Дело № 2а-3/2024
УИД 75RS0012-01-2023-000234-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2024 года с.Калга
Калганский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Турко А.В.,
при секретаре Макаровой О.П.,
с участием заместителя прокурора Калганского района Забайкальского края Бочкова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с.Калга административное дело №2а-3/2024 по административному исковому заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средне-Борзинская средняя общеобразовательная школа», муниципальному общеобразовательному учреждению «Буринская средняя общеобразовательная школа», муниципальному общеобразовательному учреждению «Доновская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края, администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края о признании незаконными бездействий и понуждению к совершению действий,
установил:
Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением (с учетом уточнений), ссылаясь на следующее.
Прокуратурой района совместно с сотрудниками ОНД и ПР по Калганскому району проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Доновская СОШ», по результатам которой выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности, а именно: в МОУ «Буринская СОШ» по адресу: <адрес>; в МОУ «Доновская СОШ» по адресу: <адрес>; в МОУ «Средне-Борзинская СОШ» по адресу: <адрес>, не обеспечено дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с положением об Управлении образования администрации муниципального района «Калганский район» Забайкальского края принятого решением Совета муниципального района «Калганский район» 27.03.2019г. №61, а также уставами МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Доновская СОШ», установлено, что образовательные организации, находящиеся на территории Калганского района, в том числе МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Доновская СОШ», являются подведомственными учреждениями Управления образования администрации муниципального района «Калганский район».
Управление образования администрации муниципального района «Калганский район» не имеет обязанностей по самостоятельному финансированию мероприятий, имеет обязанность по распределению и перемещению ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между учреждениями района в рамках полномочий распорядителя бюджетных средств.
Административный истец с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие МОУ «Буринская СОШ», выразившееся в ненадлежащем соблюдении законодательства о пожарной безопасности, в части непринятия мер по обеспечению дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны 20 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС (<адрес>), в здании находящимся по адресу: <адрес> <адрес>; признать незаконным бездействие МОУ «Доновская СОШ», выразившееся в ненадлежащем соблюдении законодательства о пожарной безопасности, в части непринятия мер по обеспечению дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны 20 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС (<адрес>), в здании находящимся по адресу: <адрес>; признать незаконным бездействие МОУ «Средне-Борзинская СОШ», выразившееся в ненадлежащем соблюдении законодательства о пожарной безопасности, в части непринятия мер по обеспечению дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны 20 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС (<адрес>), в здании находящимся по адресу: <адрес>; обязать МОУ «Буринская СОШ» по адресу: <адрес>, обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны 20 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС (<адрес>) в соответствии с п.п.9.2.1, 9.2.2 ГОСТ Р 53325-2012, в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; обязать МОУ «Доновская СОШ» по адресу: <адрес>, обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны 20 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС (<адрес>) в соответствии с п.п.9.2.1, 9.2.2 ГОСТ Р 53325-2012, в течение 4 месяцев с момента получения финансирования; обязать МОУ «Средне-Борзинская СОШ» по адресу: <адрес>, обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны 20 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС (<адрес>) в соответствии с п.п.9.2.1, 9.2.2 ГОСТ Р 53325-2012, в течение 4 месяцев с момента получения финансирования; обязать администрацию Калганского муниципального округа Забайкальского края в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий в МОУ «Доновская СОШ», МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ» по дублированию сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны 20 пожарной части 1 ПСО ФПС ГПС (<адрес>) в соответствии с п.п.9.2.1, 9.2.2 ГОСТ 53325-2012; обязать Управление образования администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края обеспечить доведение лимитов бюджетных обязательств до МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Доновская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ» для проведения данными учреждениями мероприятий по дублированию сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны 20 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС (<адрес>) в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 10.10.2023г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее – ГУ МЧС по Забайкальскому краю).
Протокольным определением суда от 06.12.2023г. исключена из числа заинтересованных лиц и привлечена в качестве административного ответчика администрация муниципального района «Калганский район».
Представитель административного истца заместитель прокурора Калганского района Забайкальского края Бочков Д.А. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. В части обязания МОУ «Буринская СОШ» обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны 20 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС просил установить срок - в течение 4 месяцев с момента получения финансирования.
Административные ответчики: МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Доновская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», Управление образования администрации муниципального района «Калганский район», администрация Калганского муниципального округа Забайкальского края, заинтересованное лицо ГУ МЧС по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, об отложении не просили, своих представителей в суд не направили.
Представитель административного ответчика администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края Егоров С.А. в направленном в суд отзыве по административному делу административные исковые требования прокурора признал в полном объеме, указав, что последствия признания иска разъяснены и понятны, также просил рассмотреть дело в их отсутствие.
В ранее направленном в суд возражении на административный иск, представитель административного ответчика МОУ «Буринская СОШ» Терпугов А.В. указал, что с требованиями прокурора не согласен, в связи с отсутствием сотовой связи в населенном пункте, также просил рассмотреть административное дело без его участия.
В ранее направленном в суд возражении на административный иск, представитель административного ответчика МОУ «Средне-Борзинская СОШ» Некрасов В.И. указал, что с требованиями прокурора не согласен, в связи с отсутствием сотовой связи в населенном пункте, также просил рассмотреть административное дело без его участия.
В направленном в суд заявлении представитель административного ответчика Управления образования администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края Высотина Н.В. указала, что с требованиями прокурора согласна, просила рассмотреть дело без ее участия.
От представителя административного ответчика МОУ «Доновская СОШ» Кошечкиной И.П. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором также указано на признание исковых требований.
Представитель заинтересованного лица – ГУ МЧС по Забайкальскому краю Голобоков О.М. в ранее направленном в суд отзыве на административное исковое заявление указал, что ГУ МЧС по Забайкальскому краю в рамках федерального государственного пожарного надзора в 2023г. были проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении следующих контролируемых лиц: МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ», в ходе которых в зданиях (помещениях) объектов защиты указанных контролирующих лиц выло выявлено нарушение обязательных требований, исполнение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно невыполнение требований ч.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - не обеспечено автоматическое дублирование сигналов о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Руководствуясь положениям ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным провести судебное заседание при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска является установление несоответствия оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.2 и ст.7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией.
В п.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за работу с детьми или защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях образования.
Согласно ч.ч.6-7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье своих обучающихся, работников образовательной организации.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии с преамбулой указанного Закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст.20 Федерального закона №69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что МОУ «Буринская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, МОУ «Средне-Борзинская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, МОУ «Доновская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, являются бюджетными общеобразовательными организациями.
Здания вышеуказанных школ, находящиеся в <адрес>, в с<адрес>, в <адрес>, являются собственностью муниципального района «Калганский район», переданы в оперативное управление МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ» на основании соответствующих распоряжений №№ от ДД.ММ.ГГГГ., №№ от ДД.ММ.ГГГГ., №№ от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается договорами о передаче муниципального имущества в оперативное управление и выписками из ЕГРН.
Прокуратурой района период с 22 по 29 мая 2023г. была проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности образовательных учреждений, находящихся на территории Калганского района Забайкальского края. к проведению проверки в качестве специалист привлечен сотрудник ОНД и ПР по Калганскому району.
В ходе указанной проверки было выявлено, что в здании МОУ «Буринская СОШ» в <адрес>, в здании МОУ «Средне-Борзинская СОШ» в <адрес>, в здании МОУ «Доновская СОШ» в <адрес>, в нарушение ч.7 ст.83 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008г. системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации. Указанные обстоятельства отражены в справке, оформленной ДД.ММ.ГГГГ. государственным инспектором по пожарному надзору Нерчинско-Заводского, Калганского, Приаргунского, Александрово-Заводского районов Овчинниковой О.Н.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ. прокурором Калганского района Забайкальского края вынесены представления на имя директора МОУ «Буринская СОШ» Терпугова А.В., на имя директора МОУ «Средне-Борзинская СОШ» Некрасова В.И., на имя директора МОУ «Доновская СОШ» Елгиной Т.Г., начальника Управления образования администарции муниципального района «Калганский район» Сидорова А.А. о необходимости безотлагательного принятия мер, в том числе, по оборудованию зданий МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ» системами дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и транслирующей этот сигнал организации.
Указанные представления были рассмотрены, в прокуратуру Калганского района Забайкальского края направлены ответы, исходя их которых МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ» выполнен ряд мероприятий с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, однако системами дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре здания вышеуказанных школ оснащены не были.
Разрешая требования прокурора, суд принимает во внимание, что в силу статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац четвертый статьи 20 названного федерального закона).
Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно частям 1, 3 статьи 5 вышеуказанного федерального закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Частью 2 статьи 54 поименованного федерального закона определено, что системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Исходя из положений статьи 32 упомянутого федерального закона к вышеуказанным классам функциональной пожарной опасности относятся: Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций; Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
Учитывая вышеприведенные нормы законодательства, результаты проведенной прокурорской проверки, принимая во внимание класс функциональной пожарной опасности, к которому относятся МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ», суд приходит к выводу о том, что бездействия МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ», выразившиеся в ненадлежащем соблюдении законодательства о пожарной безопасности, в части непринятия мер по обеспечению автоматического дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны, являются незаконными.
Доводы представителей административных ответчиков МОУ «Буринская СОШ» Терпугова А.В., МОУ «Средне-Борзинская СОШ» Некрасова В.И. о том, что в населенных пунктах отсутствует сотовая связь, необходимая для подключения системы автоматического дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны, суд считает необоснованными, поскольку согласно информации администрации муниципального района «Калганский район» о наличии видов связи (Интернет), необходимых для вывода пожарной сигнализации на пульт центрального наблюдения, в <адрес>, <адрес> и <адрес> имеется проводная связь, содержание и эксплуатационное обслуживание данной линии осуществляется ПАО «Ростелеком», кроме того, в с<адрес> имеется сеть мобильной сотовой связи, оператором которой является ПАО «МТС».
Наличие акта установки и подключения системы пожарного мониторинга от ДД.ММ.ГГГГ., представленного представителем административного ответчика МОУ «Доновская СОШ», не является безусловным доказательством обеспечения дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны, поскольку иных доказательств испытания данной системы с участием представителя подразделения пожарной охраны 20 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС не представлено. Заинтересованным лицом ГУ МЧС по Забайкальскому краю также не представлено информации о проведении испытания и введении в эксплуатацию, установленной в МОУ «Доновская СОШ» системы пожарного мониторинга.
Таким образом, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Калганского района Забайкальского края о возложении на МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ» обязанности оборудовать: здание МОУ «Буринская СОШ» в <адрес>, здание МОУ «Средне-Борзинская СОШ» в <адрес>, а также здание МОУ «Доновская СОШ» в <адрес>, системами дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Разрешая административные исковые требования прокурора к администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края. Управлению образования администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края, суд принимает во внимание, что в соответствии с п.1.3 Устава МОУ «Буринская СОШ», п.1.3 Устава МОУ «Доновская СОШ», п.1.3 Устава МОУ «Средне-Борзинская СОШ» учредителем и собственником имущества данных школ является муниципальный район «Калганский район» Забайкальского края, функции и полномочия которого осуществляет администрация муниципального района «Калганский район» Забайкальского края.
Как следует из Положения об Управлении образования администрации муниципального района «Калганский район» - Управление образования администрации муниципального района «Калганский район» является отраслевым органом администрации муниципального района «Калганский район», в рамках полномочий распределителя бюджетных средств имеет обязанность по распределению и перемещению ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между муниципальными образовательными учреждениями района.
В силу положений ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 ФЗ Российской Федерации от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Обязательство по финансированию данных мероприятий является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на оборудование зданий муниципальных образовательных учреждений системами дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, возможно в рамках бюджетного процесса.
Также суд учитывает, что в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В силу части 4 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Регламента.
Пунктом 7 статьи 63 Технического регламента определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре отнесены статьей 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Школа относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан). Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Таким образом, Калганский муниципальный округ Забайкальского края в лице администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края, являясь учредителем вышеуказанных образовательных учреждений, осуществляет полномочия собственника имущества, переданного в оперативное управление МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ», обязан нести бремя содержания имущества образовательных учреждений, в том числе, обеспечивать финансирование содержания данного имущества. Управление образования администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края в свою очередь несет обязанность по доведению финансового обеспечения до образовательных учреждений.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального района «Калганский район» Забайкальского края обязанность по финансовому обеспечению мероприятий, проводимых МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ» по оборудованию зданий школ системами дублирования сигналов пожарной сигнализации о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре, а на Управление образования администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края возложить обязанность по обеспечению доведения лимитов бюджетных обязательств до МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ» в целях проведения данными учреждениями мероприятий по дублированию сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны 20 пожарно-спасательной части 1 ПСО ФПС ГПС.
Суд полагает, что заявленные прокурором сроки для исполнения возложенных на административных ответчиков обязанностей отвечают принципам разумности и достаточности.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный ответчик – администрация Калганского муниципального округа Забайкальского края как орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
При изложенных обстоятельствах, учитывая результаты рассмотрения дела, на основании ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, с административных ответчиков: МОУ «Буринская СОШ», МОУ «Средне-Борзинская СОШ», МОУ «Доновская СОШ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей с каждого в местный бюджет (ст.61.6 Бюджетного кодекса РФ). Однако, учитывая, что ответчики являются муниципальными бюджетными учреждениями и финансируются из бюджета округа, суд руководствуясь ч.2 ст.333.20 НК РФ, исходя из имущественного положения плательщиков, освобождает учреждения от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7507001445), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░ ░░░ ░░░ (<░░░░░>), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7507001477), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░ ░░░ ░░░ (<░░░░░>), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7507001491), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░ ░░░ ░░░ (<░░░░░>), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7507001445) ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░ ░░░ ░░░ (<░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.9.2.1, 9.2.2 ░░░░ ░ 53325-2012, ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7507001477) ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░ ░░░ ░░░ (<░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.9.2.1, 9.2.2 ░░░░ ░ 53325-2012, ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7507001491) ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░ ░░░ ░░░ (<░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.9.2.1, 9.2.2 ░░░░ ░ 53325-2012, ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 7507000226, ░░░░ 1027500714394) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░», ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░», ░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░ ░░░ ░░░ (<░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.9.2.1, 9.2.2 ░░░░ ░ 53325-2012.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 7507000554, ░░░░ 1027500714438) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░», ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░», ░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1 ░░░ ░░░ ░░░ (<░░░░░>) ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.