Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2858/2022 от 26.05.2022

38RS0№-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2022 года                                                                                                 г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,

с участием административного истца Р.А,А,,

представителя административных истцов Р.А,А,, Б.А,Г,, Д.Л.В,, Г.Р.Ф,, Н.М.Ю., Б.Н.А,, К.С.Л., К,Е,А,, А,А,С,, Р.Н,В, С.М,В,, Б.Е,Р,, Б.И.М, Т.А,М,, С.В,Ю., С.Е,В., С.Ю.А,, Ч.Т.А,, М.О.В, – К.М,А,

представителя административного ответчика администрации Уриковского муниципального образования, заинтересованного лица Думы Уриковского муниципального образования А.А,С,,

представителя заинтересованного лица СНТ «Веселое» К.В,В,,

представителя заинтересованного лица прокуратуры Иркутского района – помощника прокурора К.Д.С,,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2858/2022 по административному исковому заявлению Р.А,А,, Б.А,Г,, Д.Л.В,, Г.Р.Ф,, Н.М.Ю., Б.Н.А,, К.С.Л., К,Е,А,, А,А,С,, Р.Н,В, С.М,В,, Б.Е,Р,, Б.И.М, Т.А,М,, С.В,Ю., С,Е,В,, С.Ю.А,, Ч.Т.А,, М.О.В, к администрации Уриковского муниципального образования, главе администрации Уриковского муниципального образования П.А,Е, о признании незаконными действий по исключению из проекта генерального плана Уриковского муниципального образования изменений в части включения в границы населенного пункта д. Столбова земельных участков, признании незаконным постановления главы администрации Уриковского муниципального образования об отклонении проекта изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования и направлении его на доработку, обязании направить на утверждение в Думу Уриковского муниципального образования проект внесения изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования без замечаний, изложенных в заключении прокуратуры Иркутского района,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Р.А,А,, Б.А,Г,, Д.Л.В,, Г.Р.Ф,, Н.М.Ю., Б.Н.А,, К.С.Л., К,Е,А,, А,А,С,, Р.Н,В, С.М,В,, Б.Е,Р,, Б.И.М, Т.А,М,, С.В,Ю,, С,Е,В,, С.Ю.А,, Ч.Т.А,, М.О.В, обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Уриковского муниципального образования с требованиями о признании незаконными действий администрации Уриковского муниципального образования по исключению из проекта генерального плана Уриковского муниципального образования изменений в части включения в границы населенного пункта д. Столбова, по состоянию на момент завершения согласительной комиссии, земельных участков; обязании разработать и направить на утверждение в Думу Уриковского муниципального образования проект внесения изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования, предусматривающего включение в границы населенного пункта – д. Столбова земельных участков.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве административного соответчика был привлечен глава администрации Уриковского муниципального образования Побережный А.Е.

Реализуя свое процессуальное право, предусмотренное ст. 46 КАС РФ, не отказываясь от требований в редакции первоначально поданного административного искового заявления, административные истцы уточнить свои требования и в редакции последнего уточненного административного искового заявления просят:

признать незаконным постановление главы администрации Уриковского муниципального образования П.А,Е, от **/**/**** №а «Об отклонении проекта изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования и направлении его на доработку» в части исключения из проекта генерального плана Уриковского муниципального образования - сельского поселения изменений по включению в границы населённого пункта д. Столбова, по состоянию на момент завершения работы согласительной комиссии, следующих земельных участков: земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 873 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 935 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1237 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 796 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 599 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1209 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером 38№, общей площадью 1491 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1485 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 910 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 930 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 873 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 909 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 921 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км. Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1776 кв.м., по адресу: ...., 10 км. Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 902 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 882 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1176 кв.м., по адресу: ...., земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 927 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина»;

обязать главу администрации Уриковского муниципального образования - сельского поселения направить на утверждение в Думу Уриковского муниципального образования - сельского поселения проект внесения изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования-сельского поселения, без учета замечаний, изложенных в заключении прокуратуры ...., предусматривающий включение в границы населенного пункта - д. Столбова, следующих земельных участков: земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 873 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 935 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1237 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 796 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером 38№ общей площадью 599 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1209 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1491 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1485 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 910 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 930 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина», земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 873 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 909 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером 38№, общей площадью 921 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км. Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1776 кв.м., по адресу: ...., 10 км. Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 902 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 882 кв.м., по адресу: ...., 10 км Александровского тракта, земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1176 кв.м., по адресу: ...., земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 927 кв.м., по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина».

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что постановлением мэра Иркутской области от 03.06.1996 № 82 КСПХ «Знамя Ленина» переданы в коллективно - долевую собственность бесплатно 9528 га сельскохозяйственных угодий.

29.11.1996на собрании уполномоченных колхозников КСПХ «Знамя Ленина» принято решение о выделе под садоводство ВСЖД 32 га пашни в отделении Столбово после компенсации потерь сельхоз производства.

На основании данного решения между ВСЖД, именуемой в дальнейшем «Дорога» и Дорпрофсож, именуемым в дальнейшем «Землепользователь» и КСПХ «Знамя Ленина» 15.06.1997 заключен договор, в соответствии с которым КСПХ «Знамя Ленина» сдает Дороге и Землепользователю в бессрочное пользование земельные участки в бригаде Столбова площадью 25 га для организации садоводства и огородничества.

06.07.1998 ВСЖД и СНТ «Веселое» заключили договор, согласно которого, во исполнение Постановления Президиума Дорпрофсожа ВСЖД от 15.05.1997 «О приобретении земельного участка для организации садоводства работников ВСЖД», Протокол № 30, Дорога передает СНТ безвозмездно в бессрочное пользование земельный участок площадью 32 га.

Таким образом, указали административные истцы, КСХП «Знамя Ленина» передало ВСЖД на ограниченном вещном праве земельный участок площадью 32 га, а ВСЖД, в свою очередь передало данный участок СНТ Веселое». Однако никакое вещное право СНТ «Веселое» в установленном порядке не было оформлено.

Как указывают административные истцы, земельные участки, принадлежащие им, находятся на территории СНТ «Веселое», и уже более 20 лет фактически используются для ведения садоводства и огородничества.

Изначально КСХП «Знамя Ленина» предоставляло земельный участок для ведения садоводства на ограниченном вещном праве (а не праве собственности), следовательно, возможность оформления права собственности членов садоводов на используемые ими участки, находящиеся на территории СНТ «Веселое», возможно было лишь путем выкупа земельных участков у собственников земельных долей КСХП «Знамя Ленина», чему должно было предшествовать выделение земельных участков в счет земельной доли в порядке, предусмотренном ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (что установлено, в том числе, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.08.2017 по делу№ А19-3189/2017 абз. 8 стр. 18).

Собственники земельных долей КСХП «Знамя Ленина» в порядке, предусмотренном ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», выделила указанные выше земельные участки в счет земельной доли в праве общей долевой собственности членов КСХП «Знамя Ленина» и затем на основании договоров купли- продажи продали указанные земельные участки административным истцам:

Р.А,А, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 873 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

Б.А,Г, принадлежит на праве ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2 935 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина».

Д.Л.В, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1237 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина».

Г.Р.Ф, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 796 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина».

Н.М.Ю. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 599 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина»

Б.Н.А, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1209 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина».

К.С.Л. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1491 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

К,Е,А, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1485 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

А,А,С, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 910 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

Р.Н,В принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 930 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина».

С.М,В, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, обшей площадью 873 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

Б.Е,Р, принадлежит на праве собственности хмельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 909 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

Б.И.М принадлежит ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2 935 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

Т.А,М, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 921 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

С.В,Ю, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1776 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

С,Е,В, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38№, общей площадью 902 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

С.Ю.А, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 882 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта.

Ч.Т.А, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38№, общей площадью 1176 кв.м., расположенный по адресу: .....

М.О.В, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 927 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина».

Выделение земельных участков из общей долевой собственности членов КСХП «Знамя Ленина» являлось основанием для внесения сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, тогда как земельные участки уже более 20 лет используются для ведения садоводства.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, полагаю административные истцы, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

С учётом изложенного изменение вида разрешённого использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов путём включения земельного участка в границы населённого пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 41 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Соответственно, полагают административные истцы, в настоящий момент разрешенное использование земельных участков, принадлежащих административным истца не соответствует их фактическому использованию, что влечет негативные последствия в виде предписаний Управления Росреестра по Иркутской области об устранении допущенного нарушения земельного законодательства, что в свою очередь, влечет возможность в дальнейшем привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 8.8. КоАП РФ, а также возможности органов государственной власти изъять земельные участки у собственников.

Изменение же вида разрешенного использования земельных участков возможно только после перевода земельных участков в земли населенных пунктов, путем изменения границ населенного пункта, что осуществляется посредством внесения изменений в генеральный план муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 24 ГрК РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (п. 10 ст. 24 ГрК РФ).

Административные истцы указываю, что они неоднократно обращались в администрацию Уриковского муниципального образования - сельское поселение с заявлениями о включении принадлежащих им на праве собственности земельных участков в границы населенного пункта, и установления территориальной зоны - ведение дачного хозяйства, садоводства, огородничества.

В своих ответах на их заявления от 30.03.2018, 10.04.2018 администрация Уриковского муниципального образования сообщала, что все предложения заинтересованных лиц принимаются до 01.05.2018, земельные участки, принадлежащие административным истцам, будут включены в границы населенного пункта д. Столбова, в территориальную зону ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества (СХ-3).

Ответы от 14.12.2018 содержали информацию о том, что между администрацией Уриковского муниципального образования и ООО Проектно-планировочная мастерская «Мастер-План» был заключён муниципальный контракт на выполнение работ по внесению изменений в Генеральный план, срок выполнения работ до 25.12.2018. И вновь сообщалось, что земельные участки, принадлежащие административным истцам, будут включены в границы населенного пункта д. Столбова, в территориальную зону ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества (СХ-3).

В ответах от 18.02.2019 администрация сообщала, что проект внесения изменений в генеральный план выполнен, 01.03.2019 будет вынесено постановление о назначении и проведении публичных слушаний. И вновь сообщалось, что земельные участки, принадлежащие административным истцам, будет включены в границы населенного пункта д. Столбова, в территориальную зону ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества (СХ-3).

Через год, в ответах от 06.02.2020 администрация сообщила, что 05.03.2019 было вынесено постановление о назначении и проведении публичных слушаний, публичные слушания прошли с22.04.2019 по 26.04.2019. С учетом замечаний был доработан и 24.10.2019 размещен на сайте ФГИС ТП. 30.12.2019 направлено сводное заключение Правительства Иркутской области о несогласии и доработке. После получения положительного заключения, проект будет направлен в Думу Уриковского муниципального образования для его утверждения. И вновь сообщалось, что земельные участки, принадлежащие административным истцам, будут включены в границы населенного пункта д. Столбова, в территориальную зону ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества (СХ-3) и по этому поводу отсутствуют какие-либо замечания.

30.07.2020 администрация Уриковского муниципального образования в ответах собственникам земельных участков продублировала информацию, содержащуюся в ответах от 06.02.2020.

Однако в ответе от 15.01.2021 № 58 администрация Уриковского муниципального образования сообщила, что после доработки, проект решения Думы об утверждении проекта генерального плана был направлен в прокуратуру Иркутского района, где получил отрицательное заключение в связи с включением части территории СНТ «Веселое» в границы населенного пункта. В связи с этим проект был откорректирован и принят на заседании Думы без учета включения данной территории в границы населенного пункта д. Столбова.

В ходе судебного разбирательства административным ответчиком было направлено постановление главы администрации Уриковского муниципального образования от 19.10.2020 № 616а «Об отклонении проекта изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования и направлении его на доработку» (далее - Постановление).

Административные истцы не согласны считают незаконным Постановление, в связи со следующим.

Согласно п. 3 Постановления оно должно было быть опубликовано в установленном законом порядке, т.е., в том числе, на официальном сайте администрации Уриковского муниципального образования, однако опубликовано не было. Более того, на протяжении длящегося уже более года судебного разбирательства, указанное Постановление не было приобщено к материалам дела, в связи с чем возникают обоснованные сомнения в том, было ли оно принято 19.10.2020.

Из содержания Постановления следует, что проект внесения изменений в генеральный план Уриковского муниципального образованияя Иркутского района Иркутской области был отменен и направлен на доработку разработчику проекта с учетом замечаний, изложенных в заключении прокуратуры Иркутского района от 01.10.2020.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (городского округа) закреплен в ст. 24 ГрК РФ.

В соответствии с п.п. 1-3, 8, 11, 12, 13, 17 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 25 ГрК РФ, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Никакого упоминания на необходимость согласования проекта с надзорным органом, которым является прокуратура, положения ст. 25 ГрК РФ не содержат, как и не содержат иные положения ГрК РФ.

Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение пятнадцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать два месяца (ч. 9 ст. 25 ГрК РФ).

По результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа: 1) документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями: 2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам, (ч. 10ст.25ГрКРФ).

На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку (ч. 12 ст. 25 ГрК РФ).

Из содержания данной нормы следует, что по результатам работы согласительной комиссии глава местной администрации в случае получения согласованного проекта генерального плана направляет его на утверждение в представительный орган местного самоуправления, а в случае получения генерального плана согласованного в части направляет его либо на утверждение в согласованной в части либо отклоняет и направляет на доработку.

Согласно ответу администрации Уриковского муниципального образования от 15.01.2021 № 58, в адрес администрации 30.12.2019 было направлено сводное заключение Правительства Иркутской области о несогласии с проектом и его доработке. С учетом работы согласительной комиссии, генеральный план распоряжением администрации Уриковского муниципального образования был отправлен на доработку. После доработки, в ходе которой были устранены все замечания, выявленные при работе согласительной комиссии, проект решения Думы об утверждении генерального плана был отправлен в прокуратуру Иркутского района, где получил отрицательное заключение в связи с включением части территории СНТ в границы населенного пункта.

Таким образом, указывают административные истцы, из содержания данного ответа следует, что проект внесения изменений в Генеральный план, в порядке, установленном ст. 25 ГрК РФ прошел согласование в органе государственной власти субъекта РФ (с учетом работы согласительной комиссии), при этом никаких замечаний в отношении включения в границы населенного пункта д. Столбова земельных участков, принадлежащих на праве собственности членам СНТ со стороны профильных ведомств не поступило, следовательно, глава администрации должен был направить согласованный проект в Думу Уриковского муниципального образования на утверждение.

Глава Уриковского муниципального образования направил согласованный Правительством Иркутской области проект внесения изменений в Генеральный план Уриковского муниципального образования на согласование в прокуратуру Иркутского района, что не предусмотрено нормами действующего законодательства, и, основываясь на отрицательном заключении прокуратуры, принял Постановление об отклонении проекта Генерального плана и направления его на доработку в части включения в границы населенного пункта земельных участков членов СНТ, что противоречит положениям ст. 24, 25 ГрК РФ.

Более того, необходимо отметить, что в своем заключении от 01.10.2020 прокуратура Иркутского района указала, что при выдаче своего заключения руководствовалась следующим.

Согласно ст. 24 ГрК РФ при территориальном планировании решения об изменении или сохранении категории в отношении земельных участков, на которых расположены существующие садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан с наличием фактической застройки, должны приниматься органами местного самоуправления с учетом волеизъявления правообладателей земельных участков, интересов членов указанных объединений, в том числе посредством общественных обсуждений и публичных слушаний. Однако волеизъявление правообладателей не получено, в связи с чем, включение в границы населенного пункта невозможно.

Доводы, изложенные в заключении прокуратуры (продублированные в письме от 29.12.2020) не основаны на нормах действующего законодательства и противоречат фактическим обстоятельствам.

Во-первых, ст. 24 ГрК РФ, не содержит в себе положений о том, что при изменении категории земельных участков должно быть получено волеизъявление правообладателей. Часть 11 ст. 24 ГрК РФ устанавливает, что при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Во-вторых, волеизъявление, а, точнее предложения заинтересованных лиц (ч. 10 ст. 24 ГрК РФ), которыми являются правообладатели - административные истцы, неоднократно подавались ими в орган местного самоуправления, о чем свидетельствует ряд ответов администрации Уриковского муниципального образования 2018-2020 г.г.

В-третьих, администрацией Уриковского муниципального образования была соблюдена и процедура публичных слушаний. Так, 05.03.2019 администрацией Уриковского муниципального образования были приняты постановления № 142, 143, о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ Уриковского муниципального образования. В д. Столобова слушания прошли 23.04.2019 по адресу; Иркутский район, д. Столобова, ул. Центральная, 2. По результатам проведения публичных слушаний было подготовлено и опубликовано заключение о результатах публичных слушаний.

Таким образом, по мнению административных истцов, проект внесения изменений генеральный план Уриковского муниципального образования, предусматривающий включение в границы населенных пунктов земельных участков, принадлежащих административным истцам, был основан на предложениях правообладателей земельных, с соблюдением процедуры публичных слушаний.

Министерство сельского хозяйства Иркутской области (профильное в вопросе изменения категории земель сельскохозяйственного назначения), в своем ответе от 22.01.2021 № 03-57-148/21, сообщило, что участки, принадлежащие административным истцам не предусмотрены Перечнем земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Иркутской области, использование которых для целей, нс связанных с ведением сельского хозяйства не допускается, утвержденным распоряжением министерства сельского хозяйства Иркутского области от 17.10.2012 № 177-мр. Указанные участки преимущественно застроены садовыми домами, в связи с чем, не могут быть отнесены к особо ценным продуктивным землям. При рассмотрении проекта внесения изменений в Генеральный план Уриковского муниципального образования Министерство сельского хозяйства выразило согласие с переводом в земли населенных пунктов (д. Столбова).

Таким образом, указывают административные истцы, Министерством сельского хозяйства установлено отсутствие оснований для отнесения земельных участков к особо ценным продуктивным землям и к землям, использование которых должно осуществляться только в целях осуществления сельского хозяйства, согласован их перевод, следовательно, у администрации отсутствовали какие-либо замечания со стороны профильного министерства.

Административный истец Р.А,А, в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске и уточнении к нему. Просила требования удовлетворить.

Административные истцы Б.А,Г,, Д.Л.В,, Г.Р.Ф,, Н.М.Ю., Б.Н.А,, К.С.Л., К,Е,А,, А,А,С,, Р.Н,В, С.М,В,, Б.Е,Р,, Б.И.М, Т.А,М,, С.В,Ю,, С,Е,В,, С.Ю.А,, Ч.Т.А,, М.О.В, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, уполномочив на представление своих интересов представителя К.М,А

Представитель административных истцов Р.А,А,, Б.А,Г,, Д.Л.В,, Г.Р.Ф,, Н.М.Ю., Б.Н.А,, К.С.Л., К,Е,А,, А,А,С,, Р.Н,В, С.М,В,, Б.Е,Р,, Б.И.М, Т.А,М,, С.В,Ю., С.Е,В., С.Ю.А,, Ч.Т.А,, М.О.В, – К.М,А в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований его доверителей по доводам, изложенным в административном иске и уточнении к нему, полагая, что имеются все предусмотренные законом основания для их удовлетворения.

Представитель административного ответчика администрации Уриковского муниципального образования, заинтересованного лица Думы Уриковского муниципального образования А.А,С, в судебном заседании поддержал позицию в ранее представленном суду письменном отзыве, указывая на то, что ц административного ответчика нет возражений по включению земельных участков административных истцов в границы населенного пункта д. Столбова.

Административный ответчик глава администрации Уриковского муниципального образования Побережный А.Е. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований административных истцов.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Веселое» К.В,В, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административных истцов, указывая на то, что согласия всех членов СНТ на включение земельных участков, составляющих территорию СНТ, в границы населенного пункта – д. Столбова не получено.

Представитель заинтересованного лица прокуратуры Иркутского района – помощник прокурора К.Д.С, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административных истцов, указывая на отсутствие оснований для их удовлетворения.

Неявка сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, в силу ст. 150 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения сторон и их представителей, представителей заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административных истцов, исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений.

В силу статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 указанного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Следовательно, включение либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является изменением их правового режима и требует соответствующего обоснования.

Генеральный план поселения, городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административные истцы являются собственниками земельных участков, имеющих категорию: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Так, по данным ЕГРН Р.А,А, на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 873 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км. Александровского тракта;

Б.А,Г, - 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 2 935 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина»;

Д.Л.В, - земельный участок с кадастровым номером 38№, общей площадью 1237 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина»;

Г.Р.Ф, - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 796 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина»;

Н.М.Ю. - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 599 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина»;

Б.Н.А, - земельный участок с кадастровым номером 38№, общей площадью 1209 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина»;

К.С.Л. - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1491 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта;

К,Е,А, - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1485 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта;

А,А,С, - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 910 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта;

Р.Н,В - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 930 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХН «Знамя Ленина»;

С.М,В, - земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 873 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта;

Б.Е,Р, - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 909 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км. Александровского тракта;

Б.И.М - 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2 935 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта;

Т.А,М, - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 921 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта;

С.В,Ю, - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1776 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта;

С,Е,В, - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 902 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км Александровского тракта;

С.Ю.А, - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 882 кв.м., расположенный по адресу: ...., 10 км. Александровского тракта;

Ч.Т.А, - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1176 кв.м., расположенный по адресу: ....;

М.О.В, - земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 927 кв.м., расположенный по адресу: ...., КСХП «Знамя Ленина».

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административные истцы указывают на нарушение их прав и законных интересов действиями административных ответчиков, выразившихся в исключении из проекта генерального плана Уриковского муниципального образования - сельского поселения изменений по включению в границы населённого пункта д. Столбова, по состоянию на момент завершения работы согласительной комиссии, принадлежащих им на праве собственности земельных участков.

Факт обращения административных истцов в администрацию Уриковского муниципального образования с заявлениями о включении принадлежащих им земельных участков в границы населенного пункта объективно подтверждается представленной в материалы дела перепиской между административными истцами и Администрацией, в которых последняя сообщала, что земельные участки, принадлежащие административным истцам, будут включены населенного пункта д. Столбова, в территориальную зону ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества (СХ-З).

Установлено, что основанием не включения в проект решения Думы Уриковского муниципального образования об утверждении внесения изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования земельных участков административных истцов послужило заключение прокуратуры Иркутского района от 01.10.2022, в котором со ссылкой на положения ст. 24 ГрК РФ указано на то, что на территории Уриковского муниципального образования расположено СНТ «Веселое», земельные участки заинтересованных лиц включены в границы населенного пункта д. Столбова, вместе с тем, как установлено прокуратурой Иркутского района, волеизъявление правообладателя вышеуказанного земельного участка не получено, в связи с чем включение в границы населенного пункта указанных земельных участков невозможно. Проект решения Думы подлежит корректировке с учетом вышеуказанного.

В связи с изложенным, постановлением главы администрации Уриковского муниципального образования № 616а от 19.10.2020 проект внесения изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования был отклонен; проект внесения изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования направлен разработчику проекта с учетом замечаний, изложенных в заключении прокуратуры Иркутского района от 10.10.2020.

Решением Думы Уриковского муниципального образования от 07.12.2020 № 138-578/дсп были внесены изменения в решение Думы Уриковского муниципального образования от 10.10.2014 № 72-238/ДСП «Об утверждении Генерального плана Уриковского муниципального образования», без включения в границы населенного пункта земельных участков административных истцов.

Рассматривая по существу требования административных истцов, суд не находит оснований для их удовлетворения, исходя из следующего.

Установлено, что СНТ «Веселое» зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается данными ЕГРЮЛ. Указанное СНТ создано до 01.07.2022.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» общее собрание членов садоводческого некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.

Закон № 66-ФЗ утратил силу с 01.01.2019 в связи с изданием Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующего отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также определяющем особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 1 и ч. 2 ст. 18, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.

В соответствии с частью 12 статьи 23 Закона № 217-ФЗ установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта.

Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно посредством утверждения или изменения генерального плана городского поселения, городского округа, схемы территориального планирования муниципального района, в границах которых расположена такая территория (статья 84 ЗК РФ).

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции РФ).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 ГрК РФ.

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования и содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (статья 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа. Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.

Подготовка генерального плана сельского поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе обязательное рассмотрение проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ (часть 11 статьи 24 ГрК РФ) и уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 28 ГрК РФ).

Согласно статье 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по территориальному планированию городского округа.

Как было указано выше, при установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).

Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 ГрК РФ, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если в соответствии с указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования определяют стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержат в себе долгосрочные ориентиры их развития, и призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий, сохранением окружающей среды, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

В своей прецедентной практике Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им.

Исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административных истцов, учитывая, что действия административных ответчиков по исключению из проекта генерального плана Уриковского муниципального образования изменений в части включения в границы населенного пункта д. Столбова земельных участков административных истцов, равно как и по изданию постановления главы администрации Уриковского муниципального образования от 19.10.2020 № 616а «Об отклонении проекта изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования и направлении его на доработку» в части исключения из проекта генерального плана Уриковского муниципального образования изменений по включению в границы населённого пункта д. Столбова земельных участков административных истцов не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов административных истцов.

По мнению суда, в отсутствие единого мнения всех членов СНТ «Веселое» относительно включения земельных участков, составляющих территорию СНТ, в границы населенного пункта д. Столбова, административными ответчиками соблюден приоритет публичной цели устойчивого развития территории, согласно которому генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяет назначение территорий исходя из планов развития муниципального образования. Отсутствие единого мнения относительно включения в границы населенного пункта земельных участков, составляющих территорию СНТ, приведет к дроблению территории СНТ и не достижению тех целей, для которых такое объединение создано.

По смыслу статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий административный иск удовлетворению не подлежит.

Учитывая, что в настоящее время административными истцами вновь реализовано их право на подачу заявлений по включению принадлежащих им на праве собственности земельных участков в границы населенного пункта д. Столбова, при этом ранее принято главой администрации Уриковского муниципального образования постановление от 19.10.2020 № 616а «Об отклонении проекта изменений в генеральный план Уриковского муниципального образования и направлении его на доработку» не препятствует им в реализации такого права, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренной ст. 227 КАС РФ совокупности вышеназванных условий. Учитывая изложенное, принимая во внимание положения пунктов 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административными истцами требований в полном объеме.

С учетом установленных по делу обстоятельств, ссылка административных истцов на отсутствие необходимости согласования проекта генерального плана с надзорным органом, которым является прокурора, на отсутствие сведений о публикации постановления главы администрации Уриковского муниципального образования от 19.10.2020 № 616а, правового значения для рассмотрения настоящего административного дела не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░,░,, ░.░,░,, ░.░.░,, ░.░.░,, ░.░.░., ░.░.░,, ░.░.░., ░,░,░,, ░,░,░,, ░.░,░, ░.░,░,, ░.░,░,, ░.░.░, ░.░,░,, ░.░,░., ░,░,░,, ░.░.░,, ░.░.░,, ░.░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░,░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░:                                                                                                 ░.░. ░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2858/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бобылева Ирина Михайловна
Моял Олег Валентинович
Габидулина Раиса Филипповна
Челмакина Татьяна Альбертовна
Бобылев Антон Георгиевич
Нури Марина Юрьевна
Стримжа Владимир Юрьевич
Терентьев Анатолий Михайлович
Рындина Наталья Владимировна
Райкова Анна Амировна
Савицкая Мария Викторовна
Бондарева Надежда Андреевна
Красикова Евгения Алексеевна
Баторова Елена Родионовна
Скольжникова Юлия Анатольевна
Аллагужин Алексей Салаватович
Красиков Сергей Лукантьевич
Прокурор Иркутского района Иркутской области
Скольжников Евгений Валерьевич
Данилова Людмила Валентиновна
Ответчики
Глава администрации Уриковского МО Побережный А.Е.
Администрация Уриковского муниципального образования
Другие
СНТ "Веселое"
Дума Уриковского муниципального образования
Прокурор Иркутского района
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Крюгер Максим Алексеевич
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Недбаевская О.В.
Дело на сайте суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
26.05.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
26.05.2022Передача материалов судье
27.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
16.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее