Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-694/2024 (2а-4370/2023;) ~ М-4004/2023 от 27.12.2023

Дело №2а-694/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 мая 2024 года                                                           г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Истягиной Н.М.,

при секретаре – Корогод А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Смирнов А.Н. к ОСП по Ленинскому району города Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов России по республике Крым и городу Севастополю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району города Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Старкова Ж.В. , заинтересованное лицо: Домахина Ю.В. об отсрочке исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

        Смирнов А.Н. обратился в суд с административным иском к ОСП по Ленинскому району города Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов России по республике Крым и городу Севастополю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району города Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Старкова Ж.В. об отсрочке уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Старковой Ж.В. № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Доводы административного иска мотивированы тем, что на исполнении в ОСП по Ленинскому району УФССП России по г. Севастополю находится исполнительное производство о выселении. В отношении истца, которая является должником по данному исполнительному производству вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. В настоящее время имущественное положение должника не позволяет в установленный срок полностью исполнить решение судебного пристава-исполнителя, его доход составляет 20000,00. При таких обстоятельствах сумма исполнительского сбора является существенной.

В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц привлечены старший судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району ГУФССП России по РК и Севастополю Снегирева Я.Е., начальник отделения старший судебный пристав ОСП по Ленинскому району г. Севастополя ГУ ФССП по РК и г.Севастополю Савельева В.Ю..

В судебное заседание административный стороны не явились, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, причин уважительности своей неявки суду не предоставили, письменный отзыв по сути заявленных требований не направили.

С учетом надлежащего извещения сторон, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные материалы дела и материалы исполнительного производства, оценив представленные доказательства в их совокупности и достаточности по отдельности и во взаимосвязи, суд пришел к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определяет Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (часть 1 статьи 1 настоящего Закона).

Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела и следует из материалов исполнительного производства, решением Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, исковые требования Домахина Ю.В. к Смирнова Л.Л. , Смирнову Н.Л. , Смирнов А.Н. , Смирнов Я,С. , действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Смирнов А.Я. удовлетворены, Смирнова Л.Л. , Смирнову Н.Л. , Смирнов А.Н. , Смирнов Я,С. , Смирнов А.Я. признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Также судом принято решение выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязать их передать Домахина Ю.В. ключи от указанного жилого помещения.

На основании данного решения суда взыскателю был выдан исполнительный документ №, который предъявлен к принудительному исполнению и постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании о Смирнов А.Н. исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.

Как следует из содержания постановления в обоснование доводов о необходимости взыскания исполнительского сбора, требования исполнительного документа должником в пределах установленного срока для добровольного исполнения не исполнены, сведений об уважительности причин не исполнения требований исполнительного документа не имеется.

Из материалов исполнительного производства и представленных административным истцом материалов следует, что истцом требование исполнительного документа не были исполнены.

В силу положений абз. 3 ст. 6.5, абз. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» на органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи, в том числе, по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полном и правильному исполнению исполнительных документов при этом указанные законоположения не предоставляют судебному приставу-исполнителю прав и полномочий на нарушение прав и интересов иных лиц.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1-3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

В силу части 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Взимание исполнительского сбора преследует публично значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в виде взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

В силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

При этом, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, неоднократное применение которой к должнику за неисполнение одного судебного решения неимущественного характера противоречит принципам юридической ответственности.

Это означает, что взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Приведенные в административном исковом заявлении обстоятельства: а именно тяжелое финансовое положение, отсутствие собственности иного жилого помещения, не являются основанием для предоставления отсрочки уплаты исполнительского сбора.

Чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых препятствий, для не выполнения должником требований исполнительного документа о выселении, судом не установлено.

Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости уменьшения размера исполнительского сбора или освобождения административного истца от его взыскания, с учетом длительного неисполнения решения суда, в рассматриваемой ситуации не имеется.

Анализируя приведенные положения действующего законодательства, учитывая не исполнение должником требований исполнительного документа, при отсутствии уважительных причин, оснований для удовлетворения исковых требований об отсрочке уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Старковой Ж.В. № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                    ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-694/2024 (2а-4370/2023;) ~ М-4004/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Алексей Николаевич
Ответчики
ГУФССП России по РК и г. Севастополю
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району города Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Старкова Жанна Владимировна
ОСП по Ленинскому району города Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю
Другие
Начальник отделения старший судебный пристав ОСП по Ленинскому району г. Севастополя ГУ ФССП по РК и г.Севастополю Савельева Виктория Юрьевна
Старший судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району ГУФССП России по РК и Севастополю Снегирева Я.Е.
Домахина Юлия Владимировна
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Истягина Надежда Михайловна
Дело на сайте суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация административного искового заявления
28.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2024Подготовка дела (собеседование)
19.01.2024Рассмотрение дела начато с начала
19.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2024Дело оформлено
01.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее