Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-112/2024 ~ М-94/2024 от 01.04.2024

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года                         сл. Белая Курская область

Беловский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи          Заречного А.А.,

при секретаре                      Мурашкиной И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Беловского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

установил:

Прокурор Беловского района Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по приведению мест накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области, незаконным и возложении обязанности по приведению места (площадки) накопления ТКО, расположенной по адресу: <адрес> соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №3 в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что в нарушение требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и норм санитарно-эпидемиологического законодательства на территории МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области вышеуказанное место (площадка) накопления ТКО не обеспечено твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра. По мнению прокурора, ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по участию в организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также право граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Пронина Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Административный ответчик - МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии их представителя, указав, что возражений относительно исковых требования не имеет.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как указывает п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст. 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно ст. ст. 13, 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 вышеуказанного закона).

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 определяет, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области, в ходе которой выявлено, что на территории МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области площадка по адресу: <адрес> не обеспечена твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также не оборудована ограждением с трех сторон.

Данные обстоятельства, которые сторонами не оспорены, подтверждаются актом проверки, а также объяснением главы администрации МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пункт 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (статья 51).

На основании части 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (пункт 1).

Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона года N 89-ФЗ также установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1).

На основании п. 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен перечень вопросов местного значения сельского поселения, при этом в силу части 3 данной статьи закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно части 3 статьи 14 названного Федерального закона вопросы местного значения, предусмотренные частью первой настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Вместе с тем, с 01 января 2017 года, законом Курской области от 23.08.2016 N 57-ЗКО (ред. от 26.02.2019) "О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения" закреплен за сельскими поселениями Курской области вопрос местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

Проанализировав положения пунктов 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 18 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Курской области от 23.08.2016 N 57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», суд приходит к выводу о том, что в данном случае полномочиями по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Малосолдатского сельского поселения наделена администрация Малосолдатского сельсовета.

При таких обстоятельствах только лишь неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по приведению мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, а, следовательно, на администрацию Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области, как на администрацию сельского поселения должна быть возложена обязанность по приведению таких мест в соответствие с требованиями закона.

Отсутствие финансирования, также не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию вышеизложенных мероприятий в целях соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и исполнений требований действующего законодательства в указанной части и напротив расценивается судом как бездействие со стороны администрации по принятию всех соответствующих исчерпывающих мер для получения средств бюджета на эти расходы.

В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия) (пункт 1 часть 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), в связи с чем суд полагает необходимым признать незаконным бездействие администрации МО «Малосолдатский сельсовет» Беловского района, выразившееся в непринятии мер по приведению места (площадки) накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 по вышеуказанному адресу.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершать конкретные действия (ст.227 КАС РФ).

Исходя из особенностей формирования бюджета администрации сельского поселения, суд полагает необходимым установить трехмесячный срок для исполнения решения суда администрацией сельсовета со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом позиции административного истца и ответчика, который является разумным, достаточным и обоснованным.

При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований.

Руководствуясь ст. ст. 187, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2021 ░░░░ №3, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2021 ░░░░ №3.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░:        

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-112/2024 ~ М-94/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Беловского района Курской области
Ответчики
Администрация Малосолдатского сельсовета
Суд
Беловский районный суд Курской области
Судья
Заречный Александр Александрович
Дело на сайте суда
belovsky--krs.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация административного искового заявления
02.04.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2024Дело оформлено
19.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее