Дело № 2а-2363/2023
УИД: 59RS0035-01-2023-002935-07
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Соликамск 18 сентября 2023 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рожковой Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Веремей М.А.,
с участием старшего помощника Соликамского городского прокурора Желудовской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю к Никонорову ФИО5 об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю обратилось в Соликамский городской суд Пермского края с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Никонорова ФИО6 в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от <дата> «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки два раза в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрещения выезда за пределы территории избранного места жительства (<...>). В обоснование требований указано, что Никоноров ФИО7 подлежит освобождению из мест лишения свободы в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания – принудительные работы, имеет непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем в отношении последнего подлежит установлению административный надзор на срок до погашения судимости, с учетом данных, характеризующих личность административного ответчика.
Административный истец ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя исправительного учреждения.
Административный ответчик Никоноров ФИО8 времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований суду не представил.
Учитывая, что административный истец, административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явка указанных лиц обязательной не признавалась, руководствуясь ч. 4 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от <дата> № 64-ФЗ) установлено, что административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
На основании ч. 5 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.
В абз. 4 - 6 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» говорится, что дела об установлении административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматриваются судом по месту жительства, пребывания или фактического нахождения таких лиц. При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения (п. 4 ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ).
В случае обращения в суд исправительного учреждения, в котором указанное лицо отбывает наказание, с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении этого лица в принятии такого заявления надлежит отказывать в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с ч. 2 ст. 79 Уголовного кодекса РФ.
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим порядок установления административного надзора, установлен специальный субъект обращения с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы - орган внутренних дел.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Никоноров ФИО9 осужден <дата> Свердловским районным судом <...> <данные изъяты>
Постановлением Соликамского городского суда <...> от <дата> Никонорову ФИО10. неотбытая часть основного наказания в виде лишения свободы, назначенного приговором Дзержинского районного суда <...> от <дата>, заменена более мягким видом наказания – принудительными работами на срок 3 года 8 месяцев 26 дней, с удержанием в доход государства15% заработной платы.
Учитывая, что административному ответчику неотбытая часть наказания заменена принудительными работами, которые осужденный не отбыл, исправительное учреждение не обладает правом инициирования в суде административного дела об установлении административного надзора в отношении Никонорова ФИО11., следовательно, оснований для рассмотрения заявленных требований у суда не имеется.
В п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ закреплено, что, если иное не установлено данным Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 128 названного Кодекса.
При указанных обстоятельствах, административное дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░-9 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <...> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░12 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░