№ 2а-138/2024
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Анучино 4 июля 2024 года
Анучинский районный суд Приморского края в составе судьи Юрченко Л.П., при секретаре судебного заседания Матузко Н.В., с участием старшего помощника прокурора Анучинского района Приморского края Вилюмс М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Анучинского района Приморского края в интересах неопределённого круга лиц к Министерству здравоохранения Приморского края и к КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия по финансированию мероприятий по обеспечению физической охраны здания, установлению ограждения КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница» и возложении обязанности по финансированию и обеспечению физической охраны здания, установлению ограждения КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Анучинского района Приморского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, с указанным административным иском к Министерству здравоохранения Приморского края и к КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница», указав, что прокуратурой Анучинского района Приморского края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой в деятельности КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница» выявлены нарушения закона.
В ходе проведенной проверки деятельности КГБУЗ «Анучинская ЦРБ» установлено, что акт обследования и категорирования утвержден 30.12.2022, которым объекту присвоена третья категория опасности.
Актом обследования и категорирования предусмотрены мероприятия по обеспечению физической охраны здания, установлению ограждения объекта (территории) до декабря 2023 года.
Проверкой, проведенной прокуратурой района в январе 2024 года, установлено, что здание КГБУЗ «Анучинская ЦРБ», расположенное в <адрес>, в нарушение пп. г, п. 16.1 Требований не обеспечено физической охраной путем привлечения сотрудников охранных организаций для исключения проникновения (свободного доступа) на объект.
Кроме того, в нарушение пп. ж, п. 16.1 Требований ограждение объекта (территории) в целях исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) до настоящего времени отсутствует, при этом выделение денежных средств на реализацию указанных мероприятий на 2024 год не предусмотрено.
По факту выявленных нарушений прокурором Анучинского района Приморского края 26.01.2024 главному врачу КГБУЗ «Анучинская ЦРБ» внесено представление, вместе с тем, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Подобное ненадлежащее антитеррористическое состояние учреждения здравоохранения препятствует реализации принципов охраны здоровья, предусмотренных ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, нарушает права неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи в условиях безопасности.
Учредителем КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница» является Приморский край, учреждение находится в ведении министерства здравоохранения Приморского края.
Вместе с тем, министерством здравоохранения Приморского края в течение длительного периода меры по устранению нарушений не принимались, расходы на обеспечение антитеррористической безопасности в бюджете не предусматривались.
Прокурор Анучинского района Приморского края просит суд, признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Приморского края по финансированию мероприятий по обеспечению физической охраны здания для отсутствия возможности проникновения (свободного доступа) на объект, установлению ограждения объекта (территории) КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница», расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на министерство здравоохранения Приморского края в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести финансирование мероприятий по обеспечению физической охраны здания для отсутствия возможности проникновения (свободного доступа) на объект, установлению ограждения объекта (территории) КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница», расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница» в срок не позднее шести месяцев после финансирования министерством здравоохранения Приморского края выполнить мероприятий по обеспечению физической охраны здания для отсутствия возможности проникновения (свободного доступа) на объект, установлению ограждения объекта (территории) КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Анучинского района Приморского края Вилюмс М.А., административный иск поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Приморского края в суд не явился, о дате, времени и месте слушания извещён надлежаще, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В отзыве на административный иск просил отказать в удовлетворении административного искового заявления к министерству здравоохранения Приморского края и пояснил, что в соответствии с положением, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 12.11.2019 № 747-па министерство здравоохранения Приморского края (далее - министерство) является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере здравоохранения на территории Приморского края, осуществляет от имени Приморского края в пределах своей компетенции функции и полномочия учредителя краевых организаций, подведомственных министерству, координацию и контроль за их деятельностью, оказание им организационной, методической помощи.
В положении нет обязанности по финансированию деятельности лечебного учреждения. Финансовое обеспечение деятельности лечебного учреждения осуществляется за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТУ ТФОМС по Приморскому краю, ТФОМС).
Кроме того, собственником зданий КГБУЗ «Анучинская ЦРБ» является Приморский край, лечебному учреждению здание передано в оперативное управление.
Капитальный ремонт (мероприятия связанные с возведением или улучшением или изменением), согласно Гражданского кодекса РФ осуществляется собственником имущества лечебного учреждения - Министерством имущественных отношений Приморского края.
Таким образом требования прокурора Анучинского района о финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности согласно Постановления Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» должны соответствовать паспорту безопасности объекта.
Административное исковое заявление не содержит ссылку на паспорт безопасности объекта - лечебного учреждения «Анучинская ЦРБ» таким образом, утверждение административного истца по обоснованности обеспечения физической охраны не доказаны.
Обеспечение ограждения здания лечебного учреждения может быть предусмотрено, но только на 2025 год, в связи с тем обстоятельством, что в соответствии с Краевым Законом от 22.12.2023 № 495-ФЗ бюджетные средства на 2024 год утверждены и не могут быть пересмотрены. Министерство полагает, что внесение изменений в Краевой закон Приморского края требует подготовки и разумнее было бы требовать исполнения решения суда на 2025 год.
Представитель административного ответчика КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница» в суд не явился, о дате, времени и месте слушания извещён надлежаще, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В отзыве на административный иск пояснил, что КГБУЗ «Анучинская ЦРБ» является государственным бюджетным учреждением здравоохранения, созданным согласно Уставу Правительством Приморского края, находящемся в ведении Министерства здравоохранения Приморского края.
Основным источником финансирования Учреждения являются средства обязательного медицинского страхования.
Согласно части 6 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ) оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
В соответствии с частью 7 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, включая расходы на техническое обслуживание и ремонт основных средств, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до четырехсот тысяч рублей за единицу.
Таким образом, Учреждение не имеет право использовать средства ОМС на иные цели, чем предусмотренные вышеуказанным нормативным правовым актом.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены требования к антитеррористической защищенности объектов сферы здравоохранения, но не определены источники финансирования данных мероприятий.
Согласно вышеуказанным требованиям КГБУЗ «Анучинская ЦРБ» должна выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, поскольку относится к учреждениям 3 категории опасности.
Учреждение не отказывается от выполнения возложенных на него обязательств, однако выполнить данные требования не может ввиду отсутствия соответствующего финансового обеспечения.
Согласно п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2015, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления за счет средств своих бюджетов.
Ввиду того, что КГБУЗ «Анучинская ЦРБ» является краевым бюджетным Учреждением в соответствии со статьей 78.1 БК РФ в бюджетной системе предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества, а также субсидии на иные цели.
Согласно Постановлению Правительства Приморского края от 24.02.2021 № 72-пп «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из краевого бюджета субсидий краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет министерство здравоохранения Приморского края, на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания» (далее - Постановления № 72-пп) субсидии на иные цели предоставляются главным распорядителем бюджетных средств, выполняющим функции учредителя - Министерство здравоохранения РФ.
Согласно подпункту 1.5.4. пункта 1.4 постановления № 72-пп Министерство здравоохранения Приморского края осуществляет выделение субсидий на иные цели: на обеспечение видеонаблюдения и иные мероприятия, направленные на защищенность объектов (территорий) краевых учреждений (включая разработку проектной документации, оплату государственной экспертизы проектной документации).
В связи с тем, что Министерство здравоохранения Приморского края не выделяло денежные средства на мероприятия, направленные на защищенность объекта (антитеррористические мероприятия), соответственно Учреждение не имело и не имеет возможность выполнить требование Прокуратуры Анучинского района Приморского края по обеспечению учреждения физической охраны, г также возведению соответствующего ограждения.
При наличии соответствующего финансового обеспечения КГБУЗ «Анучинская ЦРБ» выполнит требования прокуратуры.
Руководствуясь ч. 5 ст. 283 КАС РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Поскольку неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав представителя административного истца старшего помощника прокурора Анучинского района Приморского края Вилюмс М.А., исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи, обеспечивается, в том числе установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму – деятельность в том числе юридических лиц по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Согласно п. 14 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом возможных последствий совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории). Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно п. 16.1 Требований на объектах (территориях) третьей категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 16 настоящих требований, осуществляется, в том числе обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
В ходе проведенной проверки деятельности КГБУЗ «Анучинская ЦРБ» установлено, что акт обследования и категорирования КГБУЗ «Анучинская ЦРБ» от 30.12.2022, утвержденный 14.02.2023 главным врачем КГБУЗ «Анучинская ЦРБ», объекту присвоена третья категория опасности.
Актом обследования и категорирования предусмотрены мероприятия по обеспечению физической охраны здания, установлению ограждения объекта (территории) в срок до декабря 2023 года (л.д. 17-25).
Согласно п. 14 Требований мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта должны быть реализованы в срок, не превышающий 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории), то есть до 30.12.2023.
Проверкой, проведенной прокуратурой Анучинского района Приморского края в январе 2024 года, установлено, что здание КГБУЗ «Анучинская ЦРБ», расположенное в <адрес>, в нарушение пп. г, п. 16.1 Требований не обеспечено физической охраной путем привлечения сотрудников охранных организаций для исключения проникновения (свободного доступа) на объект.
Кроме того, в нарушение пп. ж, п. 16.1 Требований ограждение объекта (территории) в целях исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) до настоящего времени отсутствует, при этом выделение денежных средств на реализацию указанных мероприятий на 2024 год не предусмотрено.
По факту выявленных нарушений прокурором района 26.01.2024 главному врачу КГБУЗ «Анучинская ЦРБ» внесено представление, вместе с тем, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены (л.д. 26-29).
Указанное ненадлежащее антитеррористическое состояние учреждения здравоохранения препятствует реализации принципов охраны здоровья, предусмотренных ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ, нарушает права неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи в условиях безопасности.
Частью 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Пунктом 3 части 2 статьи 15 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что учредителем бюджетного или казенного учреждения является субъект Российской Федерации в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации.
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии со ст. 296 ГК РФ, в силу которой учреждения владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.
Учредителем КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница» является Приморский край, учреждение находится в ведении министерства здравоохранения Приморского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Согласно ч. 4 ст. 169 БК РФ проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый и плановый период.
Вместе с тем, министерством здравоохранения Приморского края в течение длительного периода меры по устранению нарушений не принимались, расходы на обеспечение антитеррористической безопасности в бюджете не предусматривались.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора Анучинского района Приморского края, в связи с чем считает необходимым признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Приморского края по финансированию мероприятий по обеспечению физической охраны здания для отсутствия возможности проникновения (свободного доступа) на объект, установлению ограждения объекта (территории) КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница», расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на министерство здравоохранения Приморского края в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести финансирование мероприятий по обеспечению физической охраны здания для отсутствия возможности проникновения (свободного доступа) на объект, установлению ограждения объекта (территории) КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница», расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница» в срок не позднее шести месяцев после финансирования министерством здравоохранения Приморского края выполнить мероприятия по обеспечению физической охраны здания для отсутствия возможности проникновения (свободного доступа) на объект, установлению ограждения объекта (территории) КГБУЗ «Анучинская центральная районная больница, расположенного по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. 175, 177-180, 285 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░