Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-627/2023 ~ М-555/2023 от 11.05.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2023 года              город Братск

    Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                     Старниковой Ю.Ю.,

при секретаре                             Бурда Н.Н.,

с участием административного истца Соколова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-627/2023 по административному исковому заявлению Соколова Дмитрия Валерьевича к Отделу судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, судебному приставу-исполнителю отделу судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Малаховой Анне Викторовне, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Ведерниковой Анне Юрьевне, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, начальнику отдела судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Тельновой Елене Ивановне об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительных производств, о взыскании исполнительского сбора, возложении обязанности вернуть денежные средства,

УСТАНОВИЛ:

Соколов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, судебному приставу-исполнителю отделу судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Малаховой Анне Викторовне, судебному приставу-исполнителю отделу судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Ведерниковой Анне Юрьевне, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, начальнику отдела судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Тельновой Елене Ивановне, в котором просит с учетом уточнений требований признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 24.11.2021, выданного ОСП по г. Братску и Братскому району по делу №286412/21/38007-ИП, и постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 24.11.2021, выданного ОСП по г. Братску и Братскому району по делу № 286411/21/38007-ИП. Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 123157/23/38007-ИП от 10.04.2023 и постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства №123158/23/38007-ИП от 10.04.2023, выданные ОСП по г. Братску и Братскому району. Возложить обязанности на ОСП по г. Братску и Братскому району вернуть денежные средства Соколову Дмитрию Валерьевичу, взысканные в счет уплаты исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя от 24.11.2021.

В обоснование уточненных административных исковых требований указано, что в отношении административного истца Соколова Дмитрия Валерьевича (далее - истец) Братским МОСП по ОПИ 09.11.2021 года было возбуждено два производства по взысканию задолженности по кредитам: исполнительное производство от 09.11.2021г. № 286411/21/38007-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа - исполнительной надписи нотариуса № 54/17н/54/2021-11-34 от 21.10.2021, выданного нотариусом Нотариального округа г. Новосибирска по делу № 54/17н/54/2021-11-34, вступившему в законную силу 21.10.2021, сумма задолженности 692495,79 руб.; исполнительное    производство от 09.11.2021 г. № 286412/21/38007-ИП, возбужденное на основании исполнительного    документа    - исполнительной надписи нотариуса № 54/17н/54/2021-11-86 от 21.10.2021, выданного нотариусом Нотариального округа г. Новосибирска по делу № 54/17н/54/2021-11-86, вступившему в законную силу 22.10.2021, сумма задолженности 55099,87 руб.

06.04.2023 года административным ответчиком судебным приставом-исполнителем Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области ОСП по г. Братску и Братскому району Малаховой Анной Викторовной (далее - ответчик) было вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 286411/221/38007-ИП и постановление об окончании исполнительного производства № 286412/221/38007-ИП. Основание прекращения - заявление об окончании исполнительного производства от взыскателя ФИО1.

Ответчик 10.04.2023 года возбудил два производства в отношении истца:

1. исполнительное производство от 10.04.2023 г. № 123158/23/38007-ИП, на основании исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя № 38007/21/1342096 от 26.11.2021, выданного ОСП по г. Братску и Братскому району по делу № 286412/21/38007-ИП, вступившего в законную силу 24.11.2021, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 817,85 руб.

2. исполнительное производство от 10.04.2023 г. № 123157/23/38007-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя № 38007/21/1342095 от 26.11.2021, выданного ОСП по г. Братску и Братскому району по делу № 286411/21/38007-ИП, вступившего в законную силу 24.11.2021, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 10278,84 руб.

Истец считает, что требования ответчика о взыскании исполнительского сбора подлежат отмене, в связи тем, что истец не был надлежаще уведомлен о наличии в отношении него каких-либо исполнительных производств (от 09.11.2021 № 286411/21/38007-ИП и № 286412/21/38007-ИП), поэтому он не исполнил требования судебного пристава-исполнителя в установленный законом 5-дневный срок для добровольного исполнения.

Истец не мог своевременно в установленный судебным-приставом исполнителем срок погасить задолженность по вышеуказанному исполнительным производствам, так как неверно был указан адрес должника - истца (...). Истец не проживает по данному адресу и снят с регистрационного учета по месту жительства с 15 декабря 2020 года. С 15 декабря 2020 года по 09 апреля 2021 года истец был зарегистрирован и проживал по адресу: .... С 09 апреля 2021 года по настоящее время истец зарегистрирован и проживает по адресу: .... По действующему адресу проживания должник не был уведомлен и не знал о наличии возбужденных в отношении него исполнительных производств от 09.11.2021 г. №    286411/21/38007-ИП и № 286412/21/38007-ИП, а также о наличии исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя № 38007/21/1342096 от 26.11.2021, выданного ОСП по г. Братску и Братскому району по делу № 286412/21/38007-ИП и постановлению судебного пристава-исполнителя № 38007/21/1342095 от 26.11.2021, выданного ОСП по г. Братску и Братскому району по делу № 286411/21/38007-ИП. Копии вышеуказанных документов от судебных приставов-исполнителей истец не получал.

Истец обратился 08.02.2023 года с заявлением к ответчику об отмене исполнительского сбора, в связи с неуведомлением истца (неполучением документов от судебных приставов-исполнителей). Заявление истец отправил в тот же день, когда ФИО1, как правопреемник взыскателя, обратилась в ОСП по г. Братску и Братскому району с заявлениями об окончании исполнительных производств. При этом в заявлении истец просил отменить исполнительский сбор по постановлениям ответчика от 09.11.2021 г. О наличии постановлений ответчика о взыскании исполнительского сбора, их содержания, номеров истец не знал и не был уведомлен. Истец предполагал, что в отношении него могут иметься постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. В связи с обращением ФИО1 (как правопреемника взыскателя) об окончании исполнительных производств в отношении истца, истец посчитал нужным написать указанные в настоящем абзаце заявления.

Ответчик направил истцу два ответа на обращение, в которых сослался на пункт 3 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.06.2016 г. № 606. При этом в абзаце 2 данного пункта Правил сказано, что «в случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве».

Истец не осуществлял вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации в тот период. Согласно сведениям о действиях в системе на портале «Госуслуги» истец не заходил на портал в установленный Правилами (утвержденными Постановлением правительства РФ от 29.06.2016 г. № 606) 15-дневный срок со дня размещения в личном кабинете исполнительного производства. Исходя из этого, истец не мог знать, что в отношении него возбуждены исполнительные производства от 09.11.2021 года. Ответчик не предпринимал действий по отправке постановлений через почтовое отделение на действительный адрес истца.

На основании постановлений о взыскании исполнительского сбора ответчик взыскал с истца денежные средства, которые подлежат возврату.

Истец, первоначально, отправил настоящий документ для рассмотрения в Братский городской суд. Определением Братского городского суда Иркутской области от 24.03.2023 года истцу возвращено заявление с разъяснением повторного отправления настоящего заявления в Братский районный суд.

Административный истец Соколов Д.В. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Ранее в судебном заседании пояснил, что он зарегистрирован на гос. услугах, но у него в личном кабинете стоит запрет на уведомления. Не помнит, чтобы получал от приставов уведомления, по почте ничего не получал. В исполнительном производстве указан другой адрес.

Представитель административного ответчика Отдела судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области – судебный пристав-исполнитель Братского МОС по ОПИ – Рогачева Е.В., в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежаще о месте и времени проведения судебного заседания. Представила письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Административный ответчик, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Малахова А.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежаще о месте и времени проведения судебного заседания.

Определением суда от 21.06.2023, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Ведерникова А.Ю.

Административный ответчик, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Ведерникова А.Ю., в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежаще о месте и времени проведения судебного заседания.

Представитель административного ответчика Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежаще о месте и времени проведения судебного заседания.

Определением суда от 29.05.2023, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечена начальник отдела судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Тельнова Е.И.

Административный ответчик, начальник отдела судебных приставов по г. Братску и Братскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Тельнова Е.И. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежаще о месте и времени проведения судебного заседания.

Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Выслушав административного истца, изучив административное исковое заявление, возражения на административное исковое заявление, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, условиями для принятия судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, являются признание таковых судом не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Задачами исполнительного производства, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Одним из принципов исполнительного производства на основании указанного Федерального закона является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Статьей 4 указанного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Федеральный закон «О судебных приставах») в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.?

На основании частей 1 статьи 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен специальный порядок разрешения административных дел.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В судебном заседании установлено, из представленных материалов, что административному истцу о нарушении оспариваемыми постановлениями о возбуждении исполнительных производств, его прав и законных интересов стало известно 10.04.2023 в личном кабинете ЕПГУ, административное исковое заявление направлено изначально Соколовым Д.В. в Братский городской суд, 18.04.2023 (согласно отчету об отслеживании почтового отправления), определением от 24.04.2023 оно возвращено в связи с неподсудностью, Соколовым Д.В. административное исковое заявление направлено в Братский районный суд 06.05.2023 (согласно штампу на конверте почтового отделения). Следовательно, предусмотренный ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» десятидневный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, административным истцом соблюдён и не пропущен.

Судом установлено, что в отношении Соколова Дмитрия Валерьевича Братским МОСП по ОПИ Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, 09.11.2021 года было возбуждено два исполнительных производства по взысканию задолженности по кредитам: - исполнительное производство от 09.11.2021г. № 286411/21/38007-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа - исполнительной надписи нотариуса № 54/17н/54/2021-11-34 от 21.10.2021, выданного нотариусом нотариального округа г. Новосибирска по делу № 54/17н/54/2021-11-34, вступившему в законную силу 21.10.2021, сумма задолженности 692495,79 руб.; - исполнительное    производство от 09.11.2021 г. № 286412/21/38007-ИП, возбужденное на основании исполнительного    документа    - исполнительной надписи нотариуса № 54/17н/54/2021-11-86 от 21.10.2021, выданной нотариусом нотариального округа г. Новосибирска по делу № 54/17н/54/2021-11-86, вступившему в законную силу 22.10.2021, сумма задолженности 55099,87 руб.

В постановлениях о возбуждении исполнительных производств от 09.11.2021 должнику Соколову Д.В. установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

15.12.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя указанные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство и присвоен номер № 286411/21/38007-СД.

06.04.2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Братску и Братскому району Малаховой А.В. (далее - ответчик) были вынесены постановления об окончании исполнительных производств № 286411/221/38007-ИП, № 286412/221/38007-ИП. Основание прекращения - заявление об окончании исполнительного производства от взыскателя ФИО1

10.04.2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Братску и Братскому району Ведерниковой А.Ю. были возбуждены исполнительные производства в отношении Соколова Д.В.: № 123158/23/38007-ИП от 10.04.2023 г., возбужденное на основании исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя № 38007/21/1342096 от 26.11.2021, выданного ОСП по г. Братску и Братскому району по делу № 286412/21/38007-ИП, вступившего в законную силу 24.11.2021, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 817,85 руб.; № 123157/23/38007-ИП от 10.04.2023 г., возбужденное на основании исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя № 38007/21/1342095 от 26.11.2021, выданного ОСП по г. Братску и Братскому району по делу № 286411/21/38007-ИП, вступившего в законную силу 24.11.2021, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 10278,84 руб. Срок для добровольного исполнения требований должнику не устанавливался в соответствии с ч.14 ст. 30 закона.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Братску и Братскому району Малаховой А.В. от 21.04.2023 указанные исполнительные производства № 123158/23/38007-ИП от 10.04.2023 г., № 123157/23/38007-ИП от 10.04.2023 г. окончены в связи с исполнением требований исполнительного документа полностью.

Постановления о возбуждении исполнительных производств №123158/23/38007-ИП от 10.04.2023 г., № 123157/23/38007-ИП от 10.04.2023 г. размещены на платформе ЕПГУ 10.04.2023 и прочитаны Соколовым Д.В. 10.04.2023, что подтверждается сведениями АИС ФССП России, представленными административным ответчиком в материалы дела.

Постановления о взыскании исполнительского сбора от 24.11.2021 размещены на платформе ЕПГУ 24.11.2021, и прочитаны Соколовым Д.В. 25.11.2021, что подтверждается сведениями АИС ФССП России.

Ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Братску и Братскому району 17.02.2023 направлены Соколову Д.В. два ответа на обращение от 08.02.2023, в которых указывается, что оснований для отмены постановлений от 24.11.2021 о взыскании исполнительских сборов по ИП № 123158/23/38007-ИП от 10.04.2023 г., № 123157/23/38007-ИП от 10.04.2023 г. не усматривается.

Согласно ч. 2.1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Приведенные выше нормы в их взаимосвязи с положениями частей 6, 15, 16 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», устанавливающих в том числе порядок возбуждения исполнительного производства, свидетельствуют о том, что исполнительский сбор, будучи по своей юридической природе мерой публично-правовой ответственности, применяется судебным приставом-исполнителем только в период исполнения исполнительного производства и не может быть наложен на должника после окончания исполнительного производства.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001г. № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Согласно п.1 ст. 50.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» информационное взаимодействие сторон исполнительного производства с Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами в электронном виде, а именно информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, направление лицу, являющемуся стороной исполнительного производства, постановлений, иных документов Федеральной службы судебных приставов, судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов, подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб должностному лицу службы судебных приставов, а также получение результатов их рассмотрения (далее - информационное взаимодействие), может осуществляться посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информационное взаимодействие может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицами, участвующими в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что 24.11.2021 в отношении должника Соколова Д.В. были вынесены постановления о взыскании с него исполнительского сбора по ИП № 286411/21/38007-ИП от 09.11.2021 г., № 286412/21/38007-ИП от 09.11.2021 г., с постановлениям о возбуждении исполнительных производств № 286411/21/38007-ИП, № 286412/21/38007-ИП Соколов Д.В. был ознакомлен в день их возбуждения 09.11.2021 посредством Единого портала Госуслуг (ЕПГУ). Также Соколов Д.В. был ознакомлен с постановлениями о взыскании исполнительского сбора, вынесенными 24.11.2021 в рамках исполнительных производств №286411/21/38007-ИП, № 286412/21/38007-ИП, 25.11.2021 посредством ЕПГУ, что не противоречит действующему законодательству. Доказательств обратному стороной административного истца суду не представлено.

В течение срока, установленного Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Соколов Д.В. задолженности по ИП № 286411/21/38007-ИП от 09.11.2021 г., № 286412/21/38007-ИП от 09.11.2021 не оплатил, зная о возбуждении в отношении него указанных исполнительных производств с 09.11.2021, в связи с чем с него был взыскан исполнительский сбор, в установленной законом размере.

На основании постановлений о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам имущественного характера от 24.11.2021, ввиду окончания 06.04.2023 исполнительных производств имущественного характера №286411/21/38007-ИП от 09.11.2021 г., № 286412/21/38007-ИП от 09.11.2021, ОСП по г. Братску и Братскому району ГУФССП России по Иркутской области 10.04.2023 возбуждены исполнительные производства №123157/23/38007-ИП, №123158/23/38007-ИП, с которыми должник Соколов Д.В. был ознакомлен в день возбуждения – 10.04.2023 посредством ЕГПУ, в рамках которых с должника Соколова Д.В. были взысканы суммы исполнительского сбора.

На основании изложенного, действия судебных приставов-исполнителей ОСП по г. Братску и Братскому району ГУФССП России по Иркутской области по вынесению в отношении должника Соколова Д.В. постановлений о взыскании исполнительского сбора от 24.11.2021 и постановлений о возбуждении ИП от 10.04.2023 правомерны.

Учитывая изложенное, в удовлетворении требований Соколова Д.В. о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 24.11.2021, выданного ОСП по г. Братску и Братскому району по делу № 286412/21/38007-ИП, и постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 24.11.2021, выданного ОСП по г. Братску и Братскому району по делу № 286411/21/38007-ИП, признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 123157/23/38007-ИП от 10.04.2023 и постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 123158/23/38007-ИП от 10.04.2023, выданные ОСП по г. Братску и Братскому району, возложении обязанности на ОСП по г. Братску и Братскому району вернуть денежные средства Соколову Д.В., взысканные в счет уплаты исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя от 24.11.2021 – надлежит отказать.

Доводы административного истца о том, что требования о взыскании исполнительского сбора подлежат отмене, в связи тем, что истец не был надлежаще уведомлен о наличии в отношении него исполнительных производств от 09.11.2021 г. № 286411/21/38007-ИП и № 286412/21/38007-ИП, поэтому он не исполнил требования судебного пристава-исполнителя в установленный законом 5-дневный срок для добровольного исполнения, не обоснованы, опровергаются собранными по делу доказательствами (сведениями, размещенными на платформе ЕПГУ о прочтении Соколовым Д.В. информации), и не подлежат удовлетворению.

Доводы административного истца о том, что он не мог своевременно в установленный судебным-приставом исполнителем срок погасить задолженность по вышеуказанному исполнительным производствам, так как неверно был указан его адрес как должника суд отвергает, как безосновательные и подлежащими отклонению, поскольку суду представлены достоверные данные об ознакомлении истца с постановлениями о возбуждении исполнительных производств, постановлениями о взыскании исполнительского сбора в отношении административного истца, что опровергается собранными по делу доказательствами (сведениями, размещенными на платформе ЕПГУ о прочтении Соколовым Д.В. информации, размещенной судебными приставами о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора 25.11.2021, о возбуждении исполнительных производств 09.11.2021, 10.04.2023), и не подлежат удовлетворению.

Иные доводы административного истца юридического значения не имеют, на существо принятого судом решения не влияют, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 123158/23/38007-░░ ░░ 10.04.2023 ░., № 123157/23/38007-░░ ░░ 10.04.2023 ░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 24.11.2021, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                      ░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 31.07.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-627/2023 ~ М-555/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соколов Дмитрий Валерьевич
Ответчики
Начальник ОСП по г.Братску и Братскому району ГУФССП России по Иркутской области Тельнова Е.И.
ОСП по г. Братску и Братскому району ГУФССП России по Иркутской области
судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области Малахова А.В.
судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП ГУФССП России по Иркутской области Ведерникова А.Ю.
ГУФССП России по Иркутской области
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Старникова Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
11.05.2023Регистрация административного искового заявления
11.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее