Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-636/2024 (2а-7819/2023;) ~ М-6549/2023 от 13.10.2023

Мотивированное решение изготовлено 14.02.2024

Административное дело № 2а-636/2024

УИД 66RS0004-01-2023-007995-69 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2024 года г. Екатеринбург Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Степкиной О.В. при секретаре судебного заседания Романовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чкаловского района города Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации города Екатеринбурга, выразившееся в отсутствии финансирования процедуры сноса расселенных аварийных домов в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Самолетная, 4а, ул. Газорезчиков, 38, ул. 8 марта, 204/5, Самаркандская, 17, возложить на Администрацию города Екатеринбурга обязанность обеспечить финансирование процедуры сноса указанных многоквартирных домов; признать незаконным бездействие Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, выразившееся в отсутствии инициирования процедуры сноса расселенных аварийных домов в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Самолетная, 4а, ул. Газорезчиков, 38, ул. 8 марта, 204/5, Самаркандская, 17, возложить на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанность инициировать процедуру сноса расселенных аварийных домов; до начала сноса вышеуказанных многоквартирных домов возложить на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу обеспечить исключение доступа посторонних лиц в помещения этих домов.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Чкаловского района города Екатеринбурга проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что по состоянию на июнь 2023 года в рамках реализации муниципальной программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2021-2025 годы» на поднадзорной территории расселены многоквартирные дома по следующим адресам: ул. Самолетная 4 «а»; ул. Газорезчиков, 38 (доступ неопределенного круга лиц не ограничен); ул. 8 марта, 204/5; ул. Самаркандская, 17 (доступ неопределенного круга лиц не ограничен). Вместе с тем, в настоящие время указанные дома не снесены, в то время как непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик района и сдерживают развитие его инфраструктуры.

Кроме того, бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в наличии обязанности субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

Возможность свободного доступа в вышеуказанные многоквартирные дома создает условия для совершения противоправных действий, в том числе и в отношении несовершеннолетних, делает его опасным и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан в случае его разрушения или использования не по назначению лицами, не имеющими на него права собственности, а также может привести к иным чрезвычайным ситуациям.

Бюджет муниципального образования город Екатеринбург формирует Администрация города Екатеринбурга.

Согласно пп. 9, 19 п. 6 Положения «Об администрации района города Екатеринбурга», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6, администрация района осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения на территории района в пределах предоставленных полномочий, в том числе контроль за содержанием и использованием муниципального жилищного фонда, являющегося собственностью муниципального образования «город Екатеринбург», в соответствии с муниципальными правовыми актами, а также участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Установление нового срока сноса спорных многоквартирных домов с учетом степени их износа, риска разрушения, возможности использования лицами, ведущими асоциальный образ жизни, создает угрозу жизни и здоровья неограниченному кругу лиц, является чрезмерно длительным и неразумным. Полагая, что оспариваемым бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц, административный истец обратился в суд с настоящими административными исковыми заявлениями.

Определениями Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 13.11.2023, 04.12.2023, 12.01.2024 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку», Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Екатеринбурга, Департамент финансов Администрации г. Екатеринбурга, Туманова О.Б., Ершов Г.В., ООО УК «Чкаловская», ООО «УК РЭМП УЖСК», ООО «Жил Сервис Эксперт», ЕМУП «СУЭРЖ».

Представитель административного истца Куликова Ю.А. в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.

Представители административного ответчика Администрации г. Екатеринбурга Страхова Н.А., Плюснина А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что административными ответчиками не допущено незаконного бездействия, спорные многоквартирные дома включены в Муниципальную программу «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург», управление жилищным фондом на 2021-2025 годы», утвержденную Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 29.10.2020 № 2217, срок реализации которой не истек. Мероприятия по отселению нанимателей, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Самолетная, 4а, ул. Газорезчиков, 38, ул. 8 марта, 204/5, Самаркандская, 17, в настоящее время завершены. Действующим законодательством предусмотрена возможность сноса многоквартирного дома, в отношении которого Администрацией города Екатеринбурга принято решение о признании аварийным и подлежащим сносу, лишь после обеспечения жилищных прав граждан, проживающих на законных основаниях в таком доме в порядке, предусмотренном статьями 86, 89 либо 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также при условии, что все помещения многоквартирного дома находятся в собственности у муниципального образования «город Екатеринбург».По состоянию на момент рассмотрения настоящего административного дела дома, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 204, корп. 5, ул. Самаркандская, д. 17, снесены во исполнение Постановления Администрации города Екатеринбурга от 17.01.2023 № 55 «Об утверждении перечня мероприятий, связанных со сносом домов в 2023 году». Мероприятия по сносу дома по ул. Газорезчиков, 38, запланированы на 2024. В доме по ул. Самолетная, 4а, осталось одно нежилое помещение, на которое в настоящее время невозможно зарегистрировать право муниципальной собственности ввиду установленного определением суда в рамках рассмотрения дела по иску ООО «УК «Чкаловская» к Ершову Г.В. о взыскании задолженности запрета совершения регистрационных действий, после отмены данного запрета в отношении помещения будет зарегистрировано право муниципальной собственности, а в дальнейшем совершены действий, направленные на снос дома.Кроме того, в силу п.п. 4, 5 ст. 57 Устава муниципального образования «город Екатеринбург», принятого Решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1, Городская Дума своим решением утверждает бюджет муниципального образования. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования определяется Положением «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Екатеринбург», утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.04.2003 № 38/2.Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 07.11.2023 № 2998 проект решения Екатеринбургской городской Думы «О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» внесен на рассмотрение в Екатеринбургскую городскую Думу. Согласно Решению Екатеринбургской городской Думы от 26.1 № 27/8 «О бюджете муниципального образования «г.Екатеринбург» 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» на снос расселенных многоквартирных домов в Чкаловском районе предусмотрено к выделению денежных средств в сумме 2616 тысяч рублей на 2024 год. Таким образом, со стороны административных ответчиков незаконного бездействия не допущено, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель административного ответчика Администрации г. Екатеринбурга Васильева А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что административными ответчиками не допущено незаконного бездействия, на сегодняшний день в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.12.2023 № 3431 «О комплексном развитии территории жилой застройки площадью 37 491 кв.м., расположенной в квартире улиц Патриса Лумумбы - Мусоргского - переулка Газорезчиков» многоквартирный дом по ул. Газорезчиков, 38, расположен в границах территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, процедура реализации программы КРТ находится на стадии торгов в целях заключения договора о КРТ (аукционная документация будет опубликована в ближайшее время в установленном порядке). Исходя из приведенного регулирования и фактических обстоятельствах, в том числе принимая во внимание, что расселение граждан из аварийного дома по ул. Газорезчиков, 38, уже осуществлено, обязанность по сносу данного дома, а равно по обеспечению ограничения доступа к нему неограниченного круга лиц, будет возложена на победителя торгов. Соответствующие условия отражены в проекте договора о КРТ, который будет размещен в составе аукционной документации.

Представитель административного ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, извещен в срок и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, в судебном заседании от 12.01.2024 представитель ответчика Проскурина О.И. исковые требования не признала, поддержав позицию представителя Администрации города Екатеринбурга, указав, что на момент рассмотрения настоящего административного дела дома, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 204, корп. 5, ул. Самаркандская, д. 17, снесены; мероприятия по сносу дома по ул. Газорезчиков, 38, запланированы на 2024 год, в связи с чем в настоящее время Администрацией г. Екатеринбурга рассматривается проект постановления об утверждения перечня мероприятий, связанных со сносом домов в 2024 году. В доме по ул. Самолетная, 4а, осталось одно нежилое помещение, на которое в настоящее время невозможно зарегистрировать право муниципальной собственности ввиду наличия судебного спора. Таким образом, реализация мероприятий по сносу домов по объективным причинам (необходимость соблюдения процедуры, ограниченность финансовых и материальных ресурсов, разрешение спорных вопросов в судебном порядке и т.д.) занимает длительный период, в связи с чем, учитывая, что срок реализации Муниципальной программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург», управление жилищным фондом» на 2021 - 2025 года», утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.10.2020 № 2217, в которую данные многоквартирные дома включены, установлен по 2025 год включительно, незаконного бездействия со стороны органов местного самоуправления МО «город Екатеринбург» не допущено.

Представитель заинтересованного лица Департамента финансов Администрации г. Екатеринбурга Гайниева А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что согласно Решению Екатеринбургской городской Думы 12.12.2023 №23/7 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 20.12.2022 № 60/83 «О бюджете муниципального образования «г.Екатеринбург» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (по коду целевой статьи 21Б 00 01003) денежные средства на снос расселенных аварийных многоквартирных домов в Чкаловском районе были запланированы в сумме 4264 тысяч рублей на 2023 год. Также согласно Решению Екатеринбургской городской Думы от 26.12.2023 № 27/8 «О бюджете муниципального образования «г.Екатеринбург» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» (по коду целевой статьи 21 Б 00 01003) денежные средства на снос расселенных аварийных многоквартирных домов в Чкаловском районе утверждены в сумме 2616 тысяч рублей на 2024 год. При таких обстоятельствах требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению, поскольку финансирование процедуры сноса расселенных аварийных многоквартирных домов было обеспечено как на 2023 год, так и на 2024 год.

Представитель заинтересованного лица ООО «Жил Сервис Эксперт» Девятых Е.С. в судебном заседании оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда, пояснив, что ООО «Жил Сервис Эксперт» осуществляло управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Екатеринбург, ул. Самаркандская, д.17, на основании лицензии. Данный дом, 1950 года постройки, был признан аварийным 30.07.2019, по состоянию на июнь 2023 года на основании муниципальной программы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2021-2025 годы» был расселен. До настоящего времени мероприятия, направленные на снос вышеуказанного аварийного пустующего дома, не проведены.

Заинтересованное лицо Туманова О.Б. в судебном заседании поддержала исковые требования, указав, что проживает в доме по ул. Газорезчиков, 39, при этом опасается за свое имущество, поскольку в расселенный дом по ул. Газорезчиков, 38, имеет доступ неограниченный круг лиц, что может привести к пожару, а также иным негативным последствиям ввиду возможных противоправных действий со стороны посторонних лиц. Однако, административные ответчики бездействуют, мероприятия по сносу данного дома не осуществляют.

Представитель заинтересованного лица МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку» в судебное заседание не явился, извещен в срок и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, в судебном заседании от 04.12.2023 представитель заинтересованного лица Татаринова В.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что срок сноса многоквартирных домов определен с учетом объективных причин и порядка изъятия помещений, установленного жилищным законодательством. На сегодняшний день в отношении всех жилых помещений в домах по адресу: ул. Газорезчиков, 38, ул. 8 Марта, 204/5, Самаркандская, 17, выплачены денежные средства, и право муниципальной собственности зарегистрировано за муниципальным образованием «г. Екатеринбург». В отношении жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Самолетная, д. 4а, на одно нежилое помещение, за которое также выплачены денежные средства, не зарегистрировано право муниципальной собственности ввиду наличия судебного спора.

Представитель заинтересованного лица ООО «УК РЭМП УЖСК» в судебное заседание не явился, извещен в срок и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, в судебном заседании от 12.01.2024 представитель заинтересованного лица Ахметов Д.А. поддержал исковые требования, указав, что ООО «УК РЭМП УЖСК» осуществляло управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Екатеринбург, ул. Газорезчиков, д.38, в настоящее время дом полностью расселен, но мероприятия, направленные на снос вышеуказанного аварийного пустующего дома, не проведены.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены в срок и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания, и вынести решение.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, представленные в дело доказательства, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 62 названного Кодекса лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Частями 8, 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 22.02.2018 №372 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Самолетная, д. 4а, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 30.07.2019 № 1838 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Самаркандская, д. 17, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.10.2019 № 2505 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Газорезчиков, д. 38, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.11.2016 № 2180 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д.204, корп.5, признан аварийным и подлежащим сносу.

Вышеуказанные многоквартирные дома включены в Муниципальную программу «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2017 – 2020 годы».

Поскольку мероприятия по сносу спорных многоквартирных домов, установленные Муниципальной программой «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2017 – 2020 годы» выполнены не были, данные многоквартирные дома включены в Муниципальную программу «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург», управление жилищным фондом на 2021-2025 годы», утвержденную Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 29.10.2020 № 2217, которое является действующим, в установленном законом порядке не оспорено.

Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийном доме, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

На основании ч. ч. 6, 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, указанное законоположение, конкретизирует, в том числе, требования Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища (статья 40, часть 1) и принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения (статья 35, часть 3).

Порядок изъятия для муниципальных нужд жилых помещений и земельного участка установлен Главой 9 Административного регламента исполнения муниципальной функции «Переселение граждан из аварийных домов», утвержденного Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 14.10.2015 № 2877.

В соответствии с п. 6 Административного регламента результатом исполнения муниципальной функции является переселение граждан из жилых помещений, расположенных в аварийных домах, на основании: заключения с гражданами, проживающими в жилых помещениях в аварийных домах на условиях социального найма, договоров социального найма предоставленных жилых помещений муниципального жилищного фонда; заключения с собственниками жилых помещений в аварийных домах соглашений о выкупе жилых помещений.

Обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в аварийном доме, по договору социального найма, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если дом, где находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Положениями п. 59 Административного регламента № 2877 проведение мероприятий по изъятию у собственников жилых помещений для муниципальных нужд, в том числе организация оценки изымаемых помещений, земельного участка, подготовка проектов соглашений об изъятии объектов недвижимого имущества, земельного участка и направление их собственникам для подписания, заключение с собственниками изымаемых жилых помещений соглашения в случае добровольного согласия собственников жилых помещений, земельного участка на их изъятие, обращение в суд с исками о принудительном изъятии для муниципальных нужд жилых помещений и земельного участка в случае, если собственники изымаемых жилых помещений и земельного участка не заключили соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества, земельного участка возложено на МБУ «Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку».

Мероприятия по оценке изымаемых жилых помещений осуществляются Администрацией г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике с учетом размера бюджетного финансирования по правилам, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 15.02.2019 № 274 для муниципальных нужд изъяты жилые помещения и земельный участок по адресу: г. Екатеринбург, ул. Самолетная, д. 4а. Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 13.03.2020 № 490 для муниципальных нужд изъяты жилые помещения и земельный участок по адресу: г. Екатеринбург, ул. Самаркандская, д. 17. Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 23.04.2020 № 782 для муниципальных нужд изъяты жилые помещения и земельный участок по адресу: г. Екатеринбург, пер. Газорезчиков, д. 38. Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.11.2016 № 2180 для муниципальных нужд изъяты жилые помещения и земельный участок по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 204, корп. 5.

Мероприятия по расселению спорных многоквартирных домах завершены.

Кроме того, в настоящее время многоквартирные дома по адресам: ул. Самаркандская, д. 17, и ул. 8 Марта, д. 204, корп. 5, снесены, о чем представлены фотоматериалы, муниципальный контракт №0162300005323001742 от 03.10.2023, акт от 22.11.2023 проведения комиссионного осмотра многоквартирного дома по ул. 8 Марта, д. 204, корп. 5.

Мероприятия по сносу дома по ул. Газорезчиков, 38, запланированы на 2024, он включен в перечень домов, подлежащих сносу, являющийся приложением к постановлению Администрации г. Екатеринбурга «Об утверждения перечня мероприятий, связанных со сносом домов в 2024 году», проект которого в настоящее время находится на согласовании. Кроме того. Более того, в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.12.2023 № 3431 «О комплексном развитии территории жилой застройки площадью 37 491 кв.м., расположенной в квартире улиц Патриса Лумумбы - Мусоргского - переулка Газорезчиков» многоквартирный дом по ул. Газорезчиков, 38, расположен в границах территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, процедура реализации программы КРТ находится на стадии торгов в целях заключения договора о КРТ. Исходя из приведенного регулирования и фактических обстоятельствах, в том числе принимая во внимание, что расселение граждан из аварийного дома по ул. Газорезчиков, 38, уже осуществлено, обязанность по сносу данного дома, а равно по обеспечению ограничения доступа к нему неограниченного круга лиц, будет возложена на победителя торгов.

В доме по ул. Самолетная, 4а, осталось одно нежилое помещение, на которое в настоящее время невозможно зарегистрировать право муниципальной собственности ввиду установленного определением суда в рамках дела №2-4427/2023 запрета совершения регистрационных действий, после отмены данного запрета в отношении помещения будет зарегистрировано право муниципальной собственности, а в дальнейшем совершены действий, направленные на снос дома.

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, оснований для выводов о несоблюдении административными ответчиками процедуры и сроков, предусмотренных гл. 9 Административного регламента № 2877, у суда не имеется, отсутствуют и основания для признания незаконным бездействие Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, выразившееся в отсутствии инициирования процедуры сноса спорных аварийных домов.

Разрешая исковые требования, суд учитывает, что организация мероприятий по сносу ветхих и аварийных домов осуществляется Администрациями районов в соответствии с п.п. 63 п. 6 Положения «Об администрации района города Екатеринбурга», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6, после получения документов, подтверждающих возникновение права собственности муниципального образования «город Екатеринбург» на изъятые жилые помещения и являющихся основанием для возникновения такого права, заверенные руководителем Городского комитета по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку в силу п. 60, 63 Административного регламента № 2877.

На день рассмотрения настоящего дела с учетом наличия судебных споров касаемо прав собственников на определение размера возмещения за изымаемые помещения, предусмотренная законом процедура, предшествующая сносу многоквартирных домов, не завершена, соответственно, обязанности по сносу многоквартирного дома у административных ответчиков не возникло.

Вместе с тем, административным истцом в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц установлением срока реализации муниципальной программы до 31.12.2025, действия Администрации г. Екатеринбурга в части установления сроков сноса спорных многоквартирных домов незаконными не признаны.

Суд полагает, что обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, при сложившейся ситуации, возможно путем обращения в суд с иском об ограничении несанкционированного доступа к признанному аварийным, подлежащим сносу зданию, поэтому доводы иска о создании угрозы жизни и здоровью окружающих, безопасности неопределенного круга лиц подлежат отклонению.

Кроме того, в настоящее время в целях предупреждения причинения вреда населению и окружающей среде Администрацией Чкаловского района г. Екатеринбурга предпринимаются меры, препятствующие доступу людей в здания многоквартирных домов, признанных аварийными, в подтверждении чего представлены фотоматериалы, акт о приемке выполненных работ №1 от 27.09.2023, контракт №01623000005322001454 от 06.09.2022 на выполнение работ по забивке оконных и дверных проемов аварийных домов, расположенных на территории Чкаловского района г. Екатеринбурга, муниципальный контракт №01623000005323001565 от 01.09.2023 на выполнение работ по забивке оконных и дверных проемов аварийных домов, расположенных на территории Чкаловского района г. Екатеринбурга.

Также относительно исковых требований о признании незаконным бездействие Администрации города Екатеринбурга, выразившееся в отсутствии финансирования процедуры сноса расселенных аварийных домов в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Самолетная, 4а, ул. Газорезчиков, 38, ул. 8 марта, 204/5, Самаркандская, 17, возложении на Администрацию города Екатеринбурга обязанности обеспечить финансирование процедуры сноса указанных многоквартирных домов, суд не находит оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно ст.ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

В силу ст. 38.1 названного Кодекса принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

Согласно Решению Екатеринбургской городской Думы 12.12.2023 №23/7 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 20.12.2022 № 60/83 «О бюджете муниципального образования «г.Екатеринбург» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (по коду целевой статьи 21Б 00 01003) денежные средства на снос расселенных аварийных многоквартирных домов в Чкаловском районе были запланированы в сумме 4264 тысяч рублей на 2023 год. Также согласно Решению Екатеринбургской городской Думы от 26.12.2023 № 27/8 «О бюджете муниципального образования «г.Екатеринбург» на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» (по коду целевой статьи 21 Б 00 01003) денежные средства на снос расселенных аварийных многоквартирных домов в Чкаловском районе утверждены в сумме 2616 тысяч рублей на 2024 год.

Более того, в силу п. 2 Постановления Администрации города Екатеринбурга от 17.01.2023 № 55 «Об утверждении перечня мероприятий, связанных со сносом домов в 2023 году» (в редакции от 18.07.2023 № 1871) администрации районов города Екатеринбурга являются главными распорядителями бюджетных средств, направляемых на выполнение мероприятий, связанных со сносом домов в 2023 году.

Таким образом, Администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга является распорядителем и получателем средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций, связанных со сносом домов Чкаловского района г. Екатеринбурга в 2023 году, при этом понуждение Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

По изложенным основаниям, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны административных ответчиков незаконного бездействия, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-636/2024 (2а-7819/2023;) ~ М-6549/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор Чкаловского района города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация города Екатеринбурга
Администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга
Другие
ООО "УК РЭМП УЖСК"
МБУ Городской комитет по приватизации и высвобождению земельных участков под застройку
Ершов Георгий Владимирович
Туманова Ольга Борисовна
Департамент по управлению муниципальным имуществом г.Екатеринбурга
ООО "Жил Сервис Эксперт"
ООО УК "Чкаловская"
ЕМУП " СУЭРЖ"
Департамент финансов Администрации г. Екатеринбурга
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Степкина Ольга Валерьевна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация административного искового заявления
16.10.2023Передача материалов судье
18.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
12.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее