УИД 57RS0024-01-2024-001008-35
Дело № 2а-790/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2024 года г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Щукина С.В.,
при секретаре Самойловой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Паршиной Валентине Юрьевне о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее – УФНС России по Орловской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Паршиной В.Ю. о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пени. В обоснование заявленных требований указав, что Паршиной В.Ю. является плательщиком налога на доходы физических лиц. Также в отношении Паршиной В.Ю. были начислены страховые взносы. Ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанности по уплате налогов и страховых взносов, повлекло формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, сумма задолженности по налогам и страховым взносам составляла 21 365 рублей 21 копейка. На сумму задолженности административным истцом были начислены пени в размере 2 843 рубля 13 копеек. Направленное административным истцом требование административным ответчиком оставлено
без удовлетворения.
В связи с чем, просит восстановить пропущенный процессуальный срок
для взыскания задолженности по налогам, страховым взносам и пени. Взыскать
с Паршиной В.Ю. задолженность по налогам, страховым взносам и пени
в размере 24 208 рублей 34 копейки, в том числе: 2 780 рублей 55 копеек – налог
на доходы физических лиц за 2017 год, 3 047 рублей 66 копеек – страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование за 2017 года, 15 537 рублей 00 копеек – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, 2 843 рубля 13 копеек – пени.
Представитель административного истца УФНС России по Орловской области по доверенности Красноглазова Ю.В., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайствовала
о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административный ответчик Паршина В.Ю., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором также просила
в удовлетворении заявленных административных требований отказать в полном объеме.
В силу положений статей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судом в протокольной форме определено рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося административного ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, исследовав представленные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд
с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено
в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых
в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу пунктов 1, 2 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных
НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1).
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается
на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2).
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов
на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую НК РФ внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий
по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное
и медицинское страхование».
Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные
и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии со статьей 430 НК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) плательщики, не производящие выплат
и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действующей
в период возникновения спорных правоотношений) плательщики, указанные
в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает
300 000 рублей, – в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года,
за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика
за расчетный период превышает 300 000 рублей, – в размере, определяемом
как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс
1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей
за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года,
за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса (подпункт 1). Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется
как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса (подпункт 2).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Частью 5 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее
15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В силу статьи 69 НК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить
в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование
об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В случае,
если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней
с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному
или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному
или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным
по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме
по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов
и сборов.
Согласно пунктом 3 статьи 75 НК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности
по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством
о налогах и сборах дня уплаты налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 75 НК РФ (в редакции, действующей
в период возникновения спорных правоотношений) сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах
и сборах.
Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Паршина В.Ю. (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя №) была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 5 ноября 2015 года по 30 августа 2017 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 27 февраля 2024 года.
Налоговым органом в адрес Паршина В.Ю. были выставлены требования
об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
(для организаций, индивидуальных предпринимателей): от 14 февраля 2018 года
№ 3295 по состоянию на 14 февраля 2018 года об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2017 год
в размере 18 584 рубля 76 копеек, пени в размере 837 рублей 87 копеек со сроком уплаты до 17 марта 2018 года; от 23 марта 2018 года № 3295 по состоянию
на 23 марта 2018 года об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц
и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год
в размере 5 030 рублей 00 копеек, пени в размере 2 872 рубля 27 копеек со сроком уплаты до 12 апреля 2018 года.
22 июня 2020 года мировым судьей судебного участка № 3 Орловского района Орловской области был вынесен судебный приказ № 2а-1612/2020 о взыскании
с Паршиной В.Ю. недоимки по налогам на общую сумму в размере 46 919 рублей
12 копеек, который на основании определения мирового судьи от 2 октября 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно
его исполнения.
В соответствии со статьей 48 НК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств
на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом)
в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию
с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 3 октября 2006 года № 439-О, от 18 декабря 2007 года № 890-О-О, от 20 ноября 2008 года № 823-О-О, от 24 сентября 2013 года № 1257-О, от 29 января 2015 года № 212-О и др.).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления
о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Исходя из положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд
с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, суду не заявлено и не представлено. Мотивы уважительности причины пропуска срока на обращение в суд административным истцом в административном иске не приведены.
Административный истец является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов,
в том числе соблюдения правил подсудности при подаче процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том,
что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд, поскольку с настоящим административным иском налоговый орган обратился согласно оттиску печати входящей корреспонденции Железнодорожного районного суда г. Орла 15 апреля 2024 года, то есть с учетом периода судебной защиты в рамках приказного производства по истечении установленного НК РФ срока, при отсутствии уважительных причин такого пропуска, в связи с чем административные исковые требования УФНС России по Орловской области к Паршиной В.Ю. о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пени удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290, 291-293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░