Дело № 2а-853/2022
УИД 44RS0003-01-2022-001246-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2022 года гор. Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Карповой С.В., при секретаре Лелиной Е.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Фэрэмэ К.С., административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области Суворова И.А., представителя административного ответчика УФССП по Костромской области Виноградовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Шарья Костромской области к ведущему судебному приставу исполнителю ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области - Суворову И.А., УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Представитель администрации городского округа г.Шарья Костромской области по доверенности Г.З.Фоглы обратился в суд с административным исковым заявлением к ведущему СПИ ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области - Суворову И.А., об освобождении от взыскания исполнительского сбора полностью в размере 50 000 рублей, установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП по Костромской области ДД.ММ. по исполнительному производству №000.
В обоснование административного искового заявления указал, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от ДД.ММ. по делу №000 удовлетворен иск Шарьинского межрайонного прокурора на администрацию городского округа город Шарья Костромской области возложили обязанность в течение месяца с момента вступления решения уда в законную силу ограничить свободный доступ на следующие объекты: емкость для воды, трансформаторная подстанция, емкость для стоков, расположенные по адресу: _________ (район Новый поселок).
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области на основании исполнительного листа №000, ДД.ММ. было возбуждено исполнительное производство №000-ИП. Указанным постановлением администрации установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
На сегодняшний день в отношении Администрации вынесено постановление ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Суворова И.А. от ДД.ММ. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Суворовым И.А. установлен новый срок для исполнения решения Шарьинского районного суда - до ДД.ММ., а так же необходимо предоставить в ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам документы, подтверждающие исполнение данного требования в срок до ДД.ММ..
Частью 1 статьи 112 Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительских сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа
Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Администрация предпринимает все необходимые меры для надлежащего исполнения решения суда.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Р.Д.Ю. заключено соглашение от ДД.ММ. на оказание услуг по расчистке территории от растительности и строительного мусора по адресу: _________. Согласно п.2.2 Соглашения срок окончания выполнения работ - 31.08.2022г.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательства по соглашению со стороны исполнителя, со стороны Комитета будет выполнена претензионно-исковая работа в отношении исполнителя на основании ст.309 ГК РФ.
Также Администрация городского округа город Шарья Костромской после подготовки всех необходимых документов будет обращаться в суд с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам на основании ст.392 ГПК РФ.
Считают, что уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора является нецелесообразной, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета (муниципального образования) в другой (федеральный) внутри бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений, будут взысканы в виде исполнительского сбора.
Определением суда от 27 сентября 2022 года в качестве соответчика по делу привлечено Управление ФССП по Костромской области (л.д. 1).
Представитель административного истца администрации городского округа город Шаря Фэрэмэ К.С. в судебном заседании требования административного иска поддержала, просила освободить административного истца от исполнительного сбора, либо уменьшить его. Суду пояснила, что Администрацией принимались меры для исполнения решения суда, устанавливалась ограничительная лента, однако ее быстро сорвали, снесена трансформаторная подстанция. Администрацией с ИП Рябинин было заключено соглашение по расчистке от строительного мусора территории, также с ним была устная договоренность о демонтаже емкостей для воды и стоков, поскольку в дальнейшем предполагалось заключить с ИП Рябининым договор о передаче данного земельного участка в аренду. Однако указанные работы им не были выполнены. Считает не целесообразным устанавливать ограничение данной территории путем установки металлического забора, так как он будет быстро демонтирован и сдан в пункт приема металла, а деревянный забор быстро сломают. Кроме того, в настоящее время установлено, что у данных объектов имеется собственник, в связи с чем Администрация намерена обратиться в суд для пересмотра данного решения суда, поскольку не имеет возможности самостоятельно снести эти объекты и снять их с кадастрового учета. Также просила суд учесть дефицит бюджета городского округа город Шарья в сумме 135 346,8 тысяч рублей.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Шарьинскому и Поназыревским районам УФССП России по Костромской области Суворов И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям указанным в возражениях. Указал, что на 01.10.2022 год должником не исполнено вступившее в законную силу решение суда по делу №000 от ДД.ММ.. Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено после истечения срока, представленного для добровольного исполнения требований, изложенных в исполнительном документе, в связи с чем не нарушает установленный законом порядок взыскания исполнительского сбора, а следовательно не нарушает и законные права и интересы должника. Полагал, что основания для освобождения администрации городского округа город Шарья от исполнительского сбора отсутствуют, каких либо доказательств того, на основании чего надлежит освободить администрацию от исполнительского сбора, кроме справки о дефиците бюджета, не представлено. Сведений о том, что административным истцом приняты какие-либо меры для исполнения решения суда в адрес ОСП и суда не представлено.
Представитель УФССП по Костромской области Виноградова О.А. требования административного иска не признала, поддержала позицию административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревским районам УФССП России по Костромской области Суворова И.А..
Заинтересованное лицо Шарьинский межрайонный прокурор в судебном заседании не участвовал. Извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав мнение административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6.5 Федерального закона от 21.07.1997г. №118-ФЗ (ред.от 30.12.2020 г.) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» на судебных приставов-исполнителей возложена задача по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 данного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 30 Закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Суд считает установленным, что решением Шарьинского районного суда от 26.01.2022 года удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора к администрации городского округа город Шарья Костромской области об обязании в течение месяца с момента вступления решения уда в законную силу ограничить свободный доступ на следующие объекты: емкость для воды, трансформаторная подстанция, емкость для стоков, расположенные по адресу: _________ (район Новый поселок). Решение вступило в законную силу ДД.ММ. (л.д.21-23).
По вступлению решения в законную силу судом был выписан исполнительный лист 2-61/2020 (ФС №000), который был направлен истцу.
На основании данного исполнительного листа ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Шарьинскому и Поназыревским районам УФССП России по Костромской области Суворовым И.А. 15.06.2022 г. было возбуждено исполнительное производство №82889/22/44027-ИП. Предмет исполнения: обязать администрацию городского округа г. Шарья в течение месяца с момента вступления решения уда в законную силу ограничить свободный доступ на следующие объекты: емкость для воды, трансформаторная подстанция, емкость для стоков, расположенные по адресу: _________ (район Новый поселок) (л.д. 20). Данное постановление получено администрацией городского округа город Шарья Костромской области ДД.ММ..
Как установлено судом и не оспаривается представителем администрации городского округа город Шарья в установленный пятидневный срок после получения (15.06.2022 года) постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства №000-ИП, решение суда исполнено не было.
В связи с неисполнением в указанный срок решения суда по гражданскому делу №000 Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Суворовым И.А. №000 от ДД.ММ. с администрации городского округа г.Шарья взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей (л.д.7).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В силу ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.6 ст.112 вышеуказанного федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктами 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 от 17.11.2015 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50 от 17.11.2015 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель, во всяком случае, обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В подтверждение отсутствия вины и принятия мер для исполнения решения суда администрация городского округа город Шарья Костромской области представила соглашение на оказание услуг от ДД.ММ. заключенное КУМИ администрации городского округа город Шарья с главой крестьянского (фермерского) хозяйства Р.Д.Ю. о выполнении работ по расчистке территории от растительности и строительного мусора по адресу: _________. Срок окончания выполнения работ - ДД.ММ. (л.д.8-8 оборот).
Согласно справки Финансового управления Администрации городского округа город Шарья по результатам исполнения бюджета городского округа город Шарья сложился дефицит бюджета в сумме 135 346 800 рублей (л.д.29).
Иных доказательств, свидетельствующих о принятии администрацией городского округа город Шарья всех возможных мер, для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Кроме того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, не позволяет суду сделать вывод, что администрацией городского округа город Шарья Костромской области приняты все возможные меры к исполнению решения Шарьинского районного суда от ДД.ММ., но администрация не имела объективной возможности в установленный срок добровольно исполнить исполнительный документ, то есть, отсутствуют виновные действия по неисполнению решения суда.
При этом решением суда от 26.01.2022 года, вступившим в законную силу 01.03.2022 года на администрацию городского округа город Шарья возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения уда в законную силу ограничить свободный доступ на следующие объекты: емкость для воды, трансформаторная подстанция, емкость для стоков, расположенные по адресу: _________ (район Новый поселок).
Таким образом, суд находит, что администрацией городского округа город Шарья Костромской области не принято всех своевременных мер, направленных на исполнения решения суда в установленный законом срок, а значит, оснований для освобождения администрации городского округа город Шарья Костромской области от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Вместе с тем, принимая во внимание частичное исполнение решения суда путем сноса трансформаторной подстанции, имущественного положение администрацией городского округа город Шарья Костромской области, которая не является субъектом предпринимательской деятельности, суд считает возможным исполнительский сбор уменьшить на одну четверть от установленного размера, то есть с 50 000 рублей до 37 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 363, 175-180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░.░░. №000 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №000-░░, ░ ░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░ 37 500 ░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2022 ░░░░.