Дело № 2а-5050/2024

УИД 39RS0001-01-2024-001410-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2024 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Волгина Г.В.,

при секретаре судебного заседания Марийченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крюкова А. А. к Военному комиссару города Калининград Калининградской области о признании отказа о снятии с воинского учета незаконным, понуждении провести мероприятия по снятию с воинского учета с выдачей установленных документов,

УСТАНОВИЛ:

Крюков А.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором указал, что 17.11.2023 года, через своего представителя по доверенности – Картабаеву Л.А. обратился в Военный комиссариат г. Калининграда с заявлением о снятии с воинского учёта в связи с убытием за границу на срок более 6 месяцев, однако, 24.11.2023 года на данное заявление получен ответ СЕ/8294 Военного комиссара г. Калининграда, в котором административному истцу было отказано в снятии с учёта ввиду необходимости личной явки в Военный комиссариат.

В судебное заседание административный истец Крюков А.А. не явился, его представитель по доверенности – Головатый Ю.Н настаивал на удовлетворении требований иска, дополнительно пояснив, что положения ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» допускают снятие с воинского учета без личной явки граждан в военный комиссариат.

Иные стороны в заседание суда не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно чч. 1-2 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правового регулирования в области воинской обязанности и военной службы 06.03.1998 года Государственной Думой принят Федеральный закон № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно ст. 1 названного Федерального закона воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает в том числе: воинский учет, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В силу п. 2 ст. 8 ФЗ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления муниципальных округов и органы местного самоуправления городских округов обязаны: организовывать и обеспечивать постановку на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, при их переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года № 719 в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» утверждено положение о воинском учете, согласно пп. «г» п. 50 которого граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны: сообщить в письменной или электронной форме в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, сведения об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо о выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в 2-недельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Направить соответствующее заявление в военный комиссариат возможно в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В целях обеспечения функционирования системы воинского учета приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 года № 700 утверждена инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, согласно п. 22 которой при снятии граждан с воинского учета в военном комиссариате заполнение документов воинского учета осуществляется на основании следующих документов: для граждан, убывающих за пределы Российской Федерации на срок более шести месяцев, - паспорт гражданина Российской Федерации, военный билет офицера запаса (военный билет; справка взамен военного билета; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета); персональная электронная карта (при наличии соответствующей отметки в особых отметках военного билета о ее выдаче); жетон с личным номером Вооруженных Сил (при наличии в документах воинского учета соответствующей отметки о его присвоении); документы, подтверждающие их выезд за пределы Российской Федерации; заявление о снятии с воинского учета.

При этом, рекомендуемый образец заявления о снятии с воинского учета приведен в приложении № 14 указанной инструкции.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 17.11.2023 года от представителя Крюкова А.А. – Картабаевой Л.А. в адрес военного комиссариата г. Калининград Калининградской области поступило заявление (вх. № 736Ж) о снятии Крюкова А.А. с воинского учета в связи с убытием за пределы Российской Федерации на срок более 6-ти месяцев.

На данное заявление административному истцу, его представителю Картабоаевой Л.А. военным комиссаром (города Калининград Калининградской области) 24.11.2023 года направлен ответ о невозможности снятия с воинского учета Крюкова А.А. без его личной явки в военный комиссариат. Также в оспариваемом ответе указано на отсутствие оснований для снятия с воинского учета по заявлению представителя административного истца.

Административный истец, обосновывая свою позицию и ссылаясь на положения ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», указывает, что действующее законодательство допускают снятие с воинского учета без личной явки граждан в военный комиссариат.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствуется следующим.

В силу п. 1.2 ст. 8 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат.

Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.

Согласно п. 3 ст. 8.1 указанного Федерального закона, организация воинского учета, сбор, хранение, обработка и актуализация сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (далее - актуализация сведений), осуществляются военными комиссариатами, в том числе в автоматизированном режиме на основании данных государственного информационного ресурса и данных, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и иных информационных систем и информационных ресурсов.

Постановка граждан на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета осуществляются путем включения соответствующих сведений в Реестр воинского учета. Включение в Реестр воинского учета сведений из государственного информационного ресурса происходит автоматически (п. 6 ст. 8.2 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

При этом, в силу п. 1 Указа Президента РФ от 25.11.2022 № 854 формирование государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета должно быть обеспечено до 01.04.2024 года.

Пунктом 2 ст. 9 ФЗ от 14.04.2023 № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" мероприятия, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, с использованием указанных информационных ресурсов, в том числе постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме, применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов.

Таким образом, законодатель с 14.04.2023 года предусмотрел возможность осуществления воинского учета посредством внесения соответствующих сведений в Реестр воинского учета, в том числе возможность снятия с воинского учета без личной явки гражданина в военный комиссариат на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах и ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных по их запросам, однако, после начала эксплуатации данного реестра.

Учитывая, что на момент дачи ответа военным комиссаром (города Калининград Калининградской области) Реестр воинского учета не сформирован, административный истец Крюков А.А. был обязан лично являться в военный комиссариат для снятия с воинского учета и предоставить документы, прямо перечисленные п. 22 инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 ноября 2021 года.

Таким образом, решение, изложенное в уведомлении ответе военного комиссара (города Калининград Калининградской области) от 24.11.2023 года № СЕ/8294 со ссылками на необходимость личной явки Крюкова А.А. в военный комиссариат является обоснованным и соответствующим закону.

В данном случае, возможность осуществления мероприятий по снятию с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета Крюкова А.А., без его личной явки, не корреспондирует обязанность административного ответчика осуществлять данные мероприятия в отсутствие сведений в государственном информационном ресурсе.

При этом Крюков А.А. в силу Конституции Российской Федерации, ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ обязан состоять на воинском учете, что в свою очередь не порождает его права претендовать на снятие с воинского учета вопреки указанным выше положениям Федерального законодательства.

Также необходимо учитывать, что заявленное 17.11.2023 года требование представителя административного истца по доверенности – Картабаевой Л.А. (помимо снятия Крюкова А.А. с воинского учета) о выдаче на руки справки о снятии с воинского учета, без личной явки Крюкова А.А. в силу п. 5.1 ст. 8 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ невозможна.

Доводы, изложенные в административном исковом заявлении основаны не неверном понимании норм материального права и не могут являться основанием для признания уведомления военного комиссара об отказе в снятии с воинского учета незаконным.

Кроме того согласно приведенным выше нормам права, возможность снятия гражданина с воинского учета по доверенности не предусмотрена.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5050/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Крюков Антон Александрович
Ответчики
Военный комиссариат города Калининграда
Военный комиссариат города Калининград Калининградской области
Другие
Головатый Юрий Николаевич
Дробь Анастасия Александровна
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Волгин Г.В.
Дело на сайте суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
12.07.2024Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
16.07.2024Передача материалов судье
17.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее