Дело № 2а-5/2023
УИД 82 RS 0001-01-2022-000197-23
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Тиличики Камчатского края 6 февраля 2023 года
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Олюторского районного суда Камчатского края Коваленко А.И., при помощнике судьи Сивак А.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к Трунцовой Лилии Вячеславовне о взыскании задолженности по страховым вносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и пени за 2017 год, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и пени, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере и пени, транспортному налогу, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и пени, восстановлении срока на подачу административного иска,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее по тексту - Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Трунцовой Л.В. в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 17 864 руб. 50 коп. за 2017 год и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 892 руб. 78 коп. за 2017 год; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 3 504 руб. 20 коп. за 2017 год и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 175 руб. 13 коп на 2017 год; транспортному налогу в сумме 2556 руб. за 2014 год; транспортному налогу в сумме 1582 руб. за 2015 год; единому налогу на вмененный доход в сумме 903 руб. 05 коп. за 1 квартал 2015 года, в сумме 2039 руб. за 3 квартал 2015 года, в сумме 2039 руб. за 4 квартал 2015 года, в сумме 2039 руб. за 2 квартал 2016 года, в сумме 495 руб. 83 коп. за 4 квартал 2016 года, в сумме 2039 руб. за 1 квартал 2017 года, в сумме 2039 руб. за 2 квартал 2017 года, в сумме 2039 руб. за 3 квартал 2017 года и пени по единому налогу на вмененный доход в сумме 1702 руб. 57 коп., всего просит взыскать 43 949 руб. 06 коп. В обоснование заявленных требований, со ссылками на положения ст.ст. 23, 32, 45, 48, 52, 75, 346.2, 346.28, 346.29, 346.32, 357, 358, 362, 419, главы 26.3, 28, 34 Налогового кодекса РФ, ст. 23 Гражданского кодекса РФ, положения Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 1 ст. 11 Федерального за кона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», положения Закона Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 689 «О транспортном налоге в Камчатском крае» административный истец указал, что Трунцова Л.В. с 26 мая 2005 года по 5 октября 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Осуществляя контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, Управлением был выявлен факт неуплаты административным ответчиком страховых взносов и налогов. Налогоплательщику были выставлены и направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 13 октября 2015 года № 45578, от 18 декабря 2016 года № 24456, от 6 сентября 2017 года №17576, от 24 октября 2017 года № 31802, от 24 октября 2017 года № 31802, от 22 ноября 2017 года № 33369, от 13 декабря 2017 года № 22632, от 18 мая 2018 года № 1613. 24 августа 2022 года Управление обратилось к мировому судье судебного участка № 36 Олюторского судебного района Камчатского края с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание вышеуказанных страховых взносов, налогов и пени с должника. 26 августа мировым судьей в принятии заявления отказано в связи с истечением для обращения в суд. Ходатайствует о восстановлении прощенного срока на подачу административного иска в суд, обосновывая заявленное ходатайство наличием обязанности административного ответчика производить уплату платежей, при этом налогоплательщик такую уплату не производил, в то время как обязанность платить налоги, а также соответствующие пени – это безусловное требование государства, налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. Также указывает, что Управлением в соответствии с налоговым законодательством применялись меры принудительного взыскания задолженности в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ, а именно направлялись требования и подавалось заявление о вынесении судебного приказа.
Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещался по месту жительства, от получения извещения уклонился, почтовое отправление возвращено в адрес суда в связи с истечением срока хранения. Применительно к правилам ч. 2 ст. 100 КАС РФ отказ в получении корреспонденции следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Неявка в судебное заседание указанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд признаёт явку сторон не обязательной, поскольку материалов для рассмотрения административного иска достаточно, стороны заблаговременно были извещены о дате и времени рассмотрения административного дела.
Исследовав материалы настоящего дела, административный материал об отказе в принятии заявления Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о вынесении судебного приказа на взыскание Трунцовой Л.В. № 9а-212/2022, суд приходит к следующему.
Конституция РФ в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2, 5 и 6 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Согласно подп. а-в п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не
признаваемые индивидуальными предпринимателями, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 45 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 430 Налогового кодекса РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, определен в ст. 432 Налогового кодекса РФ.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 432 Налогового кодекса РФ).
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой (п. 1 ст. 346.28 Налогового кодекса РФ).
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п.1, п. 2 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 1 ст. 356 Налогового кодекса РФ определено, что транспортный налог устанавливается Налогового кодекса РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
При этом налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ).
Статьей 75 Налогового кодекса РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 Налогового кодекса РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).
В силу п. 1, п. 2 с. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления налоговым органом плательщику страховых взносов требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налогового кодекса РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Нормы Налогового кодекса РФ Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» приведены в редакциях, действующих на момент возникших правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 5 октября 2017 года, и являясь плательщиком страховых взносов, не исполнял обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок, не исполнял обязанности по своевременной подачи деклараций в налоговый орган по единому налогу на вмененный доход, что приводило к невозможности исчисления налога, а в последствии выставленный налог не уплачивался.
Кроме того, Трунцова Л.В. в период с 13 сентября 2012 года по 13 апреля 2015 года являлась собственником транспортного средства <данные изъяты>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником транспортного средства <данные изъяты>, в связи с чем была обязана уплачивать транспортный налог, но не уплачивала.
Налогоплательщику выставлены и направлены требования об уплате налогов, взносов и пени.
Срок исполнения требования: № 45578 от 13 октября 2015 года на сумму недоимки 2556 руб., пени 356 руб. 51 коп. установлен до 23 июня 2016 года; № 24456 от 18 декабря 2016 года на сумму недоимки 1582 руб. и пени 08 руб. 44 коп. установлен до 1 ноября 2017 года; № 17576 от 6 сентября 2017 года на сумму пени 24 428 руб. 56 коп. установлен до 1 ноября 2017 года; № 31802 от 24 октября 2017 года на сумму недоимки 21 368 руб. 70 коп. установлен до 22 ноября 2017 года; № 33369 от 22 ноября 2017 года на сумму недоимки 15671 руб. 88 установлен до 20 декабря 2017 года; № 22632 от 13 декабря 2017 года на сумму пени 14 723 руб. 29 коп. установлен до 1 февраля 2018 года; № 1613 от 18 мая 2018 года на сумму пени 3813 руб. 29 коп. установлен до 1 июня 2018 года.
С учетом представленных в материалы дела требований, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с настоящим иском истек 2 декабря 2018 года, с учетом последнего требования.
Между тем, с заявлением о вынесении судебного приказа, как следует из определения мирового судьи судебного участка № 36 Олюторского судебного района Камчатского края административный орган обратился 9 августа 2022 года, в связи с чем, мировым судьей в выдаче судебного приказа отказано.
Рассматривая доводы административного истца об уважительности пропуска срока на обращение в суд, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ во взаимосвязи с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установление данного срока, а также момента начала его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
В соответствии с п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ и ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании налога может быть восстановлен судом.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока, возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьей 62 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в п.2 постановления от 17 марта 2009 года № 5-П указал, что согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном данным Кодексом (пункт 1 статьи 82). Налоговые органы, в свою очередь, составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов (пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30 января 2020 года № 12-О, принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
В определениях от 27 марта 2018 года № 611-О, от 17 июля 2018 года № 1695-О, от 30 января 2020 года № 20-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью гражданина, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, осуществление ухода за членом семьи и т.п.); получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 174, пункта 5 части 6 статьи 180, пункта 7 части 1 статьи 199 КАС РФ порядка и срока обжалования судебного акта; несоблюдение судом установленного статьей 177 КАС РФ срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 182 Кодекса срока выдачи и направления копии решения суда лицам, участвующим в деле, другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно подготовить и подать мотивированную жалобу (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
Таким образом, под уважительными, должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.
Налоговый кодекс РФ содержит общие положения устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что меры по бесспорному взысканию недоимки и пени налоговым органом приняты в нарушением сроков, предусмотренных статьей 48 НК РФ, а доказательств, подтверждающих факт принятия налоговым органом мер по принудительному взысканию с ответчика обязательных платежей и санкций с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него, как органа, наделенного государством властными полномочиями, для соблюдения установленного порядка взыскания задолженности, не представлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, учитывая, что административным истцом пропущен без уважительной причины срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, оснований для удовлетворения заявленного ходатайства не имеется, в связи с чем не имеется и оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 17 864 ░░░. 50 ░░░. ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 892 ░░░. 78 ░░░. ░░ 2017 ░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3 504 ░░░. 20 ░░░. ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 175 ░░░. 13 ░░░ ░░ 2017 ░░░; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 2556 ░░░. ░░ 2014 ░░░; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 1582 ░░░. ░░ 2015 ░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 903 ░░░. 05 ░░░. ░░ 1 ░░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ ░░░░░ 2039 ░░░. ░░ 3 ░░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ ░░░░░ 2039 ░░░. ░░ 4 ░░░░░░░ 2015 ░░░░, ░ ░░░░░ 2039 ░░░. ░░ 2 ░░░░░░░ 2016 ░░░░, ░ ░░░░░ 495 ░░░. 83 ░░░. ░░ 4 ░░░░░░░ 2016 ░░░░, ░ ░░░░░ 2039 ░░░. ░░ 1 ░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░ ░░░░░ 2039 ░░░. ░░ 2 ░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░ ░░░░░ 2039 ░░░. ░░ 3 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 1702 ░░░. 57 ░░░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 43 949 ░░░. 06 ░░░., - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░