Дело № 2а-7606/2023
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 31 июля 2023 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ерохиной А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Отченашенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 27 по Красноярскому краю к Казанцеву Виталию Сергеевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС № 27 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Казанцеву В.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2014 год в размере 294,85 руб., за 2016 год в размере 427 руб., за 2017 год в размере 458 руб., пени по налогу на имущество в сумме 23,94 руб. за период с 04.12.2018 по 24.06.2019, пени в сумме 1,41 руб. за период с 02.12.2017 по 13.12.2017. Требования мотивированы тем, что в соответствии с данными Управления Росреестра по Красноярскому краю налогоплательщику с 10.07.2012 на праве собственности принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру по адресу: Х
Административному ответчику направлено налоговое уведомление № 58127536 от 28 августа 2018 года об уплате задолженности по налогу на имущество за 2017 год в размере 458 руб. в срок до 03 декабря 2018 года, налоговое уведомление № 8833034 от 06 сентября 2017 года об уплате задолженности по налогу на имущество за 2014 год в размере 401 руб., за 2016 год в размере 427 руб. в срок до 01 декабря 2017 года, требование об уплате налога на имущество и пени № 21922 по состоянию на 25 июня 2019 года на сумму налога на имущество в размере 458 руб. и пени по налогу на имущество в размере 23,94 руб. со сроком уплаты до 22 октября 2019 года, требование об уплате налога на имущество и пени № 8211 по состоянию на 14 декабря 2017 года на сумму налога на имущество в размере 828 руб. и пени по налогу на имущество в размере 2,73 руб. со сроком уплаты до 06 февраля 2018 года.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 27 по Красноярскому краю в судебное заседание представителя не направили, извещены надлежащим образом.
Административный ответчик Казанцев В.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит следующим выводам.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 Налогового кодекса РФ).
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной статьей 75 НК Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Однако, при этом, следует учитывать предусмотренные законом сроки предъявления соответствующих требований и уведомлений об уплате недоимки.
В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ № 47 от 03.12.2012, действовавшей с 04 января 2013 года по 31 августа 2016 года) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Из материалов дела следует, что в соответствии с данными Управления Росреестра по Красноярскому краю налогоплательщику с 10.07.2012 на праве собственности принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру по адресу: Х
Административному ответчику направлено налоговое уведомление № 58127536 от 28 августа 2018 года об уплате задолженности по налогу на имущество за 2017 год в размере 458 руб. в срок до 03 декабря 2018 года, налоговое уведомление № 8833034 от 06 сентября 2017 года об уплате задолженности по налогу на имущество за 2014 год в размере 401 руб., за 2016 год в размере 427 руб. в срок до 01 декабря 2017 года, требование об уплате налога на имущество и пени № 21922 по состоянию на 25 июня 2019 года на сумму налога на имущество в размере 458 руб. и пени по налогу на имущество в размере 23,94 руб. со сроком уплаты до 22 октября 2019 года, требование об уплате налога на имущество и пени № 8211 по состоянию на 14 декабря 2017 года на сумму налога на имущество в размере 828 руб. и пени по налогу на имущество в размере 2,73 руб. со сроком уплаты до 06 февраля 2018 года.
29 сентября 2021 года, то есть с пропуском шестимесячного срока (срок исполнения самого раннего требования по налогу на имущество 06 февраля 2018 года, трехлетний срок истек 07 февраля 2021 года, шестимесячный срок для обращения в суд со дня истечения трехлетнего срока истек 07 августа 2021 года) ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась к мировому судье судебного участка № 65 в Октябрьском районе г. Красноярска с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 65 в Октябрьском районе г. Красноярска от 19 октября 2021 года судебный приказ отменен.
С указанным административным исковым заявлением истец обратился 30 июня 2023 года, то есть с нарушением установленного законодательством шестимесячный срока после отмены судебного приказа.
Разрешая заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу с Казанцева В.С. суд приходит к следующим выводам.
Доказательств того, что Межрайонная ИФНС России № 27 по Красноярскому краю была лишена возможности своевременно обратиться к мировому судье, в суд не представлено. Административный истец является органом контроля, обладающим властными полномочиями, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов. Большие объемы работы и нехватка сотрудников не могут быть достаточным и объективным препятствием для своевременного обращения налогового органа в суд.
Суд приходит к выводу о нарушении налоговым органом срока для обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени и отсутствии оснований для его восстановления.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, несоблюдение Межрайонной ИФНС России № 27 по Красноярскому краю установленных налоговым законодательством сроков взыскания налогов, является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 27 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.