УИД 77RS0016-02-2023-029691-77
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 июля 2024 года адрес
Мещанский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Титовой И.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2929/24 по иску Министерства имущественных отношений адрес к Левицкой Елене Анатольевне о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
Истец Министерство имущественных отношений адрес обратилось в суд с иском к Левицкой Е.А. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с уведомлением Управления Росреестра по адрес от 29.04.2021 №13а-00094/21 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100626:47, находящегося в собственности Левицкой Е.А., с ВРИ «под дачный участок» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства». Министерство имущественных отношений адрес осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и направило соответствующее уведомление от 16.06.2021 №15ИСХ-18339 на общую сумму сумма в адрес Левицкой Е.А., которое получено последней 09.07.2021г.. В связи с непоступлением в бюджет адрес платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Министерство имущественных отношений адрес направило в адрес Левицкой Е.А. претензию от 28.06.2023 №15СДИ-1176 на сумму сумма, которая получена последней 24.07.2023г.. До настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка в бюджет адрес не поступила. Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории адрес, установлен статьей 5.1 Закона адрес №23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в адрес», а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства адрес от 31.12.2013 №1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития адрес, и перечня муниципальных образований адрес»
На основании изложенного истец Министерство имущественных отношений адрес просит взыскать с Левицкой Е.А. плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100626:47 в размере сумма
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик Левицкая Е.А., ее представитель фио в судебное заседание явились, просили отказать в удовлетворении исковых требований, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случае, предусмотренных законом.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пп. 14.4 п. 14 Положения о Министерстве имущественных отношений адрес утвержденного Постановлением Правительства адрес от 29.10.2007 № 842/27, Минмособлимущество наделено полномочиями представлять и защищать интересы адрес в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в исполнительном производстве, в органах прокуратуры и иных правоохранительных органах по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в том числе обращаться с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственников ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах адрес и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом адрес, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории адрес, установлен ст. 5.1 Закона адрес № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в адрес», а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства адрес от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития адрес, и Перечня муниципальных образований адрес, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается».
В соответствии с ч. 19 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ плата взимается в бюджет адрес по нормативу 100 % при изменении вида разрешенного использования земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную, многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную)), ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства (до 01.01.2019), ведение садоводства.
Плата взимается при изменении вида разрешенного использования на основании: решения Правительства адрес о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его вида разрешенного использования (ч.1 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ); решения органа местного самоуправления муниципального образования адрес об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ); разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом (ч.5 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ); правил землепользования и застройки (ч.ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ).
В соответствии с ч.10 ст. 5.1 Закона №23/96-ОЗ в случае невнесения собственником земельного участка платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки в срок уполномоченный орган обеспечивает взыскание платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке.
Судом установлено, что Левицкая Е.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровый номер 50:23:0100626:47, на основании свидетельства о праве собственности на землю, выданное Главой администрации адрес от 22.10.1993г. № 56639.
По состоянию на дату приобретения земельного участка, основное целевое назначение земель – земли населенных пунктов, цель предоставления участка – под дачный участок.
16.10.2019г. Левицкая Е.А. обратилась в МФЦ адрес с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с целью приведения его в соответствии с Классификатором ВРИ.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по адрес от 29.04.2021 №13а-00094/21 об изменении на основании утвержденных ПЗЗ ВРИ земельного участка изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0100626:47, находящегося в собственности Левицкой Е.А., с ВРИ «под дачный участок» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства».
Министерство имущественных отношений адрес осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и направило соответствующее уведомление от 16.06.2021 №15ИСХ-18339 на общую сумму сумма в адрес Левицкой Е.А., которое получено последней 09.07.2021г..
В связи с непоступлением в бюджет адрес платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Министерство имущественных отношений адрес направило в адрес Левицкой Е.А. претензию от 28.06.2023 №15СДИ-1176 на сумму сумма, которая получена последней 24.07.2023г..
Судом установлено, что фактически собственником вид разрешенного использования приведен в соответствие с Классификатором.
Актуальный Классификатор не содержит такого вида разрешенного использования как "под дачный участок", только самостоятельный вид - "Для индивидуального жилищного строительства".
Исходя из системного толкования нормы ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации и нормы ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", законодатель разграничивает процедуру изменения разрешенного использования земельного участка и процедуру установления соответствия вида разрешенного использования федеральному Классификатору. При установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка федеральному Классификатору этот вид не изменяется. Публичные власти лишь дополнительно подтверждают юридический факт легальности прежнего вида разрешенного использования, не предусмотренного в федеральном Классификаторе, но установленного ранее, до его вступления в силу. То есть прежний вид разрешенного использования не изменяется, но уточняется. При изменении разрешенного использования прежний его вид изменяется на какой-то новый вид, который функционально отличается от прежнего вида.
Таким образом, фактически вид разрешенного использования спорного участка приведен в соответствие с Классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (действующем на момент подачи ответчиком заявления 16.10.2019г.)
В соответствии с порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, утвержденного постановлением Правительства адрес от 31 декабря 2013 г. N 1190/57 не подлежит взиманию плата, если изменение вида разрешенного использования земельного участка направлено на приведение вида его разрешенного использования в соответствие Классификатору при условии, что земельный участок, вид разрешенного использования которого изменен, поставлен на государственный кадастровый учет после 24 декабря 2014 г.
Поскольку постановка на кадастровый учет земельного участка истца была произведена в 2016 г., то есть после 24 декабря 2014 г.; на земельном участке находится индивидуальный жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2022г., то как такового изменения вида разрешенного использования земельного участка не было, а действия ответчика преследовали цель - установление соответствия классификатору, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для взыскания платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений адрес к Левицкой Е.А. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09 ░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
1