Дело № 2а-4144/2020 25 августа 2020 года
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Чистяковой Т.С.,
при секретаре Филипповой А. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу к Санкт-Петербургскому Региональному отделению Общероссийской общественной организации «Союз Заемщиков и Вкладчиков России» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу обратилось в суд с административным исковым заявлением к Санкт-Петербургскому Региональному отделению Общероссийской общественной организации «Союз Заемщиков и Вкладчиков России» (далее - организация) и просит суд организацию ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административные исковые требования обоснованы следующим.
Санкт-Петербургское Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз Заемщиков и Вкладчиков России» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федерльной налоговой службы по Санкт-Петербургу, основной государственный регистрационный №, ведомственный регистрационный №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц организация находится по адресу: 191036, <адрес>, литер А, помещение 9-Н. В ходе текущего контроля, осуществляемого Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в рамках осуществления полномочий, предусмотренных подпунктом 68 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации Российской Федерации по субъекту Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, в адрес организации направлялись предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости устранения нарушений, выразившихся в неоднократном непредставлении сведений, предусмотренных абзацами 4 и 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Нарушения требований данного закона, указанные в предупреждениях организация не устранила, предупреждения в судебном порядке не обжаловались. Также организация не размещала информацию в соответствии со статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» за 2015, 2016, 2017, 2018 годы на официальном сайте Минюста России в сети интернет.
Административный истец просит ликвидировать Санкт-Петербургское Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз Заемщиков и Вкладчиков России», основной государственный регистрационный №, ведомственный регистрационный № и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административный истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явилось, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о дате и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации посредством направления судебной повестки с уведомлением о вручении, в связи, с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Административный ответчик Санкт-Петербургское Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз Заемщиков и Вкладчиков России» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства неоднократно извещался надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации юридического лица, однако, указанные письма были возвращены в суд с отметкой органа почтовой связи «Истек срок хранения».
Административный ответчик об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованные лица Долгополов М. В., Рождественский Г. Ю., Семенов И. В., привлеченные судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства неоднократно извещались надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением известному суду адресу регистрации организации, однако, указанные письма были возвращены в суд с отметкой органа почтовой связи «Истек срок хранения».
Заинтересованные лица об отложении дела не просили и доказательств уважительности причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Также в соответствии частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, сведения о судебном заседании размещены в соответствии с частью 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на официальном сайте Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организаций, объединения или средства массовой информации.
Обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица относится к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 705; подпункт 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 26).
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Судом установлено, что Санкт-Петербургское Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз Заемщиков и Вкладчиков России» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН 1097800003003.
Местом нахождения общественной организации в учредительном документе определен адрес: 191036, <адрес>, литер А, помещение 9-Н.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес организации Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу направлено письменное предупреждение № о необходимости предоставления сведений, предусмотренных абзацем 4 части 1 статьи 29, абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» за 2015, 2016, 2017 годы и предоставлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ; заказное письмо возвращено отправителю с отметкой оператора почтовой связи об отсутствии адресата по указанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес организации направлено повторное письменное предупреждение № о необходимости предоставить сведения, предусмотренные абзацем 4 части 1 статьи 29, абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» за 2016, 2017, 2018 годы и предоставлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ; заказное письмо было возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в отчете об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 19010736308170.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Общественные объединения могут создаваться в форме общественных организаций (статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ).
Статьей 29 Закона об общественных объединениях установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Приказом Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», информация о деятельности общественной организации предоставляется в уполномоченный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В силу абзаца 11 статьи 29 Закона об общественных объединениях неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных этой же статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона «Об общественных объединениях» их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, как в судебном, так и во внесудебном порядке, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Так, доказательств, свидетельствующих об осуществлении организацией деятельности в качестве юридического лица в материалы дела не представлено, предусмотренные законодательством сведения организация в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации не сообщает, в связи, с чем имеются основания для признании юридического лица прекратившим свою деятельность.
Данные, свидетельствующие об уважительности причин не предоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями судом установлено, что Санкт-Петербургское Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз Заемщиков и Вкладчиков России» на протяжении нескольких лет нарушает названные требования законодательства.
Учитывая изложенное, принимая во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1246-О, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении о нем сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, признание в судебном порядке общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц не препятствует такой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, а также не исключает для учредителей общественной организации возможности последующей регистрации в качестве юридического лица другой общественной организации с такими же уставными целями.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░