Дело № 2-185/2021
УИД 26RS0010-01-2020-005434-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2021 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Дешпита В.С.,
при помощнике Милюхиной И.Г.,
с участием
истицы Труновой Н.В.,
ее представителя Чернова А.В.,
представителя ответчика администрации
Георгиевского городского округа Ставропольского края Парфенова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда гражданское дело № 2-185/2021 по иску Труновой Натальи Владимировны к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
В иске и судебном заседании Трунова Н.В. и ее представитель Чернов А.В., в обоснование заявленных требований суду сообщили, что в 1998 году в статусе беженца из Чеченской республики Трунова Н.В. со своей семьей прибыла на постоянное место жительство в пос.Семеновка Георгиевского района Ставропольского края (ранее «Шелкосовхоз») и устроилась на работу в должности разнорабочей в Георгиевский грензавод, о чем имеется запись в трудовой книжке. В 1998 году предприятием «Георгиевский грензавод» было выделено недвижимое имущество, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью 87,5 кв.м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Семеновка, ул.Садовая, 10, кв.3, где ранее проживали семьей как беженцы из мест боевых действий.
В настоящее время утеряны все документы на вышеуказанное имущество, что подтверждается письменным уведомлением об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений «26:25:120308:42 и справкой архивного отдела администрации Георгиевского муниципального района Ставропольского края №11-35/67 от 04.02.2020, а также определением конкурсного производства. Она и члены ее семьи зарегистрированы по вышеуказанному адресу, продолжают там проживать, несут бремя затрат, оплачивают коммунальные услуги.
С 1998 года она владеет имуществом открыто, ни от кого не скрывает свои права на него, владение осуществляется ею непрерывно. В течение владения имуществом претензий от бывшего собственника, других лиц к ней не предъявлялось, на основании изложенного просила признать за ней право собственности на квартиру № 3, расположенную по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Семеновка, ул. Садовая, 10, в силу приобретательной давности.
В судебном заседании Трунова Н.В. и ее представитель Чернов А.В. поддержали заявленные требования в полном объеме, просили суд иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края Парфенов И.В. не возражал в отношении заявленных Труновой Н.В. требований, пояснив, что данный жилой дом к имуществу муниципальной собственности не относится, и на балансе администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края не состоит.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ставропольского края, будучи извещенным о его времени и месте в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, и не известил суд о наличии уважительных причин неявки.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля Савицкий В.П. показал суду о том, что он знаком с истицей Труновой Н.В. и ее мужем много лет. В 1998 году семья Труновых приехала из ст. Червоной в Георгиевский район. В то время, он был директором МГП «Шелкопряд». На балансе у предприятия имелось имущество, были дома и квартиры, общежития. Он разместил их семью в такой квартире. Данное имущество принадлежало министерству имущества РФ. Между Труновой Н.В. и МГП «Шелкопряд» заключался трудовой договор и на основании того, что являлась работником предприятия, ей предоставляли жилье. В 2001 году МГП «Шелкопряд» признано банкротом, передать либо продать недвижимое имущество – жилье Труновой Н.В. не смог ни он, ни конкурсный управляющий. Все документы, связанные с регистрацией спорного имущества, он передал в арбитражный суд Ставропольского края и там их оставил.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля Пимичева Л.В. показала суду о том, что она знакома с истицей с 1998 года, так как они тоже были беженцами из Чеченской Республики, приехали на несколько месяцев раньше семьи Труновых. Супруг заключал трудовой договор с МГП «Шелкопряд» и им была выделена квартира. Впоследствии за ними было признано право собственности на жилье судебном порядке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17).
Право граждан Российской Федерации на жилище закреплено ст. 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно положениям ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является требование о признании права.
Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении данного имущества.
В соответствии с ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как следует из объяснений Труновой Н.В., показаний свидетелей, представленных письменных документов, в 1998 году Трунова Н.В. со своей семьей в статусе беженца прибыла из Чеченской республики на постоянное место жительство в пос. Семеновка Георгиевского района Ставропольского края (ранее «Шелкосовхоз») и устроилась на работу в должности разнорабочей в Георгиевский грензавод, о чем имеется запись в трудовой книжке.
В 1998 году предприятием «Георгиевский грензавод» было выделено недвижимое имущество, состоящее из двухкомнатной квартиры общей площадью 87,5 кв.м, расположенная по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Семеновка, ул. Садовая, 10, кв. 3, где ранее проживала истица Трунова Н.В. со своей семьей как беженцы из мест боевых действий.
В настоящее время истица и члены ее семьи зарегистрированы по вышеуказанному адресу, продолжают там проживать, несут бремя затрат, оплачивают коммунальные услуги.
Согласно объяснениям лиц, участвующих в деле, окументы на вышеуказанное имущество - жилье, утеряны.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 3 августа 2006 года по делу № А63-8219/2006 МГП «Шелкопряд», х. Новомихайловский, признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Согласно определению Арбитражного суда Ставропольского края от 12 апреля 2010 года по делу № А63-8219/2006 завершено конкурсное производство в отношении малого государственного предприятия «Шелкопряд», х. Новомихайловский Георгиевского района Ставропольского края (ИНН 2625004490).
Согласно уведомлению управления имущественных и земельных отношений администрации Георгиевского городского округа от 15 февраля 2021 года № 181, недвижимое имущество – квартира № 3 с кадастровым номером 26:25:120308:42, расположенное по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Семеновка, ул. Садовая, 10, в реестре муниципального имущества Георгиевского городского округа отсутствует.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход права и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждения юстиции.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо любым имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (ст. 225 ГК РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Исходя из положений указанных норм права лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, должно доказать наличие одновременно следующих обстоятельств: фактическое владение недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет; владение имуществом как своим собственным; добросовестность, открытость и непрерывность владения.
Добросовестность владения означает, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности (абз. 3 п. 15 Постановления Пленумов N 10/22).
Разрешая спор, проанализировав вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания за истицей права собственности на спорный объект недвижимости – квартиру № 3 с кадастровым номером 26:25:120308:42, расположенную по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Семеновка, ул. Садовая, 10, в порядке приобретательной давности не имеется, поскольку условия, предопределяющие возможность приобретения спорного имущества в порядке приобретательной давности отсутствуют, в частности, добросовестность давностного владения.
Так, согласно показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля Савицкого В.П., предоставленная семье Труновых квартира принадлежала министерству имущества Российской Федерации.
Материалы дела не содержат сведений о том, на каком праве малое государственное предприятие «Шелкопряд» могло распоряжаться недвижимым имуществом - спорной квартирой и передаче на баланс этой организации данной квартиры.
Также материалы дела и не содержат сведений о передаче спорного недвижимого имущества на основании договора семье Труновых.
Получая в пользование квартиру № 3 расположенную по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, пос. Семеновка, ул. Садовая, 10, Трунова Н.В. изначально располагала информацией о его собственнике – министерстве имущества Российской Федерации, пределах и основаниях возникновения полномочий по владению спорным объектом недвижимости, что свидетельствует об отсутствии добросовестности и исключает признание права собственности на это имущество в силу приобретательной давности.
По мнению суда, длительность пользования спорным недвижимым имуществом, не является основанием для признания права собственности.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принадлежность рассматриваемого объекта недвижимости малому государственному предприятию «Шелкопряд», момент возникновения у малого государственного предприятия «Шелкопряд» прав на указанное имущество, что позволило бы суду дать оценку обстоятельствам приобретения права собственности продавцом, наличия у него права на распоряжение данным имуществом, признать эти права юридически действительными в отсутствие государственной регистрации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Труновой Н.В. о признании права собственности на спорное недвижимое имущество в силу приобретательной давности.
Суд также считает возможным отметить, что показания свидетелей Савицкого В.П. и Пимичевой Л.В., показавших о том, что по приезду в 1998 году семья Труновых была вселена на основании договора в квартиру № 3, правового значения к рассматриваемым требованиям Труновой Н.В. не имеют, поскольку данными показаниями не могут подтверждаться обстоятельства принадлежности малому государственному предприятию «Шелкопряд» спорного недвижимого имущества.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ № 3, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, 10,░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░