Дело № 2а-2856/2022
55RS0007-01-2022-003906-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Омска о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с административным иском к Администрации г. Омска о возложении обязанности устранить загрязнение земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что 21.12.2021 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено плановое (рейдовое) мероприятие по обследованию земельных участков на территории, вблизи северо-восточной стороны от Омской производственной площадки ООО «Омсктехуглерод», расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которого установлены факты несанкционированного места размещения отходов производства и потребления в пределах следующих земельных участков: 1) на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 100 м юго-западнее земельного участка с кадастровым номером №, объемом около 5 м3, площадью около 200 кв. м (GPS координаты 54°56'31.6”, 73°28'30.6”; 54°56'31.6”, 73°28'29.7”); 2) на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 87 м восточнее земельного участка с кадастровым номером №, объемом 2,5 м3, площадью около 40 кв. м (GPS координаты 54°56'35.4”, 73°28'18.5”; 54°56'34.1”, 73°28Т6.9”); 3) на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 10 м западнее земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:15, объемом около 2 м3, площадью около 20 кв. м (GPS координаты 54°56'35.4”, 73°28'18.5”; 54°56'34.Г, 73°28Т6.9”); 4) на земельном участке в пределах кадастрового квартала 55:36:120308, в 20 м южнее земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:47, объемом около 20 м3, площадью около 400 кв. м (GPS координаты 54°56'51.1”, 73°28'53.6”).
Факты загрязнения земельного участка твердыми коммунальными отходами и мусором подтверждаются актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 21.12.2021 № 347.
Ссылаясь на положения норм Конституции Российской Федерации, Земельного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», примечание к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, согласно которого в случаях, когда собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, административный истец приходит к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит на органе местного самоуправления муниципального района как на органе, уполномоченном распоряжаться не разграниченными земельными участками.
С учетом изложенного, административный истец уточнив заявленные требования просит суд обязать Администрацию г. Омска на территории вблизи северо-восточной стороны от Омской производственной площадки ООО «Омсктехуглерод», расположенной по адресу: ул. Барабинская, д. 20, г. Омска, провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно: устранить загрязнение на следующих земельных участках, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: 1) на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 100 метрах юго-западнее земельного участка с кадастровым номером № объемом около 5 куб. м, площадью около 200 кв. м (GPS координаты 54.94210°, 73.47548°); 2) на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 10 метрах западнее земельного участка с кадастровым номером №, объемом около 2 куб.м., площадью около 20 кв. м (GPS координаты 54.94685°, 73.48399°).
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Омсктехуглерод», ООО «Магнит», департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.
В судебном заседании представитель административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Омской области ФИО8 действующая на основании доверенности, участия не принимала. Министерство природных ресурсов и экологии Омской области о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д. 115), представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска ФИО9., действующая на основании доверенности, возражала относительно заявленных требований. Просила в случае удовлетворения административного искового заявления предоставить время для исполнения решения суда в течение года с момента вступления его в законную силу с учетом необходимости получения финансирования данных мероприятий.
Заинтересованные лица департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, ООО «Магнит», ООО «Омсктехуглерод»о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д. 124, 125, 115), явка представителей не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. Представителем ООО «Магнит» ФИО10., действующей на основании доверенности, представлен письменный отзыв, в котором указано на обоснованность заявленных требований, а также на отсутствие оснований для привлечения ООО «Магнит» в качестве административного ответчика (л.д. 78-79).
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд полагает возможным начать рассмотрение дела при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, письменные пояснения на административное исковое заявление, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
Согласно п. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 10.12.2021 Омской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области была направлена копия обращения генерального директора ООО «Омсктехуглерод» ФИО11. от 01.12.2021 № 3572 о нарушениях законодательства об отходах производства и в сфере охраны атмосферного воздуха для рассмотрения по существу (л.д. 12, 13-22).
17.12.2021 прокуратурой Октябрьского административного округа города Омска в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области направлены аналогичные копии обращений генерального директора ООО «Омсктехуглерод» по вопросу нарушения законодательства об отходах производства и в сфере охраны атмосферного воздуха для рассмотрения по существу (л.д. 27-37)
Исходя из содержания письма ООО «Омсктехуглерод» № 3572 от 01.12.2021, направленному в адрес прокуратуры Омской области на территории, прилегающей к Омской производственной площадке ООО «Омсктехуглерод», расположенной по адресу: г. Омск, ул. Барабинская, д. 20, на протяжении 2020-2021 г.г. неоднократно зафиксированы случаи возгорания незаконно размещенных отходов, в том числе шин. По факту горения несанкционированных свалок со стороны ООО «Омсктехуглерод» было направлено обращение в Администрацию г. Омска и в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области. При этом, в связи в связи с большим объемом работы, в 2020 году очистка территории не будет произведена. В дальнейшем, в 2021 году очистка территории не была произведена. Ссылаясь на негативное влияние на репутацию предприятия инцидентов с пожарами, происходящих на территории загрязненных земельных участков, генеральный директор ООО «Омсктехуглерод» обратился с указанным письмом в прокуратуру Омской области (л.д. 13-14, 28-29). К обращению ООО «Омсктехуглерод» представлены схема и фотоснимки с мест возгорания (л.д. 15, 16, 30, 31).
21.12.2021 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено обследование территории на основании обращения № ВХ-21/МПР-15265 от 01.12.2021 по факту несанкционированного размещения мусора вблизи северо-восточной стороны от территории Омской производственной площадки ООО «Омсктехуглерод», расположенной по адресу: г. Омск, ул. Барабинская, д. 20. Обследование проведено с использованием технических средств в условиях естественного освещения при небольшом количестве атмосферных осадков. В ходе осуществленного на место выезда установлено: на земельном участке в пределах кадастрового квартала 55:36:120308, в 100 м юго-западнее земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:20 обнаружено место складирования отходов в виде: отходов (остатков) демонтажа бытовой техники, компьютерного, телевизионного и прочего оборудования, отходы разнородных текстильных материалов при разборке мягкой мебели, отходы мебели деревянной; отходы сортировки отходов пластмасс; бой бетонных изделий, шифера, отходы при демонтаже автотранспортных средств, бамперы автомобильные; детали автомобильные, утратившие потребительские свойства; отработанные автомобильные покрышки; мешки с почвогрунтом, порубочные остатки деревьев. Подверженная размещению отходов территория не имеет твердого покрытия в виде дорожных смесей и каменных материалов (щебень, гравий, асфальтовое покрытие, бетонные плиты и иные виды твердого покрытия). Отходы размещены непосредственно на почве, занесены снежным покровом. Объем размещенных отходов около 5 м3. Отходы размещены локально, площадью около 200 кв.м. (GPS координаты 54°56'31.6”, 73°28'30.6”; 54°56'31.6”, 73°28'29.7”). Лица, осуществившие размещение твердых бытовых отходов не установлены.
На земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 87 метрах восточнее земельного участка с кадастровым номером № обнаружено место складирования отходов в виде боя бетонных изделий, шифера; отходы производства строительных материалов, отходы при демонтаже автотранспортных средств, бамперы автомобильные; детали автомобильные, утратившие потребительские свойства; отработанные автомобильные покрышки; насыпи гипсокартонной штукатурки; порубочные остатки деревьев. Подверженная размещению отходов территория не имеет твердого покрытия в виде дорожных смесей и каменных материалов (щебень, гравий, асфальтовое покрытие, бетонные плиты и иные виды твердого покрытия). Отходы занесены снежным покровом, размещены непосредственно на почве. Объем размещенных отходов 2,5 куб. м. Отходы размещены локально, площадью около 40 кв.м. (GPS координаты 54°56'35.4”, 73°28'18.5”; 54°56'34.1, 73°28'16.9”).
На земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 10 м западнее земельного участка с кадастровым номером № обнаружено место складирования отходов в виде: отходов резинотехнических изделий, отработанные автомобильные покрышки. Подверженная размещению отходов территория не имеет твердого покрытия в виде дорожных смесей и каменных материалов (щебень, гравий, асфальтовое покрытие, бетонные плиты и иные виды твердого покрытия). Отходы занесены снежным покровом, размещены непосредственно на почве. Объем размещенных отходов около 2 куб.м. Отходы размещены локально, площадью около 20 кв.м. (GPS координаты 54°56'35.4”, 73°28'18.5”; 54°56'34.1”, 73°28'16.9”).
На земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 20 м южнее земельного участка с кадастровым номером № обнаружено место складирования в виде: остатков продуктов питания, пластиковых тар, полиэтиленовых пакетов и мешков: отходов упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные пищевыми продуктами. Отходы производства текстильных тканей; отходы производства одежды; отходы разнородных текстильных материалов при разборке мягкой мебели; отходы сортировки отходов пластмасс, бой строительного кирпича, бой бетонных изделий, шифера; отходы производства строительных материалов, смешанного с цементом, гипсом и прочими минеральными связующими веществами; отходы стекла и изделий из стекла; отходы при демонтаже автотранспортных средств, бамперы автомобильные; детали автомобильные, утратившие потребительские свойства; отработанные автомобильные покрышки; насыпи гипсокартонной штукатурки; мешки с грунтом; пенопласт; порубочные остатки деревьев. Подверженная размещению отходов территория не имеет твердого покрытия в виде дорожных смесей и каменных материалов (щебень, гравий, асфальтовое покрытие, бетонные плиты и иные виды твердого покрытия). Отходы занесены снежным покровом, размещены непосредственно на почве. Объем размещенных отходов около 20 куб. м. Отходы размещены на площади около 400 кв. м (GPS координаты 54°56'51.1”, 73°28'53.6”). О чем составлен акт осмотра, обследования № 347 от 21.12.2021 с приложенными к нему фото-таблицей и схемами (л.д. 38-39, 40-51, 52-53).
В уведомлении об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений от 15.03.2022 указано, что запрашиваемой информации о земельном участке с адресом: Омская область, на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 10 метрах западнее земельного участка с кадастровым номером № (GPS координаты 54°56'35.4”, 73°28'18.5”; 54°56'34.1”, 73°28'16.9”) в ЕГРН нет (л.д. 54). Такой же результат представлен и в уведомлениях от 14.03.2022 и 15.03.2022 в отношении земельных участков с описанием: Омская область, на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 20 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером № (GPS координаты 54°56'51.1”, 73°28'53.6”); Омская область, на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 87 метрах восточнее земельного участка с кадастровым номером № (GPS координаты 54°56'35.4”, 73°28'18.5”, 54°56'34.1”, 73°28'16.9”); Омская область, на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 100 метрах юго-западнее земельного участка с кадастровым номером № (GPS координаты 54°56'31.6”, 73°28'30.6”, 54°56'31.6”, 73°28'29.7” (л.д. 54-57, 84-87).
Указанные административным истцом в уточненном исковом заявлении места несанкционированного размещения отходов не ликвидированы.
Согласно Указа Губернатора Омской области «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» от 24.01.2011 № 8 Министерство природных ресурсов и экологии Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны окружающей среды», в связи, с чем административный истец обращается в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Министерство в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области осуществляет государственный надзор в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Принимая во внимание, что дальнейшее бездействие административного ответчика нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд.
Разрешая заявленные требования с учетом имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены в положениях Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Пунктами 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны понятия, такие как: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.Отходы производства и потребления должны размещаться исключительно на объектах размещения отходов, то есть на специально оборудованном сооружении, предназначенном для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающим в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положениями ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.п. 11, 24, 25 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Омска; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории города Омска, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Омска в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Омска.
Органы местного самоуправления города Омска вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения муниципального образования город Омск (указанные в статье 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Омской области, за счет доходов бюджета города Омска, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (ч. 2).
Таким образом, применительно к изложенным положениям, а также иным положениям законодательства, регулирующим обозначенные правоотношения, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии с данными из Единого государственного реестра объектов недвижимости, установить собственников загрязненного земельного участка не удалось по причине отсутствия данных о правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимости (л.д. 84-87, 116-123).
Вместе с тем полномочиями в отношении земельных участков, на которых выявлены места несанкционированного размещения (свалки) твердых коммунальных отходов, обладает Администрация г. Омска.
Факт наличия несанкционированного складирования отходов на указанном земельном участке на момент проверки, а также в период рассмотрения дела судом ответчиком не оспаривался.
Со стороны административного истца в материалы дела представлена межведомственная переписка, из содержания которой следует, что 27.12.2021 Министерством природных ресурсов и экологии Омской области в адрес Администрации г. Омска было направлено письмо с просьбой в добровольном порядке ликвидировать несанкционированные свалки на указанных земельных участках, принять меры по недопущению дальнейшего образования несанкционированных свалок и проинформировать Министерство в срок до 01.02.2022 (л.д. 58-59).
25.01.2022 департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска в адрес Министерства природных ресурсов и экологии в связи с поступившим запросом по обращению директора Омской производственной площадки ООО «Омсктехуглерод» сообщается о том, что зоны ответственности за содержание территории города Омска определены Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». В соответствии с муниципальными правовыми актами контроль за соблюдением требований Решения относится к компетенции администраций административных округов города Омска, в данном случае - администрации Октябрьского административного округа города Омска. В ходе обследования, проведенного представителем администрации округа, установлено, что на данной территории образованы три несанкционированных свалки мусора (в 175 метрах северо-западнее относительно здания 10 по улице 3-й Молодежной, в 100 метрах севернее относительно здания 14/1 по улице 3-й Молодежной, в 700 метрах севернее относительно <адрес>). Лиц, складирующих данный мусор выявить не представилось возможным. Муниципальное задание бюджетного учреждения города Омска «Управление южного хозяйства и благоустройства» на 2022 год сформировано с предельным дефицитом, возможность ликвидации несанкционированных свалок мусора в текущем году у бюджетного учреждения отсутствует, в связи, с чем ликвидировать несанкционированные свалки, указанные в обращении, не представляется возможным. Вместе с тем, на территории Омской области осуществляет деятельность единый региональный оператор - ООО «Магнит». Ссылаясь на существующий Порядок ликвидации несанкционированных свалок, установленный правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными ходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», указывает, что такого обращения регионального оператора с приложением соответствующего договора в Администрацию г. Омска не направлялось, мусор в течение 30 рабочих дней в нарушение пунктов 16, 17 Правил № 1156 региональным оператором ООО «Магнит» не вывозился. Возможность ликвидации несанкционированных свалок мусора, образовавшихся вблизи ООО «Омсктехуглерод», может быть рассмотрена бюджетным учреждением только в случае поступления от регионального оператора ответствующего пакета документов, а так же при условии наличия достаточного объема бюджетных ассигнований на указанные цели (л.д. 60-62).
Таким образом, факт наличия загрязнений земельного участка в ходе судебного разбирательства установлен.
Однако актом выездного обследования от 30.06.2022 установлено, что на земельном участке в пределах кадастрового квартала 55:36:120308, в 100 м юго-западнее земельного участка с кадастровым номером 55:36:120308:20 обнаружено место складирования отходов в виде: остатков продуктов питания, пластиковых тар, полиэтиленовых пакетов и мешков, отходов упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные пищевыми продуктами. Отходы производства текстильных тканей; отходы производства одежды; отходы разнородных текстильных материалов при разработке мягкой мебели, отходы сортировки отходов пластмасс, бой строительного кирпича, бой бетонных изделий, шифера; отходы производства строительных материалов, смешанного с цементом, гипсом и прочими минеральными связующими веществами; отходы стекла и изделий из стекла: отходы при демонтаже автотранспортных средств, бамперы автомобильные; детали автомобильные, утратившие потребительские свойства, отработанные автомобильные покрышки; насыпи гипсокартонной штукатурки; мешки с почво-грунтом; пенопласт; порубочные остатки деревьев. Подверженная размещению отходов территория не имеет твердого покрытия в виде дорожных смесей и каменных материалов (щебень, гравий, асфальтовое покрытие, бетонные плиты и иные виды твердого покрытия). Отходы размещены локально, расположены непосредственно на почве. Объем размещенных отходов около 5 куб. м. Отходы размещены локально, площадью более 200 кв. м (GPS координаты 54.94210°, 73.47548°). Лица, осуществившие размещение твердых бытовых отходов, не установлены.
На земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 10 м. западнее земельного участка с кадастровым номером № обнаружено место складирования отходов в виде: отходов резинотехнических изделий, отработанные автомобильные покрышки, мешки с почвогрунтом. Подверженная размещению отходов территория не имеет твердого покрытия в виде дорожных смесей и каменных материалов (щебень, гравий, асфальтовое покрытие, бетонные плиты и иные виды твердого покрытия). Отходы занесены снежным покровом, размещены непосредственно на почве. Объем размещенных отходов около 2 куб.м. Отходы размещены локально, площадью около 20 кв. м (GPS координаты 54.94685°, 73.48399°).
Доступ к земельному участку в пределах кадастрового квартала №, в 20 метрах южнее земельного участка с кадастровым номером № ограничен. Провести обследование данного участка не представилось возможным. (GPS координаты 54.94787°, 73.48367°) (л.д. 101). В связи, с чем заявленные требования были уточнены.
22.07.2022 сотрудниками БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» осуществлен самостоятельный выезд на территорию земельных участков в пределах кадастрового квартала № по адресу: г. Омск, ул. Барабинская, д. 20. Согласно акта обследования установлены места несанкционированных отходов, объем которых значительно превышает объемы, указанные в административном исковом заявлении по настоящему делу. Состав отходов при визуальном осмотре представляет собой: строительные отходы, растительно-древесные отходы, твердые коммунальные отходы. Ориентировочный объем мусора составляет около 1100 куб.м. Выполнение работ по уборке мусора с указанной территории возможно лишь при достаточном финансировании (л.д. 126).
Оценивая требования административного истца, позицию стороны административного ответчика, суд принимает во внимание, что разрешение вопроса по устранению мест несанкционированного складирования мусора требует временных и финансовых затрат со стороны административного ответчика.
При этом возложение на Администрацию г. Омска, как органа местного самоуправления, правообладателя указанного земельного участка, обязанности ликвидировать места несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов, не лишает возможности административного ответчика поручить исполнение решения суда своим структурным подразделениям либо иным лицам в соответствии с установленным законом порядком. Каких-либо доводов о том, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком по делу, а равно о передачи функций по исполнению указанной обязанности, не заявлено, соответствующих доказательств не представлено.
Согласно п. 18 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска, утвержденного решением Омского городского совета № 443 от 28.09.2011, департамент, привлеченный к участию в деле, в соответствии с возложенными на него задачами участвует в организации деятельности по сбору (раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории г. Омска.
Кроме того, по сведениям ООО «Магнит», привлеченного к участию в деле, изложенным в представленном отзыве (л.д. 78-79), ООО «Магнит», являющийся региональным оператором, не выявлял спорное место. Кроме того, одним из совокупности условий, возложения обязанности по ликвидации места несанкционированного складирования отходов на регионального оператора, кроме установления данного места региональным оператором, является то, что место несанкционированного размещения отходов должно располагаться на земельном участке, не предназначенном для этих целей и объем отходов должен превышать 1 куб. метр., а также вид размещенных отходов с указанием кодов отходов и их классов опасности, морфологический и компонентный состав. Данной совокупности условий в ходе рассмотрения дела не установлено.
Суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя административного ответчика о не устранении выявленных нарушений ввиду отсутствия необходимого финансирования и осуществление указанных обязанностей в соответствии с порядком, установленным законом, соблюдение которого обусловлено длительным временным промежутком. Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке не исполнения возложенных на ответчика обязанностей.
В силу п. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (п. 1 ст. 62 КАС РФ).
Между тем, доказательств о принятии мер к устранению выявленных нарушений федерального законодательства с 2020 года Администрацией г. Омска не представлено, в ходе судебного заседания было установлено и не отрицалось представителем административного ответчика что, меры к ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на земельном участке у территории производственной площадки ООО «Омсктехуглерод» не были предприняты в полном объеме, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Также суд полагает заслуживающим внимания указание представителя административного ответчика относительно необходимости установления срока исполнения решения, с учетом выполнения работ по организации деятельности и участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, требует необходимость определения объема отходов размещенных на данной территории определения его вида, классов опасности, морфологический и компонентный состав отходов, кроме того, необходимо определение объема финансовых затрат и включение данной территории в муниципальное задание.
Административный истец в просительной части административного искового заявления просил установить срок в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Вместе с тем, возражая против установления заявленного срока, представителем административного ответчика указано на то, что окончание данный срок приходится на зимний период (оканчивается в феврале 2023 года), в то время как работы по ликвидации несанкционированного складирования отходов не могут быть проведены в зимний период, так как место размещение будет находиться под снежным покровом. Работы могут начаться при достижении стабильно положительных температур и высыхании почвы от талых вод. Также необходимо учитывать значительность объема размера свалки и особенности территории, расположена в карьере, для начала осуществления работ необходимо оценить возможность осуществление уборки специальной техникой, или привлечение за счет ручного труда.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца, поскольку наличие выявленных в 2020 году мест несанкционированного размещения отходов и не принятие мер к их устранению, в том числе к моменту рассмотрения дела по существу (более одного года), приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановки, нарушает гарантированное государством право на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что в свою очередь обуславливает необходимость возложения судом на Администрацию г. Омска исполнить в срок до 01 июня 2023 года обязанность по ликвидации свалки твердых бытовых отходов: на территории вблизи северо-восточной стороны от Омской производственной площадки ООО «Омсктехуглерод», расположенной по адресу: ул. Барабинская, д. 20, г. Омска, на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 100 метрах юго-западнее земельного участка с кадастровым номером №, объемом около 5 куб.м, площадью около 200 кв. м (GPS координаты 54.94210°, 73.47548°); на земельном участке в пределах кадастрового квартала №, в 10 метрах западнее земельного участка с кадастровым номером №, объемом около 2 куб.м., площадью около 20 кв. м (GPS координаты 54.94685°, 73.48399°).
Судебные расходы суд не распределяет, поскольку лица, участвующие в деле, от их уплаты в силу закона освобождены.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░<░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░ 100 ░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░ 5 ░3, ░░░░░░░░ ░░░░░ 200 ░░. ░. (GPS ░░░░░░░░░░ 54.94210°, 73.47548°);
- ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░ 10 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░. ░ (GPS ░░░░░░░░░░ 54.94685°, 73.48399°).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2022 ░░░░.