Дело № 2а-641/2022
51RS0015-01-2022-000207-26 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2022 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи: Т.В.Барановой,
при секретаре: О.С. Беркутовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к Колесникову Константину Викторовичу о взыскании недоимки по налоговым обязательствам,
у с т а н о в и л:
МИФНС России №9 по Мурманской области (административный истец) обратилась в Ловозерский районный суд Мурманской области с указанным административным иском к Колесникову Константину Викторовичу (административный ответчик), мотивируя тем, что административный ответчик состоит на учете в Инспекции. В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом выставлено требование от 21.06.2018 № 34025, от 21.06.2018 № 13406, от 28.06.2019 № 42782 и №13680, от 25.06.2020 № 32070 об уплате налогов. Судебный приказ о взыскании задолженности отменен в связи с возражениями должника. Ссылаясь на положения ст.ст.31, 45, 48 и 75 Налогового кодекса РФ административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество за 2014-2018 годы в сумме 660 руб. и пени в размере 31,04 руб., по земельному налогу за 2014-2018 годы в сумме 510 руб. и пени 21,12 руб.
Определением Ловозерского районного суда Мурманской области от 23.06.2022 административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Мурманской области к Колесникову К.В. о взыскании недоимки по налоговым обязательствам передано на рассмотрение в Прионежский районный суд.
Ссылаясь на положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (Налогового кодекса РФ) административный истец просил суд взыскать с Колесникова К.В. недоимку по налоговым обязательства в указанном размере.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен о слушании дела по месту нахождения, возражений по иску, как и каких-либо ходатайств не представил.
Поскольку установленных статьями 150, 152 КАС РФ оснований отложения судебного разбирательства не имеется, а также с учетом положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если их явка не признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явка которых не признана судом обязательной.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.23, п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.1 ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п.1 ст.38 Налогового кодекса РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Статьи 14, 15 Налогового кодекса РФ предусматривают, что к региональным налогам относится транспортный налог, к местным налогам и сборам - земельный налог, налог на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пп. 2, 3, 4 ст.52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть направлено физическому лицу по почте заказным письмом. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, что административным истцом административному ответчику 09.09.2017 было направлено налоговое уведомление №112524081, на основании которого Колесников К.В. в срок не позднее 01.12.2017 должен был уплатить налоги, в том числе налог на имущество физических лиц (... доля квартиры, расположенной по адресу: ...) за 2014 - 2016 годы в размере 205 рублей.
16.11.2017 административный истец направил административному ответчику налоговое уведомление №80848908, из которого следует, что Колесников К.В. в срок не позднее 18.01.2018 должен был произвести уплату налогов, в том числе земельного налога за 2014-2016 годы (... доля земельного участка с кадастровым номером №) в сумме 302 руб.
23.06.2018 административный истец направил административному ответчику налоговое уведомление №4312862, из которого следует, что Колесников К.В. в срок не позднее 03.12.2018 должен был произвести уплату налогов, в том числе земельного налога за 2017 год в сумме 104 руб.; налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 181 руб.
04.07.2019 административный истец направил административному ответчику налоговое уведомление №10888647, из которого следует, что Колесников К.В. в срок не позднее 02.12.2019 должен был произвести уплату налогов, в том числе земельного налога за 2018 год в сумме 104 руб.; налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 274 руб.
В связи с тем, что вышеуказанные налоговые уведомления административным ответчиком в установленные сроки не были исполнены, 21.06.2018 в адрес административного ответчика налоговой инспекцией выставлено требования:
- №34025 об уплате в срок до 14.08.2018 налога на имущество физических лиц за 2014 - 2016 годы в размере 205 рублей, а также пени за неуплату налогов в общем размере 10,32 руб.;
- №42782 об уплате в срок до 10.09.2019 налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 181 руб., а также пени за неуплату налогов в общем размере 9,60 руб.;
- №33070 об уплате в срок до 17.11.2020 налога на имущество физических лиц за 2018 в размере 274 руб., а также пени за неуплату налогов в общем размере 11,12 руб.;
- №13406 об уплате в срок до 14.08.2018 земельного налога за 2014 - 2016 годы в размере 302 руб., а также пени за неуплату налогов в общем размере 11,38 руб.;
- №13680 об уплате в срок до 17.09.2019 земельного налога за 2017 год в размере 104 руб., а также пени за неуплату налога в размере 5,52 руб.;
- №8721 об уплате в срок до 17.11.2020 земельного налога за 2018 годы в размере 104 руб., а также пени за неуплату налога в размере 4,22 руб.
Указанные налоговые требования Колесниковым К.В. исполнены не были.
06.12.2021 административный истец обратился к мировому судье судебного участка Ловозерского судебного района о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по налоговым обязательствам.
Мировым судьей судебного участка Ловозерского судебного района был вынесен судебный приказ о взыскании с Колесникова К.В. в пользу МИФНС России №9 по Мурманской области недоимки по налоговым обязательствам в размере 1 222,16 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка Ловозерского судебного района от 24.12.2021 вышеуказанный судебный приказ отменен.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 19.05.2022.
Согласно статье 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой налогов действий по принудительному взысканию недоимок по уплате налогов, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
Так, статьей 48 Налогового кодекса РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз.3 п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ,Ю если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования, срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и срока на исполнение требования.
Следовательно, принимая во внимание положения статьи 6.1 Налогового кодекса РФ и то что, общая сумма по требованию по уплате налогов за 2014-2018 годы не превысила 10000 рублей, в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по налогам к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа не истек.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца.
Применительно к положениям ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в бюджет Прионежского муниципального района Республики Карелия в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 174, 175, 290 КАС РФ суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ 2014-2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 660 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 31,04 ░░░.; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ 2014-2018 ░░░░ - 510 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ - 21,12 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.10.2022.