Производство № 2а-204/2024
УИД 60RS0015-01-2024-000272-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Опочка 16 мая 2024 года
Псковская область
Опочецкий районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Беловой Т.В.
при секретаре Егоровой Е.Г.,
с участием помощника прокурора Опочецкого района Псковской области Забейда А.А.,
представителя административного ответчика Администрации Опочецкого муниципального округа Псковской области Нурутдинова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Опочецкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Опочецкого муниципального округа Псковской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Опочецкого района Псковской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Опочецкого муниципального округа Псковской области о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по обустройству двух контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес>, между домами 15 и 19, и обязании устранить допущенные нарушения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу путем оборудования по данным адресам в г. Опочка Псковской области двух контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Опочецкого района в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления и санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены нарушения в деятельности Администрации Опочецкого муниципального округа Псковской области, поскольку административным ответчиком до настоящего времени места накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, между домами 15 и 19, не оборудованы ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также твердым (бетонным, асфальтовым) покрытием.
В судебном заседании помощник прокурора Опочецкого района Псковской области Забейда А.А. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика – Администрации Опочецкого муниципального округа Псковской области в судебном заседании исковые требования признал частично, только в части требования об обязании оборудовать контейнерные площадки. Пояснил, что административным ответчиком бездействия не допущено, установление площадок накопления твердых коммунальных отходов с нарушением требований СанПиН вызвано недостаточным финансированием. Работа по приведению площадок в соответствие с требованиями законодательства проводится по мере выделения денежных средств.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными только в случае, если установит совокупность обстоятельств: несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (неопределенного круга лиц).
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) установлено, что охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия является одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения муниципального округа.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании ч.ч. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее – Правила).
Согласно п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29.12.2018 № 129-ОД утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Псковской области.
В соответствии с п.п. 5.1, 5.4 указанного Порядка потребители обеспечивают накопление ТКО на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего транспортирования ТКО для утилизации, обезвреживания, размещения.
Контейнерные площадки для накопления отходов должны иметь подъездной путь, освещение около площадок, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, водонепроницаемое покрытие, ограниченное бордюром, и могут быть ограждены зелеными насаждениями.
В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Судом установлено, что на территории Опочецкого муниципального округа согласно выписке из Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов предусмотрены две контейнерные площадки, расположенные по адресам: <адрес>, между домами 15 и 19.
Из материалов дела следует, что две контейнерные площадки, расположенные по указанным адресам, до настоящего времени не оборудованы ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также твердым (асфальтовым или бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, что подтверждается актом проверки прокуратуры от 29.03.2024.
Исходя из приведенных выше норм права и установленных в судебном заседании обстоятельств спора, суд находит, что административным ответчиком, вопреки требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения допущено неправомерное бездействие, влекущее нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд с данным административным иском соблюден.
В связи с изложенным, суд удовлетворяет рассматриваемый административный иск.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░ 15 ░ 19.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░ 15 ░ 19, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.05.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░