16RS0043-01-2023-007055-35
Дело №2а-480/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 мая 2024 года г. Нижнекамск РТ
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.Ф. Хабибрахманова,
при секретаре судебного заседания С.Н. Харисовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры к МКУ «Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» о возложении обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к МКУ «Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан», в обосновании которого указано, что, на основании, представленных Приволжским управлением Ростехнадзора сведений, проведена проверка исполнения законодательств, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС).
Прокуратурой установлено, что на территории Нижнекамского муниципального района имеется ряд ГТС: кадастровый ... (...); кадастровый ... (р. ... Аты); кадастровый ... (...); кадастровый ... (...). По данным ЕГРН указанные ГТС находятся в собственности ФИО2 муниципального района.
Согласно актам регулярного обследования от 3 декабря 2021 года, составленным в порядке, предусмотренном приказом Ростехнадзора от 04.12.2020 № 497 «Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)»: ГТС, расположенное в ... муниципального района Республики Татарстан, относимо к IV классу опасности, и авария на данном сооружении может привести к возникновению чрезвычайной ситуации; ГТС, расположенное в д... муниципального района Республики Татарстан, относимо к III классу опасности, и авария на данном сооружении может привести к возникновению чрезвычайной ситуации; ГТС, расположенное в ... муниципального района Республики Татарстан, относимо к III классу опасности, и авария на данном сооружении может привести к возникновению чрезвычайной ситуации; ГТС, расположенное между н..., относимо к IV классу опасности, и авария на данном сооружении может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
По данному факту ... вынесено представление, которое не было исполнено.
В этой связи, просит возложить обязанность на МКУ «Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в срок до ... обеспечить безопасность ГТС, а именно: представить декларации безопасности ГТС в установленном законом порядке в уполномоченный орган в отношении ГТС в отношении ГТС в кадастровый ..., с. ФИО1, кадастровый ..., д. Кашаево); заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в отношении ГТС: кадастровый ... между н.... и н....), кадастровый ..., с. ФИО1, кадастровый ..., н.п Калиновка, кадастровый ..., д. Кашаево); создать финансовые резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, в порядке, установленном Правительством РФ, для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в отношении ГТС: кадастровый ... между н.... и н....), кадастровый ..., с. ФИО1, кадастровый ..., н.п Калиновка, кадастровый ..., д. Кашаево).
В судебном заседании от представителя административного истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которого, административный истец просил помимо ранее заявленных требований признать незаконным бездействие Исполкома ФИО2 муниципального района в связи с непринятием органом местного самоуправления мер по обеспечению безопасности ГТС: кадастровый ... между н.... и н....), кадастровый ..., с. ФИО1, кадастровый ..., н.п Калиновка, кадастровый ..., д. Кашаево), установить срок исполнения до ....
Суд, уточнение исковых требований принял и разрешает требование административного иска с учетом первоначальных и уточненных исковых требований.
Определением суда по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Республике Татарстан, Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Росреестра по Нижнекамскому району Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Министерство экологии и природных ресурсов РТ, МКУ «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ», Исполком Простинского сельского поселения НМР РТ, Кабинет министров РТ, Министерство земельных и имущественных отношений РТ, Исполком Шинагльчинского сельского поселения НМР РТ, Исполком Краснокадкинского сельского поселения НМР РТ, Исполком Макаровского сельского поселения НМР РТ.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.
Иные стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участника процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пунктам 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Собственником гидротехнического сооружения может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанции водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно статьи 8 вышеуказанного Закона, требованиями обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, помимо прочих, являются осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Статьей 9 названного Федерального закона предусмотрена обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 данного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно статье 10 названного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или Ш класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 статьи 45 Устава муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан», утверждённого решением Нижнекамского районного Совета от 18.02.2014 № 5, исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
В силу части 1 статьи 37 названного Закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно статьей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Передача имущества в доверительное управление другому лицу не влечет перехода права собственности, управление имуществом этим лицом должно осуществляться в интересах собственника. При передаче права владения, пользования имуществом другим лицам, в том числе при передаче имущества в аренду, именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Как установлено материалами дела на основании, представленных Приволжским управлением Ростехнадзора сведений, проведена проверка исполнения законодательств, направленного на обеспечение безопасности ГТС.
Прокуратурой установлено, что на территории Нижнекамского муниципального района имеется ряд ГТС: кадастровый ... (...); кадастровый ... (р. ФИО1 ...); кадастровый ... (...); кадастровый ... (...). По данным ЕГРН указанные ГТС находятся в собственности Нижнекамского муниципального района.
Прокуратурой выявлено невыполнение органом местного самоуправления вышеуказанных требований законодательства. В отношении ГТС в ... и относимых к III классу опасности, декларация безопасности отсутствует, к тому же, не заключен обязательного страхования гражданской ответственности, отсутствуют финансовые резервы, предназначенные для ликвидации аварии на указанных ГТС.
Ввиду выявленных нарушений Прокуратурой в адрес административного ответчика вынесено представление .../Прдп368 от 14 июня 2023 года. Требования прокурора были проигнорированы.
Непринятие мер по обеспечению безопасности объектов ГТС может привести к чрезвычайной ситуации, создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасность причинения вреда окружающей среде.
Учитывая вышеуказанное, суд приходит к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу являются МКУ «Исполком НМР РТ».
Разрешая спор, установив все значимые по делу обстоятельства, суд, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, исходя из того, что нарушение вышеуказанных положений норм права может создать возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. До настоящего времени нарушения нарушенные нормы права не устранены и работа по обеспечению безопасности ГТС, не организована.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца и удовлетворении административного иска.
Удовлетворяя требования административного иска, суд отмечает, что требуемый прокурором срок до 1 сентября 2025 года, до истечения которого административному ответчику необходимо исполнить возложенные на него решением суда обязанности, в сложившихся правоотношениях будет более чем достаточным, для достижения цели устранения нарушений законодательства о безопасности ГТС.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░: ░░░░░░░░░░░ ... (..., ░░░░░ ░....); ░░░░░░░░░░░ ... (░. ...); ░░░░░░░░░░░ ... (...); ░░░░░░░░░░░ ... (..., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░. ░░░░░░░).
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2025 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ..., ░. ..., ░░░░░░░░░░░ ..., ...); ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░: ░░░░░░░░░░░ ... ░░░░░ ...), ░░░░░░░░░░░ ..., ░. ░░░1, ░░░░░░░░░░░ ..., ░.░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ..., ...); ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░: ░░░░░░░░░░░ ... ░░░░░ ░....), ░░░░░░░░░░░ ..., ░. ░░░1, ░░░░░░░░░░░ ..., ░.░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ..., ░...).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░ 2024 ░░░░.