Дело №2а-1436/2021
УИД 42RS0012-01-2021-002888-14
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тураевой Н.Р.,
при секретаре Тарасенко О.Н.,
с участием помощника прокурора г.Мариинска Толстова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области 23 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению администрации Мариинского муниципального округа к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Гридасовой Ирине Витальевне, МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Мариинского муниципального округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Гридасовой Ирине Витальевне, МОСП по ВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу, в котором просит уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу от 20.10.2020 года по исполнительному производству <...>-ИП с администрации Мариинского муниципального округа до 37500 рублей.
Административные исковые требования мотивированы следующим. 20.10.2020 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу в отношении администрации Мариинского муниципального района возбуждено исполнительное производство №128492/20/42034-ИП.
17.11.2020 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с администрации Мариинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
23.11.2020 года вышеуказанное постановление поступило в администрацию Мариинского муниципального района.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - ФЗ №229-ФЗ) должник вправе в порядке, установленном ФЗ №229-ФЗ, обратиться в суд с иском об уменьшении его размера.
В соответствии с частью 7 статьи 112 ФЗ № 229-ФЗ суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Ф3 №229-ФЗ.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 23.07.2020 года суд обязал администрацию Мариинского муниципального района предоставить М. <...> В., <...> года рождения, уроженке <...>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное на территории Мариинского муниципального района <...>, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 23 квадратных метров.
Исполнение вышеназванного судебного решения на данный момент невозможно, поскольку в казне Мариинского муниципального округа свободных жилых помещений, приобретенных (построенных) за счёт средств субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, не имеется, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 14.12.2021 года.
В межрайонный отдел судебных приставов по важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области - Кузбассу администрацией Мариинского муниципального района 30.10.2020 года своевременно была направлена информация по исполнительному производству №128492/20/42034-ИП о том, что исполнение требований исполнительного производства по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенных на территории Мариинского муниципального округа Кемеровской области, соответствующих санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 23 квадратных метров, в настоящее время невозможно, поскольку в муниципальной собственности Мариинского муниципального района свободные жилые помещения, приобретенные за счет средств субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений отсутствуют.
Также в межрайонный отдел судебных приставов по важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу администрацией Мариинского муниципального района 24.12.2020 года, 28.07.2021 года, администрацией Мариинского муниципального округа 19.10.2021 года, 25.11.2021 года своевременно была направлена информация по исполнительному производству №128492/20/42034-ИП. Согласно направленной информации М. <...> В. в декабре 2021 года запланировано предоставление однокомнатной благоустроенной квартиры во вновь построенном многоквартирном жилом доме по адресу: <...> - Кузбасс, <...>.
Следовательно, неисполнение администрацией Мариинского муниципального округа требования, содержащегося в исполнительном документе в отношении М., объясняется уважительной причиной.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Тем самым, администрация Мариинского муниципального округа считает, что представленные доказательства подтверждают тот факт, что должник принял все возможные меры по предоставлению М. жилого помещения.
Следовательно, с учетом степени вины администрации Мариинского муниципального округа суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора.
Кроме того, администрация Мариинского муниципального округа как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Согласно статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ).
Согласно статье 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно статье 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
В соответствии с Уставом муниципального образования Мариинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса администрация Мариинского муниципального округа является муниципальным казённым учреждением, действует от имени Мариинского муниципального округа и исполняет публичные правовые обязательства.
Согласно прилагаемой информации финансового управления Мариинского муниципального округа от 14.12.2021 года бюджет Мариинского муниципального района на 2021 год утвержден в общем объёме доходов бюджета в сумме 1912362 тыс. рублей по расходам 1929822 тыс. рублей. Объём собственных доходов составляет 289617 тыс. рублей или 15,1 процентов от общего объема.
Поступившие денежные средства направляются на выплату заработной платы более 80 процентов от собственных доходов. Утвержденный лимит фонда оплаты труда на год - 540,6 млн. рублей.
Помимо этого средства собственных доходов предусмотрены на: содержание сети муниципальных учреждений Мариинского муниципального округа (76 единиц); исполнение социальных обязательств (ежемесячная выплата отдельным категориям граждан - 916 тыс. рублей; адресная социальная помощь одиноким гражданам пожилого возраста, ветеранам, инвалидам, одиноким матерям (отцам), неполным семьям, детям-сиротам, малообеспеченным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, военнослужащим, уволенным с военной службы, участникам боевых действий, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и проведение социально-значимых мероприятий - 1448,2 тыс. рублей.
Таким образом, администрация Мариинского муниципального округа считает, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано исключительно объективно непредвидимыми обстоятельствами.
Тем самым, администрация Мариинского муниципального округа считает, что существуют правовые основания для уменьшения размера исполнительского сбора по исполнительному производству №128492/20/42034-ИП от 20.10.2020 года.
В судебном заседании представитель административного истца Баранов С.В., действующий на основании доверенности, на заявленных административных исковых требованиях настаивал в полном объеме, просил уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу от 20.10.2020 года по исполнительному производству №128492/20/42034-ИП с администрации Мариинского муниципального округа до 37500 рублей.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу Гридасова И.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась.
Представитель административного ответчика - Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явился.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в суд не явился.
В судебное заседание заинтересованное лицо М. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела, не явилась.
В судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Мариинского муниципального района Коротченко Л.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица - Главного финансового управления Кемеровской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, рассмотрев административное исковое заявление, заслушав представителя административного истца, представителя отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Мариинского муниципального района, прокурора, полагавшего, что не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав письменные доказательства, считает, что заявленные административные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.30 Федерального закона РФ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Из приведенных положений Федерального закона с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П и Определении от 01 апреля 2008 года №419-О-П, следует, что, по сути, исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; он является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности).
Следовательно, одним из оснований для принятия решения о взыскании исполнительского сбора является установление вины должника в невыполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Согласно ч.3 ст.112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года №229-ФЗ (ред. от 06.03.2019 года) «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.ч.6,7 ст.112 вышеуказанного Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст.360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 121 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года №229-ФЗ«Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Судом установлено, что на основании решения Мариинского городского суда <...> от <...> по гражданскому делу <...> по иску прокурора <...> в интересах М. к Администрации Мариинского муниципального <...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...> <...> КУМИ администрации Мариинского муниципального района поручено заключить договор найма специализированного жилого помещения с М. в течение 15 дней со дня подписания настоящего постановления.
Согласно ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ст.6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Согласно ст.12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В соответствии с Уставом Мариинского муниципального района администрация Мариинского муниципального района является муниципальным казенным учреждениям, действует от имени муниципального образования «Мариинский муниципальный район» и исполняет публично-правовые обязательства.
Судом установлено, что неисполнение администрацией Мариинского муниципального округа исполнительного документа по предоставлению жилого помещения М. в срок, предусмотренный законом на добровольное исполнение, было вызвано отсутствием в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 14.12.2021 года, а также низким бюджетным финансированием. Согласно постановлению администрации Мариинского муниципального округа от 20.12.2021 №189-П о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения будет заключен договор найма специализированного жилого помещения с М. в течение 15 дней со дня подписания настоящего постановления.
Поскольку установлено обстоятельство, смягчающее ответственность должника, а именно тяжелое финансовое положение, вынесения администрацией Мариинского муниципального округа постановления от 20.12.2021 №189-П о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения М., суд считает возможным административные исковые требования администрации Мариинского муниципального округа удовлетворить, уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области от 20.10.2020 года в рамках исполнительного производства №128492/20/42034-ИП до 37500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░ 20.10.2020 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №128492/20/42034-░░ ░░ 37500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <...>░-1436/2021 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <...>
░░░░░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░