Дело № 2а-862/2023
УИД 29RS0005-01-2023-000712-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2023 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Белой Н.Я.,
при секретаре судебного заседания Антипиной В.Н.,
представителя административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Авдеенко Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Евстратова К. В. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
у с т а н о в и л:
Евстратов К.В. обратился в суд с административным иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области) о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 300000 руб.
В обоснование требований указано, что Евстратов К.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области с 06 декабря 2021 года. За весь период отбывания наказания он испытывал нравственные и физические страдания, душевные переживания, поскольку нарушались условия его содержания. Так, в помещении бани лакокрасочное покрытие металлического основания скамей в коррозии, оцинкованное покрытие тазов со следами коррозии, на некоторых тазах отсутствуют ручки.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (далее – ФСИН России)
Административный истец Евстратов К.В. о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель административных отметчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Авдеенко Е.Е. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что административному истцу созданы надлежащие условия содержания в исправительном учреждении. Все выявленные нарушения устранены.
По определению суда в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено при указанной явке.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее – режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, ч.ч. 1, 2 ст. 27.6 КоАП РФ, ст.ст. 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст.ст. 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.ст. 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 13 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика – соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (ст.ст. 62, 125, 126 КАС РФ).
Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47).
В соответствии п. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу ст. 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее – Правила СП 2.1.3678-20).
Согласно п. 8.5.7. Правил СП 2.1.3678-20, помещения для мытья оборудуются скамьями, изготовленными из материалов, устойчивых к воздействию влаги и дезинфицирующих средств.
Ванны и тазы, предназначенные для мытья, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами (8.5.8. Правила СП 2.1.3678-20).
В соответствии с п. 8.5.12. Правила СП 2.1.3678-20 бани обеспечиваются уборочным инвентарем, который должен быть промаркирован и использоваться в соответствии с маркировкой в зависимости от назначения помещений (туалет, входная группа помещений, мыльно-парильное отделение, раздевалка), храниться в выделенных помещениях или в отдельном шкафу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Евстратов К.В. отбывал наказание к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области в следующие периоды: с 06 декабря 2021 года по 20 декабря 2022 года (отряд карантин), с 20 декабря 2022 года по 06 апреля 2023 года (отряд № 8).
06 апреля 2023 года Евстратов К.В. убыл в ФКУ КП-19 ОУХД УФСИН России по Архангельской области.
Таким образом, Евстратов К.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области в период с 06 декабря 2021 года по 06 апреля 2023 года.
Согласно графику распорядка дня помывка лиц, содержащихся в учреждении, производится два раза в неделю.
Указанные административным истцом нарушения в банно-прачечном комплексе Учреждения были выявлены Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в августе 2021 года (представление от 24 августа 2021 года) и устранены в сентябре 2021 года – в период, когда Евстратов К.В. в ФКУ ИК-1 УФСИН России не содержался. Выявленные и указанные в представлениях Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 29 апреля 2022 года (на скамьях следы ржавчины) и от 28 февраля 2023 года (в моечном отделении тазы со следами коррозии) нарушения в банно-прачечном комплексе незамедлительно устранялись (в представлениях от 16 июня 2022 года и от 14 апреля 2023 года такие нарушения не выявлялись).
Как пояснила представитель административных ответчиков, все нарушения в этой части, указанные в представлениях Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, устранены. В банно-прачечном комплексе скамья в помывочном отделении окрашена. Металлические тазы для мытья заменены, ряд – зачищены от ржавчины.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что осужденные незначительное время проводят в банно-прачечном комплексе, а также то, что выявленные повреждения имеют естественный характер, которые своевременно устранялись администрацией исправительного учреждения, суд приходит к выводу о том, что применительно к разъяснениям, приведенным в п. 14 постановления от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», выявленные нарушения не могут быть признаны существенными нарушениями, влекущими возникновение права на присуждение компенсации.
Кроме того, каких-либо доказательств наступления для административного истца негативных последствий в связи с конкретными действиями (бездействием) административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области не представлено, в то время как обязанность доказывания данных обстоятельств в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ возложена на него.
Поскольку, выявленные краткосрочные отклонения от установленных норм не влекут безусловного нарушения прав административного истца, которые бы унижали его человеческое достоинство, причиняли ему расстройство и неудобства, степень которых превышала неизбежный уровень страданий, неотъемлемый от отбывания наказания с учетом режима места принудительного содержания, в связи с чем оснований для признания бездействия по необеспечению надлежащих условий содержания административного истца и взыскания компенсации за период с декабря 2021 года по апрель 2023 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░