Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-379/2022 ~ М-374/2022 от 07.12.2022

...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Степное 21 декабря 2022 года

Степновский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Рябухина С.Н.,

при секретаре судебного заседания Корнеевой В.М.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора ... Миранова Р.Р.,

представителя административного ответчика администрации Степновского муниципального округа ... Д.В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Степновского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степновского муниципального округа ... о признании бездействия в части непринятия мер по ликвидации свалки, незаконным, возложении обязанностей,

установил:

прокурор ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Степновского муниципального округа ..., в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятия мер по ликвидации свалки, размещенной на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале ... по адресу: ..., ... ...

Возложить обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку, размещенную на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале ... по адресу: ..., ..., ..., ..., примерно ...

Свои доводы мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения природоохранного законодательства в виде размещения незаконной свалки (размещения отходов производства и потребления) ... муниципального округа ....

Установлено, что незаконная свалка размещена на земельном участке сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале ..., расположенном по адресу: Российская Федерация, .... ... ..., .... На земельном участке осуществляется размещение и хранение ТБО и мусора. Бытовые отходы находятся на земле, разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению территории. Правообладатель земельного участка не установлен.

В судебном заседании помощник прокурора ... Миранов Р.Р. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. При этом согласился с доводами представителя администрации о необходимости установления срока для исполнения решения суда в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу.

Административный ответчик представитель администрации Степновского муниципального округа ... Д.В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, просил установить срок для исполнения требований прокурора в течении 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Исследовав материалы административного дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01,2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания.

В силу пункта 2 ст. 2 и ст. 8 Закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного 303 действ ИЯ на человека, при этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, 5?нд2шз1дуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение сдэдгтарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пункт 1 ст. 13.4 Закон № 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственны стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с абзацем 4 и 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с подп. 2 пункта 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процесс производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Согласно ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник емельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или аключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно пункту 17 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 вывоз и брос отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

В соответствии с требованиями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения мyниципaльнoгo округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, ообработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Установлено, что прокуратурой района в ходе проведения проверки в июне 2022 года выявлены нарушения природоохранного законодательства в виде размещения незаконной свалки (размещения отходов производства и потребления) ... .... Незаконная свалка размещена на земельном участке сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале ..., расположенном по адресу: Российская Федерация, .... ..., ..., ... На земельном участке осуществляется размещение и хранение ТБО и мусора. Бытовые отходы находятся на земле, разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению территории. Правообладатель земельного участка не установлен.

В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации Степновского муниципального округа внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены.

Непринятие администрацией Степновского муниципального округа ... мер по ликвидации несанкционированной свалки, а также по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального округа, влечет собой образование стихийных свалок, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Степновского муниципального округа и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Учитывая, что собственник отходов, расположенных на указанном земельном участке не установлен, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном на территории Степновского муниципального округа, за участки отвечает орган местного самоуправления, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействщ на указанный земельный участок.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, а также на благоприятную среду обитания.

При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степновского муниципального округа ... подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ..., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ... ..., ..., ....

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ... ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ..., ░░░░░░░░░░░ ..., ..., ....

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ...░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░. 177 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ....

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-379/2022 ~ М-374/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Миранов Р.Р.
Прокурор Степновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация муниципального округа Ставропольского края
Суд
Степновский районный суд Ставропольского края
Судья
Рябухин Станислав Николаевич
Дело на сайте суда
stepnovsky--stv.sudrf.ru
07.12.2022Регистрация административного искового заявления
07.12.2022Передача материалов судье
08.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее