<номер>
Дело № 2а-854/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Парфёнова Н.Г.,
при помощнике судьи <ФИО>4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <ФИО>1 к прокуратуре <ФИО>2 г. <ФИО>3 Камчатского края, прокуратуре Камчатского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
Административный истец <ФИО>1 обратился в суд с административным иском к прокуратуре <ФИО>2 г. <ФИО>3 Камчатского края, в котором просит признать незаконным бездействие и.о. прокурора <ФИО>2 г. <ФИО>3 <ФИО>5, выразившееся в непринятии мер к регистрации заявления <ФИО>1 и не направлении заявления о возбуждении уголовного дела от <дата> в органы предварительного расследования; признать незаконным решение и.о. прокурора <ФИО>2 г. <ФИО>3 <ФИО>5 от <дата> № <номер>; обязать прокурора <ФИО>2 г. <ФИО>3 зарегистрировать заявление <ФИО>1 в книге учета сообщений о преступлениях и передать в органы предварительного расследования.
В обоснование указал, что <дата> заявление <ФИО>1 о привлечении к уголовной ответственности <ФИО>6 и иных лиц направлено и.о. прокурора <ФИО>2 г. <ФИО>3 <ФИО>5 в <данные изъяты> по <ФИО>2 на основании п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от <дата> № <номер> При этом нарушен п. <номер> Приказа Генерального прокурора РФ от <дата> № <номер> «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о преступлениях», предусматривающий незамедлительную фиксацию в Книге учета сообщений о преступлениях подобных сообщений и безотлагательную передачу их в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст.ст. 144, 151 УПК РФ, чем нарушены права административного истца, предусмотренные ст. 52 Конституции РФ.
Определением Советского районного суда г. Владивостока от <дата> к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Камчатского края.
В судебном заседании административный истец <ФИО>1 и его представитель адвокат <ФИО>7 на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным в нем доводам, а также добавили, что оспариваемыми действиями должностных лиц прокуратуры <ФИО>2 г. <ФИО>3 нарушены сроки рассмотрения заявления <ФИО>1 и его право на защиту жилья.
Представитель административных ответчиков прокуратуры <ФИО>2 г. <ФИО>3 и прокуратуры Камчатского края <ФИО>8 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на административный иск, в которых указал, что <дата> в прокуратуре <ФИО>2 г. <ФИО>3 зарегистрировано обращение <ФИО>1 о возбуждении уголовного дела в отношении <ФИО>9 и неустановленных лиц по факту самоуправства, подделки документов, мошенничества. По результатам рассмотрения обращения и.о. прокурора <ФИО>2 г. <ФИО>3 <ФИО>5 принято решение о направлении обращения в <данные изъяты> по <ФИО>2, о чем административному истцу направлено уведомление от <дата> № <номер>. Заявление <ФИО>1 не было зарегистрировано в установленном Приказом Генерального прокурора РФ от <дата> № <номер> порядке, поскольку оно не содержало сведений о конкретных фактических обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, что не ставит под сомнение правильность принятого и.о. прокурора <ФИО>2 г. <ФИО>3 <ФИО>5 решения. Перенаправленное обращение <ФИО>1 зарегистрировано в <данные изъяты> по <ФИО>2 <дата> в <номер>, по нему проведена проверка в порядке ст. 145 УПК РФ и принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Права административного истца в данном случае не нарушены.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 226 КАС РФ, неявка административных ответчиков в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения настоящего административного дела, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав административного истца и его представителя, исследовав материалы дела и представленные доказательства с учетом требований ст.ст. 62, 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что <дата> в прокуратуре <ФИО>2 г. <ФИО>3 зарегистрировано заявление <ФИО>1 о возбуждении уголовного дела в отношении <ФИО>9 и неустановленных лиц за самоуправство, подделку документов, мошенничество.
По результатам его рассмотрения и.о. прокурора <ФИО>2 г. <ФИО>3 <ФИО>5 принято решение о направлении обращения в <данные изъяты> по <ФИО>2 в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» и п. <номер> Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от <дата> № <номер> о чем административному истцу направлено уведомление от <дата> <номер>
Перенаправленное обращение <ФИО>1 зарегистрировано в <данные изъяты> по <ФИО>2 <дата> в <номер>, по нему старшим оперуполномоченным <данные изъяты> по <ФИО>2 Т.Р. проведена проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ и <дата> вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, копия которого направлена заявителю <ФИО>1 <дата> за исх. <номер>.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального закона от <дата> N <номер> "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Частью 3 статьи 8 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию названных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Федерального закона от <дата> N <номер> "О прокуратуре в Российской Федерации" органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.
В соответствии с приведенными требованиями закона Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> N <номер> утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке рассмотрения обращений).
По результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в пункте <номер> Инструкции о порядке рассмотрения обращений (о принятии к разрешению или направлении в другие органы).
Согласно пунктам 3.<номер> Инструкции о порядке рассмотрения обращений обращение, разрешение которого не входит (входит частично) в компетенцию данной прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями в семидневный срок с момента регистрации, направляется по принадлежности одновременно с уведомлением об этом заявителя.
Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению.
Направление обращения <ФИО>1 в орган внутренних дел не противоречит приведенным требованиям закона и его прав на рассмотрение обращения не нарушает.
Утверждения административного истца о том, что его заявление подлежало рассмотрению в качестве сообщения о преступлении, не ставит под сомнение правильность решения и.о. прокурора <ФИО>2 г. <ФИО>3 <ФИО>5 от <дата> о перенаправлении обращения в ОМВД России по <ФИО>2.
Действительно, исходя из положений части 2 статьи 1 Закона о порядке рассмотрения обращений установленный этим законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Для рассмотрения сообщений о преступлении, в том числе поступивших в органы прокуратуры, статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и подзаконными актами предусмотрен иной порядок рассмотрения.
Так, пунктом 2.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений предусмотрено, что поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от <дата> N <номер> "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях" предписано организовать учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и названным приказом (пункт 1.1).
При осуществлении этой деятельности исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях. Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях согласно прилагаемому образцу, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со статьями 144, 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Согласно (пункту 1.2 приказа).
Вместе с тем, сообщением о преступлении является заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления (пункт 43 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение о преступлении, а основанием - наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (статьи 140 - 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенного правового регулирования заявления и обращения, которые не содержат сведений о конкретных фактических обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не являются сообщениями о преступлении и подлежат рассмотрению по правилам Закона о порядке рассмотрения обращений, что и было сделано в данном случае.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░>1 ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░>2 ░. <░░░>3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░