Дело № 2а-2036/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 октября 2022 года г. Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Анофриковой С.Н., при секретаре Брилевой В.О., Захаровой О.Д. с участием административного истца Тимченко В.А., представителя административного ответчика Акиншиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимченко ИО1 к МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России по Камчатскому краю об обжаловании действия (бездействия), возложении обязанности взыскании компенсации
установил:
Административный истец Тимченко В.А. обратился в суд с административным иском к МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России по Камчатскому краю, просил признать незаконными его действие (бездействия) по не даче ответа на заявление в установленный законом срок, взыскать компенсацию в размере 5000 рублей. В административном иске ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано два заявления об оказании медицинской помощи по зрению о проведении комиссии на инвалидность и просил выдать копию осмотра терапевта от ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени ответы на свои заявления административный истец не получил.
Административный истец Тимченко В.А. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административных ответчиков, заинтересованного лица Акиншина Е.А. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Изучив административный иск, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации такого права регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в силу части 1 статьи 9 и пункта 4 части 1 статьи 10 которого, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение, подлежит обязательному рассмотрению с предоставлением письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 УИК РФ).
Частью 4 статьи 12 УИК РФ и пунктом 62 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 и действовавших в рассматриваемый период времени, предусмотрено право осужденных обращаться от своего имени с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы Российской Федерации, в том числе к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.
Согласно части 1 статьи 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований УИК РФ.
Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к лишению свободы, адресованных в органы, указанные в части 4 статьи 12 УИК РФ, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3 статьи 15 УИК РФ).
Пунктом 65 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений определено, что администрация исправительного учреждения ежедневно обходит камеры и принимает от осужденных, находящихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, общих и одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, ТПП, предложения, заявления, ходатайства и жалобы, как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал приема осужденных по личным вопросам и докладываются начальнику ИУ.
В силу пункта 66 указанных Правил внутреннего распорядка регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации исправительного учреждения, осуществляется службой делопроизводства исправительного учреждения в течение 3-х дней с момента их подачи.
В соответствии с частью 6 статьи 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу (пункт 67 Правил внутреннего распорядка).
Частями 1 и 1.1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением письменных обращений, поступивших высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 указанного Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что Тимченко В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, являющимся юридическим лицом, учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и находящимся в ведении ФСИН России, которое согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета (л.д. 25, 38-83).
Из тетради по приему заявлений осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, которая ведется сотрудниками ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю и хранится на посту младшего инспектора ШИЗО, следует, что ДД.ММ.ГГГГ Тимченко В.А. передал сотрудникам исправительного учреждения заявление (3 экз.), однако в нарушение требований вышеуказанных нормативных правовых актов административный ответчик не дал ответа на данные заявления.
Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах требование административного истца о признании незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России по Камчатскому краю, выразившееся в не даче ответа на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ в подлежит удовлетворению.
Поскольку на момент рассмотрения административного дела осужденному письменного ответа на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ не дано, суд согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ находит требование административного истца о возложении на административного ответчика ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России обязанности дать Тимченко В.А. ответ на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 227.1 КАС РФ (часть 3 статьи 227.1 КАС РФ).
Согласно части 4 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю допустило нарушение условий содержания в исправительном учреждении Тимченко В.А. выразившееся в не уведомлении осужденного о направлении его заявление от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУЗ МСЧ-41 ФСИН России, то с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация за указанное нарушение.
Доводы представителя административного ответчика о том, что заявление Тимченко В.А. от ДД.ММ.ГГГГ не поступало в службу делопроизводства исправительного учреждения и не регистрировалось им, правого значения для дела не имеют, поскольку указанные факты не освобождали исправительное учреждение от выполнения требований статьи 15 УИК РФ и части 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ, а также Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, поскольку факт обращения Тимченко В.А. с заявлением подтвержден в судебном заседании.
Исходя из характера, продолжительности и фактических обстоятельств допущенного исправительным учреждением нарушения, а также из отсутствия в настоящее время каких-либо последствий для осужденного от него, с учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что компенсацию необходимо определить в размере 500 рублей.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 9 статьи 227.1 КАС РФ).
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-41 ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░-41 ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░1 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 3 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░