№2а-1425/2024
УИД: 27RS0007-01-2024-000934-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2024 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Черновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г.Комсомольска-на-Амуре к судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, Специализированному отделению судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным и отмене постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Комсомольска-на-Амуре обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным и отмене постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 1 марта 2022 года по делу №2а-948/2022 на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований ГОСТ Р 52766-2007 путем организации обеспечения электрического освещения на улице Свердлова, протяженностью 2016 метров, расположенной от ПК-0 (красная линия проспекта Победы) до ПК-1700+54 (красная линия улицы Бехтерева). Постановлением от 26 декабря 2023 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. и установлен новый срок для исполнения решения суда, копия которого получена им 28 декабря 2023 года. Полагали постановление незаконны, поскольку во исполнения решения по делу №2а-948/2022 был проведен электронный аукцион, по итогам которого 20 февраля 2023 года между УДДи ВБ и подрядной организацией МУП «Горсвет» был заключен муниципальный контракт №19 на выполнение работ по устройству освещения по ул.Свердлова от ул.Советской до пересечения с ул.Державина. В рамках заключенного муниципального контракта 12 апреля 2023 года были выполнены работы по установке 25 ж/б опор освещения, подвес питающего кабеля в количестве 760 м, а также монтаж 27 светодиодных светильников. Также, 11 декабря 2023 года по итогам проведения электронного аукциона был заключен муниципальный контракт №184 на выполнение работ по устройству наружного освещения по ул.Свердлова на участке от пр.Победы до ул.Изумрудной и ул.Свердлова на участке от ул.Державина до дома №49 по ул.Свердлова в рамках которого 15 декабря 2023 года выполнены работы по установке ж/б опор в количестве 9 шт., подвесу питающего кабеля в количестве 624 м, монтажу 15 светильников. Поскольку на момент принятия решения о взыскании исполнительского сбора от 26 декабря 2023 года решение суда было исполнено в полном объеме, при этом имеется дефицит в бюджете денежных средств ссылаясь на положения ст.112 Закона №229-ФЗ просит признать незаконным и отменить постановление от 26 декабря 2023 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №55709/23/27027-ИП от 15 августа 2023 года, освободить от взыскания исполнительского сбора.
Определением от 29 февраля 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен прокурор г.Комсомольска-на-Амуре.
Определением, внесенным в протокол судебного заседания от 28 марта 2024 года данные ответчика в связи с реорганизацией органов принудительного исполнения в рамках реализации положений Федерального закона №417-ФЗ от 21 декабря 2021 года, ст.6.3 Федерального закона №118-ФЗ от 21 июля 1997 года и исключением из структуры и штатного расписания МОСП территориальных органов ФССП России, созданием 1 ноября 2023 года СОСП по Хабаровскому краю и ЕАО ГМУ ФСП России, уточнены, ответчиком установлено СОСП по Хабаровскому краю и ЕАО ГМУ ФСП России.
Стороны, заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Поскольку явка лиц, участвующих в деле не является обязательной и не признана таковой судом, административное дело рассмотрено в их отсутствие на основании ч.6 ст.226 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
15 августа 2023 года в МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО на основании исполнительного листа №ФС041161072 от 20 декабря 2022 года, выданного Центральным районным судом г.Комсомольска-на-Амуре по делу №2-948/2022 о возложении обязанности на Администрацию г.Комсомольска-на-Амуре в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований ГОСТ Р 52766-2007 путем организации обеспечения электрического освещения на улице Свердлова, протяженностью 2016 метров, расположенной от ПК-0 (красная линия проспекта Победы) до ПК-1700+54 (красная линия улицы Бехтерева) возбуждено исполнительное производство №55709/23/27027-ИП. Постановление о возбуждении исполнительного производства 15 августа 2023 года направлено должнику почтовым отправлением с заказным уведомлением, вручено ему 28 августа 2023 года.
26 декабря 2023 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в сумме 50000 руб., которое было направлено должнику посредством ЕПГУ, дата прочтения 15 января 2024 года.
16 января 2024 года на адрес электронной почты МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО должником направлены документы, подтверждающие исполнение решения суда, в частности документацию по муниципальному контракту №19 от 20 февраля 2023 года, заключенному между УДДи ВБ и МУП «Горсвет» на выполнение работ по устройству освещения по ул.Свердлова от ул.Советской до пересечения с ул.Державина, в рамках которого 12 апреля 2023 года были выполнены работы по установке 25 ж/б опор освещения, подвес питающего кабеля в количестве 760 м, а также монтаж 27 светодиодных светильников; по муниципальному контракту №184 от 11 декабря 2023 года на выполнение работ по устройству наружного освещения по ул.Свердлова на участке от пр.Победы до ул.Изумрудной и ул.Свердлова на участке от ул.Державина до дома №49 по ул.Свердлова в рамках которого 15 декабря 2023 года выполнены работы по установке ж/б опор в количестве 9 шт., подвесу питающего кабеля в количестве 624 м, монтажу 15 светильников.
17 января 2024 года исполнительное производство №55709/23/27027-ИП от 15 августа 2023 года окончено на основании п.1 ч.1 ст.47 Закона №229-ФЗ в связи с фактическим исполнением.
18 января 2024 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №1965/24/27027-ИП о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству №55709/23/27027-ИП от 16 мая 2023 года.
Обстоятельства, как они установлены судом, подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела светокопиями материала исполнительного производства №55709/23/27027-ИП от 16 мая 2023 года.
Федеральный закон от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон №229-ФЗ) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (статья 1).
Согласно ст.4 Закона №229-ФЗ, ст.12, ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в пункте 15 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судом законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки.
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (статья 360 КАС РФ, ч.1 ст.121 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Таким образом, незаконными подлежат признанию действия, которые не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя указанными действиями (бездействие). При этом, указанные условия должны иметь место в совокупности.
Согласно ч.1 ст.30 Закона №229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.ч.7,8 ст.30 Закона №229-ФЗ заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу положений ч.2.1 ст.14 Закона №229-ФЗ постановление судебного пристава-исполнителя может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя … направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ). Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
Согласно ч.3 ст.24 Закона №229-ФЗ извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи.
При этом, в соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года №606 «О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» такое извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
В случае, если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
Судом установлено, что истец достоверно знал о возбужденном в отношении него исполнительном производстве №55709/23/27027-ИП требования исполнительного документа в установленный срок для их удовлетворения в добровольном порядке не выполнил, сведений о направлении в адрес МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ходатайств о приостановлении исполнительного производства, об исполнении требований исполнительного документа материалы исполнительного производства не содержат, доказательств обратному истцом не представлено, как и доказательств, свидетельствующих об исполнении требований исполнительного документа, либо принятии исчерпывающих мер для исполнения решения суда.
В соответствии с положениями ст.112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. При этом в силу ч.3 ст.112 Закона №229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается в размере пяти тысяч рублей.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими не-предвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно ч.6 ст.112 Закона №229-ФЗ, должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора и при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112).
Учитывая, что доказательств, свидетельствующих о совершении должником действий по исполнению исполнительного документа или подтверждающих его намерение исполнить исполнительный документ в пределах срока, установленного на добровольное исполнение, не представлено, суд находит постановление о взыскании исполнительского сбора вынесенным уполномоченным должностным лицом при наличии законных к тому оснований.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исходя из п.78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 ст. 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве) (п.74).
Как установлено судом, что требования исполнительного документа по исполнительному производству №55709/23/27027-ИП должником исполнялись по истечении срока для удовлетворения требований исполнительного документа в добровольном порядке, 20 февраля 2023 года и 11 декабря 2023 года были заключены муниципальные контракты №№19 и №184, то есть до принятия 26 декабря 2023 года оспариваемого решения о взыскании исполнительского сбора, требования исполнительного документа исполнены, о чем в адрес судебного пристава исполнителя посредством электронного документооборота направлено заявление об окончании исполнительного производства.
С учетом установленных по делу обстоятельств, степени вины в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, взысканного на основании постановления от 26 декабря 2023 года по исполнительному производству №55709/23/27027-ИП от 15 августа 2023 года, поскольку противоправность в действиях должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленные сроки для его добровольного исполнения не установлена.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №55709/23/27027-░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2024 ░░░░.