Принято в окончательной форме 15.08.2023
Дело № 2а-2662/2023
76RS0024-01-2023-002373-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2023 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ронжиной Е.В.,
при секретаре Козюковой С.В.,
с участием представителя административных ответчиков ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Громова И.А. к Призывной комиссии и Военному комиссариату Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля, Военному комиссариату Ярославской области о признании незаконными действий и решения,
у с т а н о в и л:
Громов И.А. обратился в суд с иском к Призывной комиссии и Военному комиссариату Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля о признании незаконными действий и решения.
В обоснование исковых требований указано, что в период весеннего призыва 2023 года призывной комиссией принято решение о призыве истца на военную службу, после чего он получил повестку на 05.07.2023 на отправку в войска. Данное решение является незаконным, поскольку призывные мероприятия проводились в период предоставления истцу отсрочки на период обучения, должное медицинское освидетельствование истца проведено не было, не учтены данные о наличии у него заболеваний, предусмотренных ст. 13 Расписания болезней, не выдано направление на дополнительное медицинское обследование. Истец просит признать незаконным решение призывной комиссии, признать незаконными действия по проведению призывных мероприятий и выдаче ему повестки в период действия отсрочки.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Военный комиссариат Ярославской области.
Административный истец Громов И.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административных ответчиков Военного комиссариата Ярославской области и Военного комиссариата по Кировскому, Красноперекопскому и Фрунзенскому районам г.Ярославля по доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения иска. Сообщила, что призывные мероприятия в отношении истца проведены законно, поскольку отсрочка заканчивалась 30.06.2023, и Громов И.А. подлежал призыву в период весеннего призыва 2023 года. Никаких медицинских документов, подтверждающих наличие тех или иных заболеваний, истец на рассмотрение медицинской комиссии не представил.
Остальные лица, уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителя ответчиков, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с указанным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
На основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о воинской обязанности от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности (п. 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности).
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Из содержания ст. 28 Закона о воинской обязанности следует, что решение о призыве на военную службу, а также об освобождении от призыва на военную службу принимает призывная комиссия.
Согласно абз. 1 п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663 (далее – Положение о призыве на военную службу), призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации (абз. 2 п. 3 Положения о призыве на военную службу).
В соответствии с п. 5 Положения о призыве на военную службу призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В силу п. 13 Положения о призыве на военную службу призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан (п. 1 ст. 28 Закона о воинской обязанности).
Согласно ч. 1ст. 5.1 Закона о воинской обязанности граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
В соответствии с п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе), граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования. По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям годности: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе).
При этом категория годности к военной службе определяется также в зависимости от категории граждан (I, II и III графа), разделение на категории определяется пунктом 1 Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, являющихся приложением № 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе.
Громов И.А. состоит на воинском учете с 20.01.2020, что подтверждается личным делом призывника, и подлежит освидетельствованию по I графе категории граждан.
Решением районной призывной комиссии от 22.04.2021 №11-32/323 административному истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2023 на основании пп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности (в связи с прохождением обучения по очной форме).
Решением Призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля от 27.06.2023 протокол № 40 принято решение о призыве Громова И.А. на военную службу, определена категория годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В ст. 13 Расписания болезней, являющихся приложением № 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, на которую ссылается истец, описаны болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Данных о наличии у Громова И.А. какого-либо из перечисленных в данной статье заболеваний и состояний, в материалах дела не имеется.
Таким образом, доводы истца о том, что во время проведения призывных мероприятий не были учтены сведения о состоянии его здоровья, являются безосновательными.
Вместе с тем необходимо отметить следующие обстоятельства.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).
Для обеспечения баланса между правом на образование и воинской обязанностью путем призыва на военную службу в Законе о воинской обязанности предусмотрена отсрочка от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, которая представляет собой временное освобождение от службы в армии.
Согласно пп. а п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с абз. 2 п. 7 Положения о призыве на военную службу вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
В силу п. 2 ст. 22 Закона о воинской обязанности на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно п. 19 Положения о призыве на военную службу призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии.
Из материалов личного дела ФИО2 следует, что медицинское освидетельствование административного истца в целях дальнейшего призыва на военную службу проводилось 27.06.2023 в период действия отсрочки от призыва на военную службу, в тот же день состоялось заседание призывной комиссии, на котором вынесено оспариваемое решение.
Суд приходит к выводу, что действия призывной комиссии являются неправомерными, поскольку проведение мероприятий по призыву на военную службу в отношении Громова И.А., в том числе прохождение медицинского освидетельствования, имело место в период действия отсрочки от призыва, что нарушило право административного истца на предоставление отсрочки от призыва на военную службу. Административный истец имел право на сохранение отсрочки от призыва на военную службу в пределах сроков получения образования. Доказательств того, что истец изъявлял желание пройти медицинское освидетельствование, суду не представлено.
По смыслу ст. ст. 62, 218 и 227 КАС РФ для принятия судом решения о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: 1) несоответствие решения, действия (бездействия) закону и 2) нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, или возможность их нарушения, либо возникновение реальной угрозы их нарушения. При этом бремя доказывания последнего условия лежит на заявителе.
С учетом изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания незаконными действий призывной комиссии по проведению призывных мероприятий в отношении административного истца в период действия отсрочки от призыва на военную службу. Вынесенное 27.06.2023 решение призывной комиссии также не может быть признано законным и подлежит отмене.
Также суд приходит к выводу о незаконности действий Военного комиссариата Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля, которые выразились в выдаче административному истцу повестки на отправку на военную службу в период предоставления отсрочки от призыва на военную службу. Исковые требования в данной части также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Данное незаконное действие также ущемляет права и законные интересы административного истца, связанные с проведением призывных мероприятий на военную службу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░ 27.06.2023 № 40) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░