Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1164/2024 ~ М-739/2024 от 24.05.2024

Дело № 2а-1164/2024

УИД 45RS0008-01-2024-001229-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Аверкиной У.А.,

при секретаре Концариной Н.А.

рассмотрев в с. Кетово Курганской области в открытом судебном заседании 12 июля 2024 г. административное дело по административному иску Быкова Максима Викторовича к Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности,

установил:

Быков М.В. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором указал, что 19.02.2024 Администрацией Кетовского муниципального округа Курганской области (далее также - Администрация Кетовского муниципального округа, а также Администрация) ему было отказано в перераспределении земельного участка общей площадью 940 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №, на основании п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, так как в границах участка расположен объект, собственник которого не определен, в связи с чем установить в его отношении сервитут не представляется возможным.

Ссылаясь на то, что собственником данного объекта недвижимости является сам административный истец, просил признать данный отказ Администрации Кетовского муниципального округа незаконным, обязать административного ответчика передать в собственность административного истца указанный выше земельный участок.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Васильев В.А. и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области.

Административный истец Быков М.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика - Администрации Кетовского муниципального округа в судебное заседание не явился, извещен.

Заинтересованное лицо Васильев В.А. в судебном заседании не возражал относительно заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен. Представил отзыв, согласно которому просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, рассмотрение дела оставил на усмотрение суда.

С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.

Заслушав участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания действий и решений административного органа или должностного лица незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что 12.02.2024 Быков М.В. обратился в Администрацию Кетовского муниципального округа с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 941 (800+141) кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

14.02.2024 Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского муниципального округа (далее также - комиссия) было принято решение об отказе Быкову М.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, так как в его границах расположен объект, собственник которого не определен, в связи с чем установить в его отношении сервитут не представляется возможным, о чем в материалы дела представлена выписка из протокола заседания указанной комиссии № 5 от 14.02.2024.

Письмом от 19.02.2024 за № 901 Администрацией Кетовского муниципального округа было сообщено Быкову М.В. о принятом комиссией решении и отказе в предоставлении земельного участка.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Быкова М.В. с настоящим административным иском в суд.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.

Пунктами 1 и 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при перераспределении земельных участков; целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, среди прочего, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Согласно статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 указанной статьи).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 указанной статьи).

Согласно пункту 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Подпункт 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве общего правила закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии в том числе следующего основания: на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, по сведениям ЕГРН административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

Данный земельный образован в результате раздела земельного участка с кадастровым №, площадью 1600 кв.м, принадлежащего на праве общей долевой собственности административному истцу Быкову М.В. и заинтересованному лицу Васильеву В.А. (1/2 доли у каждого).

Собственником второго образованного (смежного) земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, является Васильев В.А.

По обращению Быкова М.В. кадастровым инженером подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по координатам в системе координат МСК-45 (зона 2) в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).

Согласно схемы в границах испрашиваемого земельного участка действительно находятся строения, при этом испрашиваемый земельный участок прилегает к принадлежащему Быкову М.В. земельному участку с кадастровым номером №, имеющего смежную границу с участком Васильева В.А. с кадастровым номером №.

В ЕГРН отсутствуют сведения о собственнике таких строений.

Вместе с тем, как следует из пояснений самого административного истца, заинтересованного лица Васильева В.А., а также опрошенного свидетеля ФИО3 (собственника арендуемого смежного земельного участка с кадастровым номером №), хозяйственные постройки (баня, сарай и иные строения) на испрашиваемом земельном участке принадлежат Быкову М.В.

Оснований не доверять пояснениям указанных лиц не имеется.

Таким образом, собственником хозяйственных построек, расположенных на испрашиваемом земельном участке является сам административный истец.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в собственность без проведения торгов, регламентирован ст. ст. 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу положений п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении испрашиваемого участка в порядке перераспределения земельного участка обратился административный истец, который является собственником размещенных на указанном участке хозяйственных строений, суд приходит к выводу, что оспариваемое Быковым М.В. решение принято формально, без выяснения всех обстоятельств дела. В связи с этим оно подлежит отмене.

В части требования Быкова М.В. по возложению на административного ответчика обязанности по передаче в собственность административного истца земельного участка следует отказать ввиду следующего.

Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. ст. 10, 11 и 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

В связи с этим в качестве способа восстановления нарушенного права Быкова М.В. суд считает необходимым возложить на Администрацию Кетовского муниципального округа обязанность по устранению допущенного нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения его заявления.

На основании статьи 187 КАС РФ суд полагает возможным установить административному ответчику для исполнения возлагаемой обязанности срок - 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.02.2024 № 901 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.08.2024.

░░░░░                                      ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1164/2024 ~ М-739/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Быков Максим Викторович
Ответчики
Администрация Кетовского муниципального округа Курганской области
Другие
Васильев Владимир Анатольевич
Управление Росреестра по Курганской области
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Судья
Аверкина Ульяна Александровна
Дело на сайте суда
ketovsky--krg.sudrf.ru
24.05.2024Регистрация административного искового заявления
24.05.2024Передача материалов судье
27.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2024Судебное заседание
12.07.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее