Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2974/2023 ~ М-2429/2023 от 16.08.2023

УИД 11RS0002-01-2023-002958-74

Дело № 2а-2974/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута Республики Коми 10 ноября 2023 года

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Иванова С.В.,

при секретаре судебного заседания Журавкевич Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бизина Артема Андреевича к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по РК о признании незаконными действия (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания и присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

Бизин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по РК о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 1 500 000 руб. В обоснование административного искового заявления указал, что содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми в период с 10.11.2008 по 16.01.2009, с 22.12.2011 по 27.03.2012, с 05.07.2013 по 15.11.2013, с 28.03.2014 по 16.08.2014, с 27.02.2019 по 16.01.2020, в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК с 28.03.2012 по 21.01.2013, с 16.11.2013 по 26.03.2014, с 17.08.2014 по 30.12.2016. Административными ответчиками допускались нарушения условия содержания, а именно, отсутствие горячего водоснабжения, нехватка личного пространства, отсутствие принудительной вентиляции, выключение холодного водоснабжения с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, в туалетах установлены чаши «генуя» без перегородок, отсутствие писсуаров, нехватка раковин для умывания и туалетов, грибок на стенах и потолке, отсутствие снегозадержателей на крышах зданий.

Определением суда от 21.08.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены ФСИН России.

Определением суда от 18.09.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК

Определением суда от 12.10.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК

Представители административных ответчиков ФКУ СИЗО-3 УФСИН по РК, ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК, каждый в отдельности, в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать, по доводам, изложенным в возражениях.

Административный истец извещен о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административные ответчики, заинтересованные лица о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены, представителей не направили, ходатайств об отложении не заявляли.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок и условия содержания под стражей, соблюдение гарантий прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В силу статьи 4 приведенного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Из положений статьи 6, статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следует, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Закона).

Главой II Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регламентированы основные права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – ПВР № 189), действовавшие в период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК.

Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – ПВР № 295).

Также в спорный период действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказ Минюста России от 03.11.2005 N 205 (далее – ПВР № 205)

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе:

- право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, <...> 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");

- право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В пункте 3 названного Постановления Верховный Суд Российской Федерации указал, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

Как следует из материалов дела, административный истец в спорный период содержался в следующих учреждениях:

- в ФКУ СИЗО-3 в следующие периоды: с 10.11.2008 по 16.01.2009, с 22.12.2011 по 27.03.2012, 05.07.2013 по 15.11.2013, с 28.03.2014 по 16.08.2014, с 27.02.2019 по 06.01.2020,

- в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК в следующие периоды: с 28.03.2012 по 21.01.2013, с 16.11.2013 по 26.03.2014, с 17.08.2014 по 30.12.2016.

Рассматривая довод административного ответчика о несоблюдении санитарной нормы площади камеры в период содержания в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК с 10.11.2008 по 16.01.2009, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

Как следует из отзыва административного ответчика, в силу положений ст. ст. 1290 (б), 1289 приказа ФСИН России от 21.07.2014 № 373 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения» (далее - приказ ФСИН № 373), срок хранения книг количественных проверок осужденных и лиц заключенных под стражу составляет 10 лет.

Административный ответчик указывает, что книги количественных проверок осужденных и лиц, заключенных под стражу, а также камерные карточки за период 2008-2009 года были уничтожены, указанное обстоятельство подтверждается актом о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утвержденным 02.06.2021, актом о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утвержденным 27.01.2023, согласно которым, камерные карточки отобраны к уничтожению.

В соответствии с положениями части 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем, согласно статьям 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу надлежит в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие его права, свободы и законные интересы нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся документы (в частности, описания условий содержания, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

Учитывая, что книги количественных проверок осужденных и лиц, заключенных под стражу, а также камерные карточки за спорный период с 10.11.2008 по 16.01.2009 уничтожены в силу указанных положений приказ ФСИН № 373, суд в рассматриваемом случае полагает возможным применение части 7 статьи 45 КАС РФ, согласно которой злоупотребление процессуальными правами в определенных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом. Административный истец, имея реальную и фактическую возможность для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, в том числе, и после вступления в силу 27.01.2020 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обратился в суд после истечения сроков хранения приведенных документов, исключив административным ответчикам возможность предоставления приведенных сведений.

Вместе с тем, согласно акта инспекторской проверки учреждения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РК от 20.01.2012, в период с 19 января по 20 января 2012 комиссией ГУФСИН России по Республике Коми проведено инспектирование учреждения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России. Из указанного акта следует, что при лимите наполнения на 377 человек в учреждении содержалось 326 подозреваемых, обвиняемых и осужденных, при этом, наполнение следственного изолятора составило 86,5 %. Санитарная норма на одного содержащегося в следственном изоляторе составила 4,6 кв.м., что в полной мере соответствует требованиям законодательства

Учитывая изложенное, доводы административного истца о несоблюдении нормы площади камеры 4 кв.м. на одного человека в период содержания под стражей в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК с 10.11.2008 по 16.01.2009, своего подтверждения не нашли. При этом судом учитывается, что административным истцом доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов в части не соблюдения административным ответчиком в части переполненности камер в указанный период, не представлено.

Рассматривая довод административного истца о несоблюдении нормы площади камеры в период содержания в ФКУ СИЗО-3 в период с 22.12.2011 по 27.03.2012, 05.07.2013 по 15.11.2013, с 28.03.2014 по 16.08.2014, с 27.02.2019 по 06.01.2020, суд приходит к следующему.

Как следует из камерных карточек, Бизин А.А. в указанные периоды содержался в следующих камерах: ..., ..., ...

Согласно техническому паспорту здания на здание режимного корпуса Лит А, экспликации к нему, площадь камер ..., ... – 32,02 кв.м., площадь камеры ..., ... – 16,35 кв.м.

Согласно техническому паспорту здания на здание режимного корпуса Лит Г, экспликации к нему, площадь камеры ... составляет 19,2 кв.м., камеры ... кв.м., камеры ... – 14,9 кв.м., камеры ... – 19,4 кв.м., камеры ... - 18,9 кв.м.

Учитывая сведения из представленной выписки из книг количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК ..., ...-..., ... – ..., ...-..., ...... о максимальном количестве лиц, содержащихся совместно с административным истцом в период его нахождения под стражей, площадь, приходящаяся на одного человека при содержании в вышеуказанных камерах составляла от 4 до 32,02 кв.м., то есть, соответствовала действующему законодательству, нарушения прав и законных интересов административного истца в части соблюдения ответчиком нормы площади не установлено.

Рассматривая доводы административного истца об отсутствии вентиляции в камерах ФКУ СИЗО-3, суд признает их несостоятельными в силу следующего.

Как следует из справки о материально-бытовом обеспечении и техническом оборудовании камер и отзыва административного ответчика, камеры ..., ..., карцер 1, карцер 2 и ШИЗО, находятся в здании режимного корпуса Лит. А. (год постройки и ввод в эксплуатацию - 2002). Проектом здания предусмотрена механическая приточно-вытяжная система. Данная информация подтверждается техническим планом на здание режимного корпуса Лит А, в соответствии с которым, на каждом этаже режимного корпуса имеются помещения, оборудованные механической приточно-вытяжной системой (экспликация тех.плана: подвал - помещение ... «вентиляционная камера», где установлено техническое оборудование, а именно агрегат вентиляторный; этаж 1 - помещение 13 «световой карман»; этаж 2, 3, 4 — помещение 8 «световой карман». Все световые карманы оборудованы воздуховодами; воздухораспределителями. Кроме того, световой карман, расположенный на 1 этаже оборудован автоматикой, которая обеспечивает работу отдельных узлов, позволяющая контролировать всю систему). Камеры ..., ... находятся в здании режимного корпуса Лит. Г (год постройки и ввода в эксплуатацию 1958), в которых предусмотрена только естественная вентиляция – через форточные проемы. Оконные проемы с 2-м остеклением, оборудованные форточными проемами, позволяющие регулярно проветривать жилые помещения и обеспечивать достаточный воздухообмен. Кроме того, по распоряжению начальника СИЗО-3 для проветривания камер обеспечивается открытие оконных и дверных форточек, а также при выходе подозреваемых, обвиняемых и осужденных на прогулку, дверь камеры остается открытой.

В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", все камеры обеспечиваются, в том числе, по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

В связи с чем доводы административного истца об отсутствии вентиляции в период содержания в ФКУ СИЗО-3 не нашли подтверждения. Вентиляционное оборудование непосредственно в камере оборудуется при наличии возможности, которая в данном случае планами не предусмотрена.

Статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых

Административный истец указывает на наличие грибка на стенах и потолке в помещениях ФКУ СИЗО-3.

Данный довод административного истца, суд отклоняет по следующим основаниям.

Из вышеприведенного акта инспекторской проверки учреждения ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по РК от 20.01.2012 следует, что санитарно-гигиеническое состояние камер удовлетворительное.

Доводы административного истца о том, что крыши учреждения ФКУ СИЗО-3 не оборудованы снегозадержателями, являются несостоятельными, так как, в соответствии с доводами административных ответчиков, маршруты передвижения спецконтингента по улице исключают прохождение под крышами зданий. Согласно справке о материально бытовом, санитарно-гигиеническом обеспечении, передвижение спецконтингента осуществляется по переходной галерее, исключающей выход на режимную территорию, а соответственно, и проход под крышами зданий. Таким образом, отсутствие на крышах Учреждения снегозадержателей не влечет нарушения прав административного истца.

Административный истец указывает, что в период содержания в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК, нарушение условий содержания выражалось в отсутствии перегородок между чашами «генуя» в туалетах, отсутствие писсуаров, нехватке раковин и туалетов.

Данные доводы суд отклоняет по следующим основаниям.

В силу положений п. 42 ПВР № 189, камеры СИЗО оборудуются, в том числе, напольной чашей (унитазом), умывальником

Как следует из возражений административного ответчика, ... Иных требований к габаритам дверного блока ... не установлено.

Как следует из отзыва административного ответчика, санитарные узлы, расположенные в камерах СИЗО, размещены в кабине, перегородка которой выполнена на всю высоту камеры, дверной проем имеет габариты 700х1900 мм, дверной блок с распашным полотном соответствует ширине габаритам проема.

В соответствии с приложением № 3 к приказу от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», камера режимного корпуса оборудуется умывальником в количестве 1 штуки.

Рассматривая доводы административного истца об отсутствии подвода горячей воды в камеры, а также об отключении холодного водоснабжения в период времени с 22 часа 00 минут до 06 часов 00 минут в период содержания в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК, суд приходит к следующему.

Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, кроме прочего, установлены требования к оборудованию камер СИЗО, а именно согласно пункту 43 Правил внутреннего распорядка при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом и имеет номер СП 247.1325800.2016.

Согласно пункту 1.1 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016 он устанавливает нормы проектирования, которые распространяются на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).

Положения настоящего Свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (пункт 1.2).

Пунктом 19.1 Свода правил СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).

Согласно пункту 19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе к умывальникам в камерах.

Действующее законодательство в области организации исполнения наказания и содержания заключенных под стражей исходит из обеспечения уважения достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей, при этом государство не может ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Административные ответчики не отрицают отсутствие горячей воды в камерах в период содержания административного истца в Учреждении.

Между тем, приведенные выше правовые нормы, в том числе, положения Правил внутреннего распорядка СИЗО от 14.10.2005 № 189, действовавшие в соответствующий период времени, исходят из того, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Согласно письменному отзыву административных ответчиков, несмотря на то, что сам порядок обращения заключенных с просьбой о предоставлении горячей воды для стирки и гигиенических целей Правилами внутреннего распорядка или иными нормативно-правовыми актами не регламентирован, горячая вода для указанных целей выдается по обращению заключенного (в том числе устному обращению), в установленное распорядком дня время, отведенного для завтрака, обеда и ужина.

Как следует из справки начальника канцелярии ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК от 14.09.2023 г., согласно журнала СЭД УИС «Регистрация входящих обращений граждан в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК», Журнала ... «Журнал приема подозреваемых, обвиняемых и осужденных по личным вопросам» (начат <дата> окончен <дата>, а также журнала ... «Журнал письменных обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных» начат <дата> окончен <дата>, журнала ... «Журнал приема подозреваемых, обвиняемых и осужденных по личным вопросам» начат <дата> окончен <дата>, БизинА.А. в адрес администрации ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК ни в письменной, ни в устной форме не обращался. Журналы регистрации письменных предложений, заявлений и жалоб подозреваемых и обвиняемых № ... (начат <дата> окончен <дата>), 102-2008 (начат <дата> окончен <дата>), отобраны к уничтожению

В летний период, когда централизованная подача горячей воды приостановлена, санитарная обработка подозреваемых и обвиняемых производится в банно-прачечном комплексе, оборудованным отопительным котлом КЧМ 5 К-80-03 М1 ТУ 21-469-029-95, что следует из отзыва административного ответчика.

Вопреки доводам административного истца, согласно справке о материально бытовом, санитарно-гигиеническом обеспечении и отзыву административного ответчика, холодная вода в камеры подается круглосуточно, за исключением случаев аварийной ситуации или предупредительно-планового ремонта, все аварийные ситуации и ремонтные работы завершаются до конца рабочего времени – 18.00.

При этом судом учитывается, что в период содержания в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК с <дата> по <дата> Бизин А.А. являлся несовершеннолетним, и размещался в камеры с улучшенными материально-бытовыми условиями, в том числе, с круглосуточной подачей горячей воды

Кроме того, судом учитываются представленные административными ответчиками сведения об обеспечении в камерах следственного изолятора мер компенсационного характера отсутствующему горячему водоснабжению в виде возможности иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать электрокипятильники заводского изготовления или чайники определенной мощности; также всем лицам, содержащимся в следственном изоляторе, обеспечивается возможность помывки с определенной периодичностью, что обеспечивает административному истцу его право на поддержание своего гигиенического состояния в надлежащем состоянии, в связи с чем, судом отклоняется довод административного истца об отсутствии подвода горячей воды в камеры, а также об отключении холодного водоснабжения в период времени с 22 часа 00 минут до 06 часов 00 минут в период содержания в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по РК.

Рассматривая доводы административного истца о нарушении площади камер, отсутствии перегородок между чашами «генуя» в туалетах, отсутствие писсуаров, нехватке раковин и туалетов, антисанитарном состоянии отрядов (грибок на стенах и потолке) в период содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК с 28.03.2012 по 21.01.2013, с 16.11.2013 по 26.03.2014, с 17.08.2014 по 30.12.2016, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст.99 УИК РФ установлена минимальная норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, которая не может быть менее двух квадратных метров

В силу положений ч. 3 ст. 101 УИК РФ, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ ФСИН России N 512) установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512).

Как следует из отзыва административного ответчика, в спорный период Бизин А.А. в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК содержался в карантине (с 28.05.2012 по 10.06.2012, с 16.11.2013 по 18.11.2013), в отряде № 6 (с 10.06.2012 по 21.01.2013), отряде № 5 (с 18.11.2013 по 14.02.2014, с 17.03.2014 по 30.12.2016), отряде № 4 (с 14.02.2014 по 17.03.2014).

В соответствии со справкой от <дата> ... и отзывом административного ответчика, документы (отчеты, справки, аналитические таблицы) об итогах работы структурных подразделений учреждений и органов УИС уничтожены в связи с истечением срока хранения – 5 лет, документы о проведении санитарно-гигиенических обследований объектов учреждений и органов УИС уничтожены в связи с истечением срока хранения 3 года, на основании положений приказа ФСИН № 373

Соответственно, не представляется возможность указать количество осужденных, содержащихся в карантине и в отрядах №№ 4, 5, 6 в период с 2012 по 2016 год, а также указать количество сантехнических приборов в отрядах № 4,5,6 с 2012 по 2016 г.

В период 2012-2016 года нарушений нормы площади не установлено, предписаний, представлений надзорными органами не вносили, жалоб со стороны Бизина А.А. не поступало. В период 2012 по 2016 г. нарушений обеспечения сантехническим оборудованием и нарушений санитарного состояния не установлено.

Учитывая, что документы (отчеты, справки, аналитические таблицы) об итогах работы структурных подразделений учреждений и органов УИС, документы о проведении санитарно-гигиенических обследований объектов учреждений и органов УИС уничтожены в силу указанных положений приказ ФСИН № 373, суд в рассматриваемом случае полагает возможным применение части 7 статьи 45 КАС РФ, согласно которой злоупотребление процессуальными правами в определенных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом. Административный истец, имея реальную и фактическую возможность для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, в том числе, и после вступления в силу 27.01.2020 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обратился в суд после истечения сроков хранения приведенных документов, исключив административным ответчикам возможность предоставления приведенных сведений.

Учитывая изложенное, доводы административного истца о нарушении площади камер, отсутствии перегородок между чашами «генуя» в туалетах, отсутствие писсуаров, нехватке раковин и туалетов, антисанитарном состоянии отрядов (грибок на стенах и потолке) в период содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК с 28.03.2012 по 21.01.2013, с 16.11.2013 по 26.03.2014, с 17.08.2014 по 30.12.2016, своего подтверждения не нашли. При этом судом учитывается, что административным истцом доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов в части не соблюдения административным ответчиком в части переполненности камер, антисанитарном состоянии отрядов, не соблюдении требований приватности и недостаточном количестве туалетов и раковин, не представлено.

Рассматривая доводы административного истца об отсутствии вентиляции в отрядах ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК в период содержания 28.03.2012 по 21.01.2013, с 16.11.2013 по 26.03.2014, с 17.08.2014 по 30.12.2016, суд отклоняет их в силу следующего.

Как следует из вышеуказанной справки от 07.09.2023 № 12/ТО/44/21, вентиляция в отрядах №№ 4, 5, 6, в рабочем удовлетворительном состоянии, также имеются окна с форточками, что позволяет естественным образом проветрить помещение.

Вопреки доводам административного истца об отсутствии снегозадержателей, в соответствии со справкой от 07.09.2023 № 12/ТО/44/21 крыши зданий Общежития № 1 («карантин»), Общежития № 4 (отряд № 5,6), баня, столовая – рулонные (плоские). Оборудование рулонных (плоских) крыш снегозадержателями не предусмотрено. Крыша здания Общежитие № 3 (отряд № 4) была оборудована снегозадержателем. В ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК регулярно проводится очистка от снега и наледи, применены все меры безопасности: территория ограждена специальной сигнальной лентой, очистка производится в специальные часы, когда осужденные находятся в отрядах, а не на прогулке в прогулочном дворике, также осужденные были оповещены, что будет производится счистка снега в данное время, и снизу дежурил сотрудник во избежание несчастного случая.

Довод административного истца об отключении холодного водоснабжения в период времени с 22 часа 00 минут до 06 часов 00 минут в период содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК 28.03.2012 по 21.01.2013, с 16.11.2013 по 26.03.2014, с 17.08.2014 по 30.12.2016 своего подтверждения не нашел, так, из справки заместителя начальника ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК от 07.09.2023, холодное водоснабжение в отрядах осуществляется круглосуточно. В соответствии со справкой от 07.09.2023 № 12/ТО/44/21, отключения холодного водоснабжения в период содержания истца не производилось. Кратковременное отключение водоснабжения производилось по причине проведения ремонтных работ.

Рассматривая доводы административного истца об отсутствии подвода горячей воды в период содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК 28.03.2012 по 21.01.2013, с 16.11.2013 по 26.03.2014, с 17.08.2014 по 30.12.2016, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Отсутствие горячей воды в помещениях (камерах) ИК-19 ответчики не отрицали.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

В соответствии с положениями части 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем, согласно статьям 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу надлежит в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие его права, свободы и законные интересы нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся документы (в частности, описания условий содержания, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

Суду предоставлены справки, из которых следует, что горячее водоснабжение в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК осуществлялось, и в настоящее время осуществляется за счет водогрейных котлов на твердом топливе, расположенного в котельной ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК, из которого идет подача горячей воды в банно-прачечный комплекс для помывки осужденных, столовую учреждения, в здание «Изолятор». Объекты отряда строгих условий содержания, комнат длительного свидания, участок-колонии поседения обеспечивался горячим водоснабжением через электрические водонагреватели, осужденным, содержащимся в ШИЗО/ПКТ/БМ горячая вода выдавалась во время приема пищи, во время утреннего и вечернего туалета, а также по просьбе осужденного в течении дня. Осужденные в отрядах были обеспечены кипятильниками, электрическими чайниками, микроволновыми печами, электроплитами, что позволяло им нагреть воду для утреннего и вечернего туалетов. Возможность поддержания личной гигиены могла быть обеспечена путем помывки, смены нательного белья и постельных принадлежностей, так и путем возможности приготовления горячей воды с использованием электрических плит, электрокипятильников, находящихся в комнатах для хранения продуктов питания и приема пищи.

Действующее законодательство в области организации исполнения наказания и содержания заключенных под стражей исходит из обеспечения уважения достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей, при этом государство не может ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Согласно п. ...).

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 (действовавших в период до 28.02.2021), предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.

В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 ..., здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Между тем, согласно п. 119 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, в исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.

В соответствии с п. ... в ...

В соответствии с Приложением № 2 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», помещение кухни общежития оборудуется электроплитой в количестве 2-3 шт.

Таким образом, колония обладала обширным комплексом мер компенсационного характера горячему водоснабжению в жилых зонах, в виде возможности использовать помещение кухни, комнаты хранения продуктов, позволяющих использовать водонагревательные приборы.

Кроме того, возможность поддержания личной гигиены осужденных всегда могла быть обеспечена как путем помывки, смены нательного белья и постельных принадлежностей, подлежащих санитарной обработке.

Изложенные обстоятельства не позволяют прийти к выводу о нарушении условий содержания административного истца в исправительном учреждении, нарушении его прав, и не являются достаточными для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы и содержанию в условиях принудительного содержания, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий (бездействия) органа государственной власти и его должностных лиц по необеспечению надлежащих условий содержания в следственном изоляторе и присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания.

При установленных фактических обстоятельствах дела и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии достаточной совокупности относимых и допустимых доказательств существенных нарушений условий содержания Бизина А.А. в следственном изоляторе, исправительном учреждении, которые бы указывали о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, и о наличии правовых оснований для отказа по существу в удовлетворении требований административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-3 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-19 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – <░░░░>

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2974/2023 ~ М-2429/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бизин Артем Андреевич
Ответчики
ФСИН России
ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК
УФСИН по РК
СИЗО-3
Другие
Начальнику ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК
Начальнику ФКУ СИЗО-3
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Иванов Сергей Владимирович
Дело на сайте суда
vktsud--komi.sudrf.ru
16.08.2023Регистрация административного искового заявления
17.08.2023Передача материалов судье
21.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее