Дело № 2а-1536/2022
УИД 22RS0068-01-2022-000976-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Барнаул 13 июля 2022 года
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Золотарева В.В.,
при секретаре судебного заседания Рожкове Г.Ю.,
с участием административного истца Заречнева В.С. (посредством видеоконференц-связи),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заречнева В.С. к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации и Управлению Судебного департамента в Алтайском крае о признаниинезаконным бездействия и присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Заречнев В.С.обратился в суд административным исковым заявлением к Железнодорожному и Центральномурайонным судам г. Барнаула (с учетом последующего уточнения административных исковых требований) о признании незаконным бездействия административных ответчиков, выразившегося в необеспечении надлежащих условий его содержания в камерах конвойного помещения указанных судов и присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 1 200 000 руб..
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в период с +++ года он в неоднократно этапировался для участия в следственных действиях и судебных заседаниях в конвойное помещение Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула, в камерах которого отсутствовали стол, стул, вентиляция, достаточное освещение, розетка, площадь камер составляла менее 6 кв.м., влажная уборка проводилась редко, помещение не содержалось в чистоте, нары занимают большую площадь помещения. В камерном блоке отсутствует комната для приема пищи и использования по назначению выдаваемых в СИЗО индивидуальных рационов питания.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и Управление Судебного департамента в Алтайском крае. Железнодорожный и Центральный районные суды г. Барнаула с согласия административного истца исключены из числа административных ответчиков.
В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика - Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации полагает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований, указывая, что конвойные помещения судов в силу статьи 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не относятся к местам содержания лиц под стражей. Данные помещения являются частью зданий федеральных судов и предназначены для пребывания в них подсудимых только в период ожидания судебного заседания. Таким образом, действие названного Федерального закона, регулирующего вопросы материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых (размер камеры в расчете на одного человека и т.д.), не распространяется на временное пребывание подсудимых в конвойных и иных помещениях судов. Применяемые в настоящее время нормы Свода правил «СП 152.13330.2018. Здания федеральных судов. Правила проектирования», утвержденные приказом Минстроя России от 15 августа 2018 года № 524/пр, распространяют свое действие только на вновь строящиеся и реконструируемые здания федеральных судов. Кроме того, административным истцом не представлены доказательства нарушения принадлежащих ему каких-либо неимущественных прав и личных нематериальных благ, а также доказательства того, что принимаемые в отношении него меры являлись чрезмерными и выходили за пределы минимального уровня суровости.
Управление Судебного департамента в Алтайском крае представило в суд отзыв на административное исковое заявление, полагая необходимым в удовлетворении административных исковых требований, приводя доводы, в целом аналогичные доводам представителя Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, дополнительно указав, что здание Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула введено в эксплуатацию +++. До +++ проектирование и планировка зданий судов общей юрисдикции регулировалось Сводом правил по проектированию и строительству «СП 31-104-2000. Здания судов общей юрисдикции», утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 2 декабря 1999 года № 154, согласно которому группа помещений для подсудимых и конвоя включает: камеры для подсудимых, помещение для конвоя и санитарный узел (пункт 5.35 СП); допускается проектирование камер для подсудимых без естественного освещения (пункты 7.1, 7.2 СП) и размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенных в верней части стен или на потолке (пункт 8.7 СП). Наличие столов в камерах конвойного помещения указанным Сводом правил не предусматривалось.
Административные ответчики о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, участие данных лиц при рассмотрении настоящего дела не является обязательным, в связи с чем суд на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей указанных лиц.
В ходе рассмотрения дела административный истец на административных исковых требованиях настаивал по изложенным в административном иске основаниям, уточнив, что им оспаривается бездействие, связанное необеспечением камер необходимым оборудованием, уточнил период нахождения в конвойном помещении, а именно с +++ года, и указал, что он доставлялся в Железнодорожный районный суд г. Барнаула в связи с рассмотрением уголовного <данные изъяты>, всего доставлялся более ... раз, содержался в камерах один, мог с иными лицами, был в разных камерах, при этом все камеры одинаковые. В камерах имеются нарушения в освещении, не работает вытяжка, нарушена квадратура. Оспариваемое бездействие повлияли на его моральное состояние, он не мог полноценно отстаивать свои права, не имел возможности для подготовки к судебным заседаниям. Также оспариваемое бездействие отразилось на его физическом состоянии, у него открылась язва желудка, однако каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что данное заболевание появилось в результате нахождения в камерах конвойного помещения судов, у него нет.
Изучив доводы административного искового заявления, отзыва и возражений на него, выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему решению.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего осуществляется в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
На основании части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административные исковые требования связаны с признанием незаконным бездействия, выраженного в несоблюдении условий содержания административного истца в камерах конвойного помещения здания судов, которое носит длящийся характер и ограничено датой обращения административного истца в суд (административное исковое заявление подписано +++) в период, когда последний продолжал доставляться в Железнодорожный районный суд г. Барнаула для участия в рассмотрении уголовного дела, что свидетельствует о соблюдении административным истцом срока обращения с настоящим административным иском.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1). Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3). При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17); никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21). При этом, согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 года (далее - Конвенция), предусмотрено, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
При этом следует учитывать, что в соответствии с данной нормой права и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. Лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что в производстве Железнодорожного районного суда г. Барнаула в период с +++ по +++ находилось уголовное дело № 1-1/2022 (УИД 22RS008-01-2018-000024-55) в отношении членов организованной преступной группы, в том числе в отношении Заречнева В.С., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации.
Из материалов уголовного дела следует, что +++ Заречнев В.С. был задержан в порядке статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по подозрению в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. +++ Заринским городским судом Алтайского края в отношении Заречнева В.С. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца. +++, +++, +++, +++ и +++ Заречневу В.С. срок содержания под стражей продлевался Центральным районным судом г. Барнаула. После принятия Железнодорожным судом г. Барнаула уголовного дела к производству судом в отношении Заречнева В.С. выносились определения от +++, +++, +++, +++, +++, +++, +++, +++, +++, +++, +++, +++, +++ и +++ о продлении срока содержания под стражей.
В связи с рассмотрением указанного уголовного дела Заречнев В.С. доставлялся из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в Железнодорожный районный суд г. Барнаула для участия в судебных заседаниях, в том числе в +++ году 48 раз, в +++ году 24 раза, в +++ году 15 раз, в +++ году до даты подачи административного иска 2 раза, в дни доставления содержался в камерах конвойного помещения здания Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула (конкретные даты доставления, время прибытия в камерный блок, время перевода в зал судебного заседания, время вывода из зала судебного заседания и время убытия из камерного блока приведены в выписке из постовых ведомостей судебного конвоя роты ... ОБОиКПиО УМВД России по г. Барнаулу в Железнодорожном и Центральном районных судах г. Барнаула).
Вопросы правовой регламентации содержания и размещения лиц, содержащихся под стражей, определены нормами Федерального закона от 5 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьей 7 которого установлен исчерпывающий перечень мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности, иные места в случаях предусмотренных указанным Федеральным законом.
Таким образом, конвойные помещения для подсудимых и конвоя в судах в указанный перечень не входят и не относятся к местам содержания под стражей. Данные помещения являются частью зданий федеральных судов и предназначены для временного пребывания в них подсудимых только в период ожидания судебного заседания и после его окончания.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», следует, что меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой, в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний. Под местами принудительного содержания понимаются учреждения, помещения органов государственной власти, их территориальные органы, структурные подразделения и иные места, предназначенные для принудительного помещения физических лиц, исключающие возможность их самовольного оставления. Принудительное содержание лишенных свободы лиц должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (абзацы 3 и 4 пункта 1, абзац 1 пункта 3). Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).
В соответствии с положениями Федерального закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
В силу подпункта 15 пункта 1 статьи 6 данного Федерального закона в полномочия Судебного департамента входит организация строительства зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула, общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: ///, введено в эксплуатацию +++.
Требования, которым должны отвечать камеры для временного содержания обвиняемых и подсудимых в районных судах, в период проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию здания Железнодорожного и Центрального районных судов ///, были определены Сводом правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции», утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суда Российской Федерации от +++ ... (далее - СП 31-104-2000), а также изданным во исполнение данного акта приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 1 октября 2012 года № 185 «Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, форм отчетов-заявок», которым утверждена Временная норма № 1 обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции (далее - Временная норма № 1).
Согласно СП 31-104-2000 группа помещений для подсудимых и конвоя, включающая в себя: камеры для подсудимых, помещения для конвоя и санитарный узел, размещается таким образом, чтобы иметь непосредственную связь со служебных входом в здание. Допускается размещение группы помещений для подсудимых в подвальном этаже здания. Площадь камеры - 4 кв.м.. По заданию на проектирование число камер может быть увеличено для обеспечения раздельного размещения мужчин и женщин, взрослых и несовершеннолетних, а также изолированного содержания лиц, которым запрещено общение между собой. Естественное и искусственное освещение помещений зданий судов должно соответствовать требованиям санитарных правил. Без естественного освещения допускается проектировать камеры для подсудимых. В данных помещениях следует предусматривать специальные камерные двери со смотровыми окошками, размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенными в верхней части стен или на потолке, размещение выключателей для источников света в коридоре возле камеры или в комнате конвоя, оборудование окон и дверей звуковой и световой сигнализацией на открывание. Оборудование камер для подсудимых отдельными санузлами и умывальниками, розетками не предусмотрено.
Согласно Временной норме № 1 камеры для подсудимых оборудуются только скамьями.
В административном исковом заявлении и в судебном заседании административным истцом указано, что камеры, в которых он содержался, оборудованы деревянной скамьей.
Таким образом, установленные требования относительно оборудования конвойного помещения мебелью (скамьями) в полной мере соблюдены. Установка же в камерах столов и иных предметов названными правовыми актами предусмотрена не была, что обусловлено также и назначением данных помещений - размещение спецконтингента на время ожидания начала судебного заседания.
Согласно пункту 7.2 СП 31-104-2000 камеры для подсудимых допускается проектировать без естественного освещения. Пункт 8.7 данных СП указывает, что в камерах для временного содержания подсудимых следует предусматривать размещение источников света в нишах, защищенных решетками и расположенных в верхней части стен или на потолке.
Из административного иска и пояснений административного истца следует, что в камерах конвойного помещения здания Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула имеется искусственное освещение, установлены электрические светильники. При этом довод о том, что источник света являлся недостаточным, материалами дела не подтвержден.
Из представленной по запросу суда информации и.о. председателя Центрального районного суда г. Барнаула следует, что отдельное освещение имеется в каждой камере конвойного помещения, которое осуществляется стандартной светодиодной лампой 15WE27. Такой тип освещения существует с момента ввода в 2013 году здания в эксплуатацию.
Указанное освещение в полной мере отвечает нормативным требованиям по освещению помещений и рабочих мест.
Из технического паспорта здания Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула, поэтажного плана здания и экспликации следует, что конвойное помещение расположено на первом этаже, с отдельным входом, включает в себя, в том числе 27камер площадью 3 кв.м. (1 камера), 3,2 кв.м. (2 камеры), 3,3 кв.м. (7 камер), 3,4 кв.м. (5 камер), 3,5 кв.м (2 камеры), 3,6 кв.м. (8 камер), 7 кв. м. (1 камера) 7,4 (1 камера).
При этом обеспеченность метража камер, количества лиц, находящихся одновременно в одной камере конвойного помещения для размещения спецконтингента на время ожидания начала судебного заседания и после его окончания, не регламентированы.
Согласно сведениям, предоставленным командиром отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Барнаулу, Заречнев В.С., находясь в камерах конвойного помещения здания Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула, содержался отдельно от других подозреваемых и обвиняемых, находящихся в камерном блоке судов.
Таким образом, нахождение Заречнева В.С. в камерах конвойного помещения здания указанных судов в полной мере отвечает требованиям разумности, принимая во внимание площадь каждой камеры, единоличное содержание в камере и временный характер нахождения в них. При этом суд также учитывает соотношение, установленное в статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которому норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях составляет не менее 2 кв.м., а также позицию Европейского Суда по правам человека, приведенную, в частности, в решении от 17 марта 2020 года по делу «Е.М. Шмелев и другие против Российской Федерации», согласно которой 3 кв.м. жилой площади на человека считается соответствующей минимальному стандарту, предусмотренного статьей 3 Конвенции.
Из актов комиссионного обследования Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула +++-+++ годов следует, что помещение камерного блока оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, в каждой камере имеется приточная вентиляция, помещение оборудовано титаном для приготовления кипятка.
Согласно информациям Центрального районного суда г. Барнаула от +++ (по запросу Управления Судебного департамента в Алтайском крае) и от +++, а также информации Управления Судебного департамента в Алтайском крае от +++, приточная вентиляция выведена в каждую камеру отдельно, вытяжная вентиляция расположена в проходах между камерами. Вся система работает в штатном режиме с момента ввода здания в эксплуатацию.
Из сведений, предоставленных командиром отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Барнаулу, следует, что при приеме на конвоирование в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю все подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются питанием (сухим пайком) по установленным нормам на путь следования до места назначения. Перед началом судебных заседаний, а также во время перерывов судебных заседаний все подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в камерном блоке Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула, обеспечиваются продуктами питания, выданными органом-отправителем. По просьбе подозреваемых и обвиняемых им выдается в потребном количестве питьевая кипяченая вода, в том числе для приготовления сухого пайка.
Данные действия регламентированы и соответствуют требованиям Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых территориальных органов МВД России, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года № 140дсп.
С <данные изъяты> года санитарная уборка конвойного помещения проводится сотрудниками клининговых компаний, в том числе влажная уборка полов с применением моющих средств ежедневно после полного освобождения помещения, моющими и санитарно-гигиеническими средствами для уборки сотрудники компании обеспечены в полном объеме, что подтверждается государственными контрактами от +++ ..., от +++ ..., от +++ ..., +++ ..., +++ ..., +++ ..., +++ ..., +++ ..., +++ ..., +++ ..., +++ ..., соответствующими актами сдачи-приемки оказанных услуг, а также информациями Центрального районного суда /// от +++ и +++.
Достоверных сведений, свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья Заречнева В.С. в связи с его нахождением в камерах конвойного помещения Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула в ходе рассмотрения дела судом не установлено. Из медицинского заключения филиала <данные изъяты> следует, что Заречнев В.С. находится в СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю с +++, за время нахождения в СИЗО обращений за медицинской помощью в связи нахождением в камерах конвойного помещения Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула не зафиксировано.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что установленные на момент проектирования, строительства и ввода здания Железнодорожного и Центрального районных судов г. Барнаула в эксплуатацию нормативные требования относительно оборудования конвойных помещений в полной мере были соблюдены.
Изданные позже Свод правил СП 152.13330.2012 «Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 ода № 111/ГС, и Свод правил СП 152.13330.2018 «Здания федеральных судов. Правила проектирования», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 августа 2018 г. N 524/пр, применению в настоящем случае не подлежат, поскольку согласно содержащемуся в них прямому указанию они распространяются лишь на строящиеся и реконструируемые здания судов.
Кроме того, суд отмечает, что обеспеченные в соответствии с требованиями закона условия содержания под стражей нельзя рассматривать как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы прежде всего требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя, посетителей и сотрудников судов, и не носят цели нарушить гражданские и иные права административного истца.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем такая совокупность условий в ходе рассмотрения административного дела судом не установлена, в связи с чем основания для признания оспариваемого бездействия административных ответчиков незаконным отсутствуют, также как и основания для взыскания денежной компенсации.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░