Дело № 3а-160/2023
УИД № 34OS0000-01-2023-000173-31
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Определение
г. Волгоград 29 сентября 2023 года
Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Камышниковой Н.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобровской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лагерева Сергея Вячеславовича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № <...> в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года,
установил:
административный истец обратился в Волгоградский областной суд с административным иском, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 929.5 кв.м., назначение: нежилое, наименование: здание для изготовления металлических конструкций, равной его рыночной стоимости в размере 952 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года. В обоснование иска указал, что кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная по состоянию на указанную дату существенно превышает рыночную, что затрагивает права административного истца, так как он в период с 18 февраля 2017 года по 12 мая 2020 года являлся собственником данного объекта недвижимости, то есть владел указанным имуществом меньше предельного срока, установленного ст. 217.1 НК РФ. В связи с чем, налоговым органом ему начислен налог на доходы физических лиц, полученных от продажи указанного объекта недвижимости, исчисленного с применением кадастровой стоимости. Просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 952 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
По инициативе суда поставлен вопрос о прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного истца Лагерева С.В. – Меликян В.О. против прекращения производства по делу возражала.
Представитель административного ответчика Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» Чертова Ю.Н. не возражала против прекращения производства по делу.
Представитель административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области и заинтересованного лица Администрации Волгоградской области Шахова Ю.В. в письменных возражениях просила оставить административный иск без рассмотрения.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области Рубцова Ю.А. просила в удовлетворении административных исковых требованиях к Управлению отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Остальные участвующие в деле лица в суд не явились, извещены о времени и месте судебного заседании в соответствии с требованиями КАС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в Федеральный закон № 237-ФЗ от 3 июля 2016 года введена статья 22.1, которая предусматривает внесудебный порядок пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости и установление ее в размере рыночной стоимости.
Так, в силу частей 1,7,15 названной ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей). Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
При этом, статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.
По общему правилу определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в порядке, определенном статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ возможно с 1 января 2023 года, до указанной даты устанавливается переходный период. В этот период кадастровая стоимость земельного участка в отдельном субъекте РФ может быть установлена бюджетным учреждением в размере его рыночной стоимости, только если высший исполнительный орган государственной власти субъекта принял решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ. Если в субъекте оно принято, с указанной в нем даты положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ применяются в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, а статья 22 названного Федерального закона не применяется.
Администрацией Волгоградской области 20 декабря 2021 года принято постановление № 710-п «Об установлении даты перехода к применению на территории Волгоградской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, пунктом 1 которого установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 1 января 2022 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ с 1 января 2022 года на территории Волгоградской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки», решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, и одновременно с оспариванием которого, может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в том числе из сообщения ППК «Роскадстр» от 11 сентября 2023 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <.......> назначение: нежилое, наименование: здание для изготовления металлических конструкций в размере 2 645 293,5 рублей утверждена по состоянию на 1 января 2020 года в соответствии с приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года № 77-н «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Волгоградской области» (л.д. 141). Данная кадастровая стоимость объекта недвижимости является действующей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, в том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного Кодекса.
Поскольку возможность оспаривания в судебном порядке действующих результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года административным истцом утрачена и бюджетным учреждением решения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости данного земельного участка не принималось, то заявленное требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости (действующей) по состоянию на 1 января 2020 года в размере рыночной стоимости не подлежит рассмотрению в суде.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу.
Руководствуясь статьей 194 КАС РФ, суд
определил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
<.......> |
<.......> |
<.......> |
<.......> |
<.......> |