Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-229/2023 ~ М-93/2023 от 27.01.2023

№ 2а-229/2023

10RS0004-01-2023-000140-08

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2023 года

г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                     Бахориной М.А.,

при секретаре                             Бахаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Кондопожскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Мироненко Ю.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия об освобождении от уплаты исполнительского сбора, уменьшении его размера,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия (далее также по тексту Администрация, административный истец) обратилась в суд по тем основаниям, что на основании решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от 17.03.2022, которым на Администрацию возложена обязанность предоставить Тимониной В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Кондопожского городского поселения, 24.08.2022 возбуждено исполнительное производство № 78522/22/10005-ИП, в рамках которого постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.01.2023 с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Ссылаясь на объективную невозможность исполнения решения суда в связи с отсутствием специализированного жилищного фонда и нехваткой финансирования на приобретение жилых помещений, заявитель просит освободить его от уплаты исполнительского сбора или уменьшить его размер на ?.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 30.01.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по РК, заинтересованное лицо – Тимонина В.В.

Представитель административного истца Туваева А.В., действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании поддержала требования по изложенным в иске основаниям.

Судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по Кондопожскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Мироненко Ю.А. в судебном заседании указала, что оснований для уменьшения размера исполнительского сбора или его освобождении отсутствуют; представила письменный отзыв.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по РК в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Заинтересованное лицо Тимонина В.В. в судебном заседании полагала, что оснований для уменьшения или освобождения от исполнительского сбора не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).

В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (ч. 7 ст. 112 названного Закона).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона № 229-ФЗ.

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Установлено, что решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 17.03.2022 по гражданскому делу № 2-155/2022 суд обязал Администрацию предоставить Тимониной В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Кондопожского городского поселения.

Во исполнение указанного решения и предъявленного исполнительного листа серии ФС № 033435621 24.08.2022 судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство № 78522/22/10005-ИП. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником. В постановлении о возбуждении исполнительного производства содержалось предупреждение о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок для добровольного исполнения – 5 дней, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Из материалов исполнительного производства усматривается, что до настоящего времени требование исполнительного документа Администрацией не исполнено.

01.11.2022 определением Кондопожского городского суда Республики Карелия, вступившим в законную силу 27.12.2022, Администрации отказано в предоставлении отсрочки исполнения поименованного решения суда.

В связи с тем, что в установленный срок решение суда не исполнено, 17.01.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по Кондопожскому району УФССП по РК вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Частью 3 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2015 № 921- ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 921- ЗРК) также предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия.

Частью 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 5 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250- О-П.

Таким образом, обязанность по предоставлению взыскателю жилого помещения возложена на должника в связи с наделением органов местного самоуправления (в том числе, администрации) соответствующими полномочиями субъекта Российской Федерации - Республики Карелия.

Соответственно сама возможность исполнения судебного акта (предоставление взыскателю жилого помещения) обусловлена осуществлением надлежащего финансирования из бюджета Республики Карелия мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом указанные выше нормативные предписания ограничивают предоставление жилых помещений из муниципальной казны.

Из административного искового заявления и пояснений представителя Администрации следует, что административным истцом предпринимаются меры к исполнению решения суда.

Так, 19.08.2022 Администрацией направлено письмо в Министерство социальной защиты Республики Карелия о возможности выделения дополнительного финансирования в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Письмом от 16.09.2022 Министерство социальной защиты Республики Карелия сообщило о невозможности предоставления бюджету Кондопожского муниципального района Республики Карелия денежных средств для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

19.01.2023 Администрация вновь обратилась в Министерство социальной защиты Республики Карелия о предоставлении дополнительного финансирования на приобретение жилья для детей-сирот.

Предоставление дополнительного финансирования на приобретение жилья детей-сирот потребует также соблюдение и требований бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок для муниципальных нужд.

Так, на основании п. п. 1, 2 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ.

По мере получения финансовых ресурсов из бюджета субъекта Республики Карелия административному истцу будет необходимо соблюсти требования Закона № 44-ФЗ.

Финансовая зависимость и длительность процедур закупок свидетельствует об отсутствии признаков противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа в установленный законом срок для добровольного исполнения, что исключает возможность его привлечения к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора.

Кроме того, 30.01.2023 между Министерством социальной защиты РК и АКМР заключено соглашение о порядке взаимодействия при осуществлении государственных полномочий РК по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно приложений к указанному соглашению численность детей-сирот….., подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договором найма специализированных жилых помещений составит 4.

С учетом изложенного, фактических обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание доводы административного истца и ответчика, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, в связи с чем считает возможным освободить должника от взыскания исполнительского сбора в полном объеме, поскольку должник ни при каких обстоятельствах не мог исполнить требование исполнительного документа в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.01.2023 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 78522/22/10005-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

- ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;

- ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░

░.░. ░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░                       ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.02.2023

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-229/2023 ~ М-93/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия
Ведущий судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по Кондопожскому району УФССП РФ по Республике Карелия Мироненко Ю.А.
Другие
Тимонина Валерия Владимировна
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Бахорина Маргарита Александровна
Дело на сайте суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
27.01.2023Регистрация административного искового заявления
27.01.2023Передача материалов судье
30.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее