Дело № 2а-4456/2023
УИД 47RS0006-01-2023-003879-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гатчина 27 сентября 2023 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Арикайнен Т.Ю.,
при секретаре Моргун В.А.,
с участием административного истца в лице помощника Гатчинского городского прокурора Тэнгель А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Гатчинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в принятии мер по оборудованию площадок для выгула домашних животных, обязании произвести действия,
установил:
Гатчинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику с вышеуказанными требованиями о признании незаконным бездействие администрации и обязании создать площадку для выгула домашних животных на территории муниципального образования. В обоснование требований указал, что Гатчинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области требований законодательства об ответственном обращении с животными и выявлены нарушения законодательства.
В связи со вступлением в силу 28.12.2018 года Федерального закона от 27.12.2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», создание мест для выгула животных относится к мероприятиям по благоустройству территории поселения. Согласно ст.13 вышеуказанного закона выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц. В силу действия указанной правовой нормы не допускается выгул домашнего животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, таким образом, органы местного самоуправления должны создавать места для выгула домашних животных. В силу ст. 6 закона Ленинградской области от 26.10.2020 № 109-оз «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области» и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области относятся определение мест, разрешенных для выгула домашних животных; осуществление размещения и содержания площадок для выгула домашних животных. Учитывая положения Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1790 СанПиН 3.3686-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 4 от 28.01.2021, методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минстроя России № 1042/пр от 29.12.2021 и свода правил, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 № 972/пр, устанавливающих рекомендации по устройству площадок для выгула собак, организация и устройство мест для выгула домашних животных относится к элементам благоустройства населенного пункта и находится в компетенции органов местного самоуправления.
В нарушение требований законодательства на территории Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района допускается выгул животных вне мест, разрешенных органом местного самоуправления, ввиду отсутствия площадок для выгула животных. Бездействие администрации Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района в непринятии мер по оборудованию мест для выгула домашних животных нарушает права неопределенного круга лиц на улучшение качества среды проживания в муниципальном образовании, что является недопустимым.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просили увеличить срок исполнения решения суда до трех лет.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В связи со вступлением в силу 28.12.2018 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создание мест для выгула животных относится к мероприятиям по благоустройству территории поселения.
Статьей 13 названного Федерального закона установлены требования к выгулу домашних животных. В силу действия указанной правовой нормы не допускается выгул домашнего животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, таким образом, органы местного самоуправления должны создавать места для выгула домашних животных.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением.
При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (статья 12).
Пунктом 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
Частью 3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
На основании статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм.
Согласно ст. 6 закона Ленинградской области от 26.10.2020 № 109-оз «О содержании и защите домашних животных на территории Ленинградской области» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления) в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом об ответственном обращении с животными относятся:
1) определение мест, разрешенных для выгула домашних животных;
2) осуществление размещения и содержания площадок для выгула домашних животных.
Согласно п. 1.3 Правил благоустройства территории МО «Сяськелевское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области» к объектам благоустройства относятся площадки для выгула животных и площадки для дрессировки животных.
Пунктом 1790 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4 установлено, что выгул животных проводится на специальных территориях, обозначенных табличками и оборудованных контейнерами для сбора экскрементов животных.
В соответствии с пунктом 3.12 «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 № 972/пр, к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству. В правилах благоустройства территорий муниципальных образований к объектам благоустройства муниципального образования рекомендуется относить территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, например площадки для выгула и дрессировки животных.
Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минстроя России от 29.12.2021 № 1042/пр, даны рекомендации по организации площадок для выгула и дрессировки животных на территориях общего пользования.
Анализ вышеуказанных правовых норм в их совокупности позволяет прийти к выводу о том, что организация и устройство мест для выгула домашних животных относится к элементам благоустройства населенного пункта и находится в компетенции администрации поселений муниципальных районов.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области площадок для выгула собак (установленных границ мест для выгула домашних животных) не имеется, что подтверждается ответом администрации от 14.06.2023 № 7-25-2023 (л.д. 10).
В соответствии со ст. 1 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих о бездействии администрации муниципального образования «Сяськелевское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области в принятии мер по организации и устройству мест для выгула домашних животных в соответствии с требованиями действующего законодательства, что нарушает права неопределенного круга лиц на улучшение качества среды проживания в муниципальном образовании, а потому исковые требования Гатчинского городского прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая конкретные действия, которые обязан совершить ответчик, объем мероприятий, необходимых для их совершения, баланс интересов сторон, суд признает разумным предоставить для проведения необходимых мероприятий по постановке на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности срок в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1790 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 3.3686-21. ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2021 N 4 ░ ░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ : ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.