УИД: 34RS0005-01-2024-002501-48
Дело №2а-2043/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2024 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Костюк И.И.,
при секретаре судебного заседания Кибиткиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде административное дело по административному исковому заявлению Федулова В.С. к администрации Волгограда о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Федулов В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Волгограда о признании незаконным бездействие, возложении обязанности. В обосновании требований указав, что в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов и в силу ч. 3 ст. 15 ФЗ № 257 обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст., которым помимо прочего, предусмотрено, что остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. Однако в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 на остановке общественного транспорта ул. <адрес> (при движении из <адрес> в <адрес>) отсутствует урна, скамья и навес для ожидания, чем нарушает права Федулова В.С., так как он регулярно пользуется маршрутами автобуса № 21,25 для перемещений по городу. Просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда в части неисполнения обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в частности в отношении обустройства остановочного пункта ул. им. <адрес>) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», ГОСТ 52289-2004 Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст.). Обязать администрацию Волгограда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения путем принятия мер к приведению остановочного пункта ул. <адрес>) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», ГОСТ 52289-2004 Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст.), а именно оборудовать остановку урной, скамьей и навесом для ожидания.
23 мая 2024 года определением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ООО «Волгоградский автобусный парк», Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, Администрация Центрального района г. Волгограда.
17 июня 2024 года определением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: МБУ «Северное», ООО «АВЕРС», МУ «Комдорстрой», ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Волгограду.
В судебное заседание административный истец Федулов В.С. не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны, доверил представление интересов представителю Конобеевских М.А.
Представитель Федулова В.С. – Конобеевских М.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении, суду пояснил, что в непосредственной близости от места жительства административного истца Федулова В.С. проходят маршруты автобуса № 21 и № 25, которые регулярно используются административным истцом для перемещений по территории муниципального образования город-герой Волгоград. Однако в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 на остановке общественного транспорта ул. <адрес>) отсутствует урна, скамья и навес для ожидания, что нарушает права административного истца, так как он регулярно пользуется маршрутами автобуса № 21 и № 25 для перемещений по городу, что подтверждается билетами на проезд на транспорте.
Представитель административного ответчика администрации Волгограда, представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда Авраменко Г.С., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против заявленных требований.
Заинтересованные лица представители: администрации Центрального района Волгограда, ООО «Аверс», ООО МБУ «Северной», ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Волгограду в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны, заявлений не представлено.
Заинтересованные лица: представители ООО «Волгоградский Автобусный Парк», МУ «Комдорстрой» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны, представили суду письменные объяснения по заявленным требованиям.
Так как осуществление органом местного самоуправления дорожной деятельности - публичное полномочие, целью исполнения которого является, в том числе, обеспечение безопасности дорожного движения, связанные с этим вопросом спор судом разрешается по правилам административного судопроизводства, как возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Согласно п. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда к вопросам местного значения городского округа Волгоград относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа Волгоград, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления.
Органом исполнительной власти муниципального образования городской округ город-герой Волгоград является администрация Волгограда.
В соответствии с пунктами 3. 5, 7 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа город-герой Волгоград, принятого Постановлением Волгоградского совета народных депутатов, от 29.06.2005 №20/362, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3. ч.6 ст.39 Устава города-героя Волгоград дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Волгоград, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; формирование и использование муниципального дорожного фонда Волгограда в порядке, установленном городской Думой, для обеспечения дорожной деятельности возложена на администрацию Волгограда.
В силу п.6 ст.3 Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов и в силу ч.3 ст.15 Закона №257-ФЗ обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (части 1 - 2 статьи 17 данного закона).
Согласно ч.9 ст.6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», которым, помимо прочего, предусмотрено, что остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.
Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м) (пункт 5.3.3.1).
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что административный истец Федулов В.С. является жителем <адрес>, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Так Федулов В.С. является участником дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, ежедневно пользуется маршрутами автобуса № 21 и № 25, что подтверждается проездными билетами.
В нарушение ст. 12 Закона №196-ФЗ, ст. 11 Закона №443-ФЗ, на остановке общественного транспорта <адрес> в <адрес>) требуется благоустройство остановочной площадки, а именно необходимо оборудовать урной, скамьей и навесом для ожидания.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что участок дороги <адрес> в <адрес>) на котором находится остановка общественного транспорта ул.им.Рокоссовского является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, на которой должно быть организовано благоустройство посадочной площадки и установлен остановочный павильон, а их отсутствие нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Принимая во внимание, что на указанной в иске территории отсутствует благоустроенная посадочная площадка, меры по организации мероприятий дорожного движения автомобильной дороги по <адрес> и выполнение работ по благоустройству посадочной площадки, а именно (оборудовать урной, скамьей и навесом для ожидания) на остановке общественного транспорта общественного транспорта ул.им.Рокоссовского в настоящее время не приняты, а обязанность, в силу приведенных выше норм федерального законодательства, Устава города-героя Волгограда возложена на администрацию Волгограда, в ведении которой находится указанная территория, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Федулова В.С. к администрации Волгограда о признании незаконным бездействие, возложении обязанности.
Доводы административного ответчика представителя Администрации Волгограда о том, что в административных исковых требованиях следует отказать, так как между МБУ «Северное» и ООО «Аверс» заключен контракт № 232907 от 2023 года, суд отвергает, так как в силу данного контракта объектом работ является участок дороги от <адрес>. Спорный участок в контракт не входит.
Как указано в ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Принимая во внимание, что отсутствие обустроенной посадочной площадки на остановке общественного транспорта общественного транспорта <адрес> влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, нарушает безопасности дорожного движения, суд считает необходимым установить администрации Волгограда срок для исполнения настоящего решения суда в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Администрация города как собственник в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, поэтому передача на хранение дорог местного значения и делегирование функций по контролю за непосредственным проведением работ по содержанию автомобильных дорог в границах городского округа на третьих лиц не освобождает муниципальное образование как собственника имущества осуществлять полномочия, предусмотренные статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнять обязанности по осуществлению контроля за надлежащим состоянием дорог в границах муниципального образования и устранению повреждений, возникающих на дорогах.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░. <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░ 52289-2004 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 23.10.2007 №270-░░.), ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ 2024 ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░