УИД 11RS0001-01-2024-005473-67 Дело №2а-4733/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Бутенко Е.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой А.С.,
с участием прокурора Семёновой Я.В.,
административного истца Макарова А.А.,
представителя УМВД России по г.Сыктывкару Зуевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 мая 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Макарова Александра Александровича к УМВД России по г.Сыктывкару о частичной отмене административных ограничений,
установил:
Макаров А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о частичной отмене административных ограничений, установленных решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** **, с учётом решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** **, которыми в отношении Макарова А.А. установлен административный надзор сроком на 3 года за вычетом срока, истёкшего после отбытия наказания по приговору мирового судьи Краснозатонского судебного участка г.Сыктывкара от ** ** ** по делу №..., с установлением следующих ограничений: обязательная явка 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания в определенных местах, а именно в барах, ресторанах, и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00минут, кроме времени нахождения на работе. В обоснование заявленных административных исковых требований Макаров А.А. указывает о том, что в течение года к административной ответственности не привлекался, в настоящее время является самозанятым, занимается внутренней отделкой квартир и офисных помещений, график работы у истца ненормированный, ограничения мешают работе, в связи с чем просит уменьшить количество явок в орган внутренних дел по месту жительства пребывания или фактического нахождения для регистрации до 1 раза в месяц, а также отменить административное ограничений в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00минут, кроме времени нахождения на работе.
Макаров А.А. в судебном заседании на удовлетворении уточненных заявленных требований настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнительно сообщил, что каких-либо административных исковых требований к прокуратуре г.Сыктывкара не предъявляет.
Представитель УМВД России по г.Сыктывкару Зуева В.В. в судебном заседании указала, что административный истец был поставлен на учет по административному надзору, за весь период с момента постановки на учет допускал нарушения, жалоб на него не поступало, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объёме.
Прокурор, привлечённый к участию в деле в порядке, предусмотренном статьёй 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в своём заключении не возражал против частичного удовлетворения требований административного истца, указав, что фактически имеются основания для уменьшения количества явок в орган внутренних дел для регистрации до двух раз в месяц, в остальной части полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с названным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право, обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Как разъяснено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона). При решении вопроса о частичной отмене административных ограничений суд не вправе устанавливать новые административные ограничения (ограничение). Частичная отмена административных ограничений может выражаться как в полной отмене одного или нескольких ранее установленных ограничений (ограничения), так и в уменьшении их объема (например, уменьшение количества обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения лица для регистрации). Суд также вправе отменить административные ограничения (ограничение), на которые не указано в административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений.
Судом установлено, что приговором мирового судьи Краснозатонского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** Макаров А.А. осуждён по части №... Уголовного кодекса РФ к ... ... лишения свободы.
** ** ** Макаров А.А. освобождён из мест лишения свободы по отбытию срока наказания.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** в отношении Макарова А.А. установлен административный надзор сроком на три года, за вычетом срока, истёкшего после отбытия наказания по приговору мирового судьи Кранозатонского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от ** ** **, с административными ограничениями в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания в определенных местах, а именно в барах, ресторанах, и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, кроме времени нахождения на работе.
** ** ** административный ответчик поставлен на профилактический учет в УМВД России по г.Сыктывкару.
В этот же день административный ответчик как поднадзорное лицо, поставленное на учёт, предупреждён об обязанностях, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ, и недопущении нарушения требований указанного Федерального закона, о возможном продлении в отношении него административного надзора по основаниям, установленным законом.
Одновременно административный ответчик как поднадзорное лицо, поставленное на учет, предупрежден об обязанностях, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ, и недопущении нарушения требований указанного Федерального закона, о возможности, в случае нарушений установленных требований, привлечения к административной ответственности, в случае уклонения от административного надзора, - об уголовной ответственности, а также о возможности продления административного надзора, в чем поднадзорным лицом дана расписка.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** установленные решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** в отношении Макарова А.А., административные ограничения, дополнены путём увеличения количества явок поднадзорного лица до 3 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установлено, что постановлением мирового судьи Лесозаводского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** Макаров А.А. привлечён к административной ответственности по статье 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях по событиям ** ** **. Постановлением мирового судьи Лесозаводского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от ** ** ** Макаров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение установленных решением суда административных ограничений.
Согласно пояснениям представителя УМВД России по г.Сыктывкару, Макаровым А.А. также было совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно постановлению мирового судьи Лесозаводского судебного участка г.Сыктывкара от ** ** **, в течение года Макаров А.А. к административной ответственности не привлекался, жалоб в отношении административного ответчика не поступало, административные ограничения соблюдает.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
На основании представленных доказательств, что нашло свое подтверждение в пояснениях представителя административного ответчика, с момента постановки на учёт поднадзорное лицо Макаров А.А. на регистрацию является в соответствии с установленным графиком, жалоб и замечаний на него не поступало, при этом неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе по статьям 19.24 и 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 2022 году.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Разрешая вопрос об обоснованности требований иска с учетом фактических обстоятельств и требований закона, суд, исходя из соблюдения Макаровым А.А. административных ограничений в виде явок на регистрацию в орган внутренних дел, приходит к выводу о частичной отмене установленных ограничений, а именно: снижении количества обязательных явок на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации до 2 (двух) раз в месяц.
Вместе с тем, с учётом категории преступления, за которое в отношении Макарова А.А. установлен административный надзор, совершенных им административных правонарушений, а также принимая во внимание, что кроме доводов административного истца о том, что административные ограничения ограничивают его право на осуществление трудовой деятельности, материалы дела никаких допустимых и достоверных доказательств в обоснование указанных доводов, не содержат, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, в ночное время суток с 21.00 час. до 06.00 час., полагая, что отмена указанных ограничений не будет отвечать поставленным целям, к числу которых отнесено оказание воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения его противоправного и антиобщественного поведения. В данном случае, осуществление контроля со стороны органа внутренних дел в установленном объеме не будет являться чрезмерным.
Сохранение мер административного надзора является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлено интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения заявителем преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, что не противоречит положениям статьи 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ** ** **, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ** ** ** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 (░░░░) ░░░ ░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.05.2024