соответствии с Соглашением «О предоставлении из бюджета субвенции из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья Костромской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» от 25 января 2023 года № 34730000-1-2023-003 размер субвенции в 2023 году составляет 1 223 000 рублей (п. 2.1).

Вопрос о предоставлении жилого помещения Гаськовой А.Д. будет рассмотрен на ближайшей жилищной комиссии. Гаськова А.Д. будет обеспечена жилым помещением.

Также администрация считает, что уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора является нецелесообразной, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета (муниципального образования) в другой (федеральный) внутри бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений, будут взысканы в виде исполнительского сбора.

Администрация считает, что приняла все меры для надлежащего исполнения обязательств, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру обязательств и условиям оборота. Исполнение решения Шарьинского районного суда от 24.11.2022 года по делу №000 в установленный судебным приставом-исполнителем срок было объективно невозможно, так же в связи с изложенными обстоятельствами было невозможно его исполнение на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В ходе подготовки к рассмотрению дела судом к участию было привлечено УФССП России по Костромской области в качестве второго административного ответчика, а также Шарьинский межрайонный прокурор и Гаськова А.Д. в качестве заинтересованных лиц.

Дело рассматривалось в отсутствие сторон, своевременно извещённых о дате слушания.

Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Гаськова А.Д. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время проживает в общежитии, намерена продолжить учёбу по другой специальности. Также пояснила, что ожидает ребёнка.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе рассмотрения дела решением Шарьинского районного суда от 24.11.2022 года на администрацию городского округа город Шарья возложена обязанность предоставить Гаськовой А.Д., ДД.ММ. года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения с учётом нормы предоставления жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

На основании предъявленного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем 19.04.2023 года было возбуждено исполнительное производство № 67044/23/44001-ИП. Должнику установлен срок для добровольного исполнения- 5 дней.

В установленный пятидневный срок после получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении указанного исполнительного производства решение суда исполнено не было.

Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 2.05.2023 года в связи с неисполнением в срок в добровольном порядке требований исполнительного документа с администрации городского округа город Шарья взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей.

В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В силу п.75 того же Постановления при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ
(ред. от 29.05.2023) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В январе 2022 года с целью исполнения решений Шарьинского районного суда о предоставлении жилых помещений отвечающих санитарным и техническим нормам на основании которых было возбуждено вышеизложенное исполнительное производство между администрацией и Департаментом строительства, жилищно- коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса Костромской области было заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которому размер субвенций составлял 5 207 600 рублей.

24 мая 2022 года было заключено дополнительное соглашение к Соглашению от 21 января 2022 года «О предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городскою округа город Шарья Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицами из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» № 34730000-1-2023 -003, в соответствии с которым сумма субвенций с 5 207 600 рублей сократилась до 3 078 700 рублей.

В соответствии с Соглашением «О предоставлении из бюджета субвенции из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья Костромской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» от 25 января 2023 года № 34730000-1-2023-003 размер субвенции в 2023 году составляет 1 223 000 рублей (п. 2.1).

Бюджет городского округа город Шарья на 2022 год, утвержденный Решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 26.05.2022 N 30-ДН "О бюджете городского округа город Шарья Костромской области на 2022 год» как и за предыдущие годы, принят с дефицитом в размере 1 971000 рублей, дополнительные денежные средства на обеспечение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо предусмотренных областных субвенций на исполнение указанных государственных полномочий не содержал.

Согласно сведениям Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья за период с 1.01.2015 года 84 гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа обеспечены жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Свободными жилыми помещениями жилищный фонд не располагает.

Следовательно, исполнение решений суда в интересах указанной категории лиц могло осуществляться исключительно за счет направленных областью субвенций.

Администрация городского округа город Шарья Костромской области обращалась в Департамент строительства, жилищно- коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса Костромской области с просьбой о выделении дополнительных субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Между тем, в связи с ограниченностью бюджетных ассигнований, в выделении дополнительных субвенций было отказано.

Указанные доводы подтверждены представленными суду документами: уведомлением об изменении бюджетных ассигнований по расходам на основании решения Думы городского округа город Шарья Костромской области от 26.05.2022 N 30-ДН, Соглашением о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, дополнительным соглашением к Соглашению от 21 января 2022 года, Соглашением от 25 января 2023 года № 34730000-1-2023-003, а также сведениями об отсутствии свободных жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде на территории городского округа город Шарья Костромской области.

По мнению суда, административным истцом представлены достаточные и неопровержимые доказательства, свидетельствующие о принятии мер для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было в силу вышеизложенных обстоятельств невозможно.

При указанных обстоятельствах, наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации городского округа город Шарья в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, административный иск об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2.05.2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 67044/23/44001-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░         ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-608/2023 ~ М-523/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация городского округа г. Шарья Костромской области
Ответчики
Заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карпова О.А.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области
Другие
Гасанов Зия Фейруз оглы
Шарьинский межрайонный прокурор
Гаськова А.Д.
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Судья
Гумaнец О.В.
Дело на сайте суда
sharinsky--kst.sudrf.ru
10.05.2023Регистрация административного искового заявления
10.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2023Дело оформлено
11.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее