Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-334/2023 ~ М-34/2023 от 10.01.2023

Дело № 2а-334/2023

УИД 26RS0024-01-2023-000078-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2023 года г. Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.В.

при секретаре судебного заседания Хижняк И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баймурадова Э.М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска о возложении обязанности утвердить схему земельного участка,

Установил:

Баймурадов Э.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, предъявленным к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска о признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему земельного участка, в котором указал, что он является членом СНТ «Заря» с ДД.ММ.ГГГГ. На основании выписки из протокола № общего собрания садоводов от ДД.ММ.ГГГГ общим собранием садоводов ДД.ММ.ГГГГ ему выделен земельный участок под № из земель населенных пунктов, территориальная зона СХ2 - зона садоводческих или огороднических некоммерческих объединений граждан, вид разрешенного использования ведение садоводства, расположенный по адресу: Россия, <адрес> ориентировочной площадью <данные изъяты>., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Им был заключен договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «РКЦ» на выполнение геодезической съемки земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, а также подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В ноябре 2022 года он обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска с заявлением о предоставлении муниципальной услуги Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа. Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в предоставлении муниципальной услуги. Согласно заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ исследуемый земельный участок, площадью 614 кв. м, расположен в кадастровом квартале №, территориальная зона «СХ-2 «Зона садоводческих или огороднических объединений граждан», категория земель - земли населенных пунктов. Кадастровый номер в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует. При обработке геодезических данных и наложения на дежурную кадастровую карту, а также при изучении схемы организации и застройки территории СНТ «Заря», выявлено, что земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, действительно попадает в границы садоводческого некоммерческого товарищества «Заря». Земельный участок СНТ «Заря» не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Полагал, что отсутствие проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, а также проекта межевания территории садоводческого товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка № площадью 614 кв.м., расположенного по адресу<адрес> Просил суд признать отказ Комитета по Управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы земельного участка №, ориентировочной площадью 614 кв.м, расположенного по адресу: расположенного по адресу: <адрес> незаконным; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему земельного участка №, ориентировочной площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: расположенного по адресу: <адрес>

Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ административного истца Баймурадова Э.М. от административного искового заявления, предъявленного к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска в части требования о признании отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы земельного участка №, ориентировочной площадью 614 кв.м, расположенного по <адрес>, незаконным. Производство по административному делу № 2а-334/2023 по административному исковому заявлению Баймурадова Э.М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска о признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему земельного участка, в части требования о признании отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы земельного участка №, ориентировочной площадью 614 кв.м, расположенного по адресу<адрес>, незаконным, прекращено (л.д. 52).

Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ принято к производству уточненное исковое заявление Баймурадова Э.М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска о возложении обязанности утвердить схему земельного участка, согласно которому административный истец Баймурадов Э.М. просит суд возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска обязанность обеспечить утверждение схему земельного участка №, ориентировочной площадью 614 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 51, 53).

Административный истец Баймурадов Э.М., извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайство об отложении судебного разбирательства не представил.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска Полезнова А.В., действующая на основании доверенности, извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В письменных возражениях представитель административного ответчика указала, что Баймурадов Э.М. обратился в Комитет с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, при этом приложил к заявлению схему земельного участка, справку, выданную председателем СНТ «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ № о членстве в СНТ «Заря» и праве собственности на участок № в СНТ «Заря», копию паспорта. Исследовав заявление и приложенные к нему документы, Комитет отказал Баймурадову Э.М. в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ в связи с нарушением предусмотренных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок площадью 18 га предоставлен садоводческому некоммерческому товариществу «Заря» на праве коллективно-долевой собственности. Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № Баймурадов Э.М. был принят в члены СНТ «Заря» после введения Федерального закона № 217-ФЗ, не являясь правообладателем распределенного земельного участка, который в свою очередь не был сформирован. Муниципальная услуга по утверждению схемы расположения участка на кадастровом плане территории и предоставлению земельных участков предоставляется в соответствии с административным регламентом - администрацией города Невинномысска. Образование земельного участка и его постановка на кадастровый учет происходят в следующем порядке: утверждение схемы расположения участка на кадастровом плане территории (ст. 11.10 ЗК РФ), а в случае образования земельного участка из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу - утвержденный проект межевания территории. Заключение с кадастровым инженером договора подряда на выполнение кадастровых работ по составлению межевого плана на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в случае образования земельного участка из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу - утвержденный проект межевания территории (Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»). Выполнение межевого плана и предоставление его в комитет по управлению муниципальным имуществом (п. 7 ч. 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Комитет направляет межевой план земельного участка в орган регистрации прав. В соответствии с ч. 4 ст. 21 Закона «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляется в орган регистрации прав в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Орган регистрации прав принимает решение о внесении сведений о земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости или об отказе постановки земельного участка на кадастровый учет (ст.ст. 25,28 Закона «О государственной регистрации недвижимости». В случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости установленных Законом о регистрации недвижимости сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, Комитет направляет заявителю уведомление о постановке земельного участка на кадастровый учет. После получения уведомления Комитета о постановке земельного участка на кадастровый учет заявитель правомочен обратиться в установленном порядке с заявлением о предоставлении услуги предоставления образованного земельного участка в собственностъ бесплатно. Отказ в предоставлении муниципальной услуги утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях образования данного земельного участка из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории, а также отказ в предоставлении услуги предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, в отсутствие кадастрового учета спорного земельного участка, распределенного из земель, находящихся в коллективно-долевой собственности СНТ «Заря», считают правомерным, основанным на соблюдении норм земельного и градостроительного законодательства.

Заинтересованное лицо СНТ «Заря», будучи надлежащим образом уведомленными о дате и времени судебного заседания в суд своего представителя не направили, ходатайство об отложении судебного разбирательства не представили.

Суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку в силу требований ст.150 КАС РФ их явка в судебное заседание не была признана обязательной.

Исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ и ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия): б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п.1 ч. 2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административною дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом следует учитывать, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению административного искового заявления в таком случае может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решении и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Частью 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Современное российское законодательство содержит правовые нормы как по поддержанию добросовестного поведения субъектов правоотношений, так и по преодолению противоречий между законностью и добросовестностью. В частности, согласно положениям Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и данное правило рассматривается как межотраслевой принцип недопустимости злоупотребления правом.

Частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № собрания садоводов садоводческого некоммерческого товарищества «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ Баймурадов Э.М. принят в члены СНТ «Заря», за ним закреплен земельный участок №, что также подтверждается справкой СНТ «Заря» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).

Баймурадов Э.М. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ориентировочной площадью 614 кв.м, с адресом: <адрес>

Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска от ДД.ММ.ГГГГ № Баймурадову Э.М. отказано в предоставлении муниципальной услуги по утверждению представленной схемы расположения земельного участка в связи с нарушением предусмотренных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, которые установлены законодательством (л.д. 8-9).

В обоснование отказа указано, что утвержденный проект организации и застройки территории СНТ «Заря» в городе Невинномысске и проект межевания данной территории в Комитете отсутствуют.

В силу ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Частью 3 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено осуществление образования земельного участка из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Согласно п. 2.8 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.02.2022 года предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 ЗК РФ на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости.

В соответствии с п.п. 1 - 4 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Из указанного усматривается, что формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления в разумные сроки, является их публичной обязанностью, от которой они не вправе произвольно отказаться, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Этот вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление от 28.05.2010 № 12-П, согласно которой федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2 ст. 11 ЗК РФ), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обращение Баймурадова Э.М. с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположено СНТ «Заря», относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Представленными доказательствами с очевидностью усматривается отношение земельного участка № в СНТ «Заря» и его вхождение в территорию СНТ «Заря».

Земельный участок СНТ «Заря» не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Доказательств обратного суду не представлено.

Спорный земельный участок находится в границах земельного участка, предоставленного СНТ «Заря», что подтверждается заключением кадастрового инженера. Отсутствие проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества, а также проекта межевания территории садоводческого товарищества не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка № ориентировочной площадью 614 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем уточненные требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175, 176, 177-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 614 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 06.02.2023 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-334/2023 ~ М-34/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Баймурадов Эми Мехдиевич
Ответчики
КУМИ администрации г. Невинномысска
Другие
СНТ "Заря"
Суд
Невинномысский городской суд Ставропольского края
Судья
Филатова Виктория Викторовна
Дело на сайте суда
nevinnomysky--stv.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация административного искового заявления
10.01.2023Передача материалов судье
12.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
12.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2023Дело оформлено
10.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее