Дело № 3а-26/2022
УИД 47OS0000-01-2021-000396-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 18 января 2022 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.,
при секретаре Голушко П.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ингка Сентерс Рус Проперти Е» (далее также – ООО «Ингка Сентерс Рус Проперти Е») к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, обязании внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости,
установил:
ООО «Ингка Сентерс Рус Проперти Е» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: №2472, площадью 400 461 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многофункциональные деловые и обслуживающие здания; здания коммерческих учреждений, офисов; досугово-развлекательные комплексы; объекты торговли (торговые центры, магазины, рынки), торгово-выставочные комплексы; объекты общественного питания; автостоянки: надземного открытого типа, надземного закрытого типа, подземные, встроенные, встроенно-пристроенные, многоэтажные; объекты инженерного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равном 1 165 900 000 руб. по состоянию на 26.08.2019; а также обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области внести изменения о кадастровой стоимости в ЕГРН. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником вышеназванного земельного участка. В соответствии с выпиской из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 487 588 472 руб. 09 коп. Дата утверждения кадастровой стоимости и дата определения кадастровой – 26.08.2019. Отчетом об оценке на дату 26.08.2019 рыночная стоимость земельного участка определена в размере 1 165 900 000 руб. Превышение кадастровой стоимости объекта недвижимости над его рыночной стоимостью нарушает права административного истца в связи с увеличением налогового бремени.
Представитель административного истца Шварц С.М. в судебное заседание явилась, административные исковые требования подержала.
Представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области – Яковлева Н.Н., в судебное заседание явилась, вопрос о возможности удовлетворения исковых требований оставила на усмотрение суда, поддержав доводы письменного отзыва на иск.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, указав в представленном письменном отзыве, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 356 (в редакции Постановления Правительства Ленинградкой области от 19.03.2009 № 63). Земельный участок с кадастровым номером: №2472, учтенный в ЕГРН 26.08.2019, не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением №356. Указанный объект недвижимости образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №194, для которого удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 3 714,69 руб./кв.м. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: №2472 определена в размере 1 487 588 472 руб. 09 коп., исходя из площади – 400 461 кв.м и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 714,69 руб./кв.м, датой (внесения) определения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН является 26.08.2019. Управление ссылалось на то, что в рассматриваемом случае административный ответчик не имеет самостоятельных возражений по существу заявленных требований, принятие решения об удовлетворении административного иска оставляет на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, указав, что вопрос о возможности удовлетворения исковых требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной оставляет на усмотрение суда, возражая против удовлетворения требований об обязании внести сведения о кадастровой стоимости в ЕГРН. В отзыве представитель административного ответчика ссылается на то, что в настоящее время у учреждения отсутствуют основания для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, учреждение не является заказчиком проведения работ по государственной кадастровой оценке на территории Ленинградской области, не является исполнителем указанных работ, не утверждало результаты государственной кадастровой оценки.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования Аннинское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменные возражения на административный иск, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения присутствующих представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как указано в ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В ст. 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 135-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ юридическое лицо и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Нормами Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В отношении объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, датой определения кадастровой стоимости является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости (абзац 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером: №2472, площадью 400 461 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многофункциональные деловые и обслуживающие здания; здания коммерческих учреждений, офисов; досугово-развлекательные комплексы; объекты торговли (торговые центры, магазины, рынки), торгово-выставочные комплексы; объекты общественного питания; автостоянки: надземного открытого типа, надземного закрытого типа, подземные, встроенные, встроенно-пристроенные, многоэтажные; объекты инженерного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства; расположенного по адресу: <адрес>.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356 (дата формирования перечня -01.01.2007).
Земельный участок с кадастровым номером №2472, учтенный в ЕГРН 26.08.2019, не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением №356. Указанный объект недвижимости образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером №194, для которого удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 3 714,69 руб./кв.м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: №2472 определена в размере 1 487 588 472 руб. 09 коп., исходя из площади – 400 461 кв.м и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 714,69 руб./кв.м.
Датой (внесения) определения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН является 26.08.2019.
Полагая установленную и внесенную в ЕГРН кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 26.08.2019 необоснованной и несоответствующей его рыночной стоимости, 23.11.2021 ООО «Ингка Сентерс Рус Проперти Е» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №2472, однако к рассмотрению оно не принято.
В подтверждение того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №2472 превышает его рыночную стоимость, в материалы дела административным истцом представлен отчет об оценке от 30.08.2021, составленный оценщиком ООО «АФК-Аудит» Курковой З.В., согласно которому по состоянию на 26.08.2019 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №2472 составляет 1 165 900 000 руб.
Оценивая представленный административным истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что указанный документ соответствует требованиям статей 1, 11, 20 Федерального закона № 135-ФЗ, не вызывает сомнений в достоверности, подготовлен лицами, отвечающим требованиям законодательства об оценочной деятельности, и признается допустимым доказательством. Отчет содержит подробное описание исследования, основан на Федеральных стандартах оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №297), «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2»), утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298), «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 №299), «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611).
В отчете проведен анализ рынка и диапазон значений ценообразующих факторов, дано описание объектам оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия. В отчёте указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы отчёта мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.
Учитывая, что доказательств, опровергающих приведенную величину рыночной стоимости объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований ООО «Ингка Сентерс Рус Проперти Е» об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области внести в ЕГРН сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из взаимосвязанных положений статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В пункте 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, обязанность Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (органа регистрации) по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вновь установленной по решению суда величине кадастровой стоимости возникает в силу закона, а потому судебного вмешательства при рассмотрении административного спора о результатах определения кадастровой стоимости по мотиву ее несоответствия рыночной стоимости не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░» – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: №2472, ░░░░░░░░ 400 461 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░; ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░), ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 165 900 000 (░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2472 ░ ░░░░░░░ 1 165 900 000 (░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░» – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░ 2022 ░░░░