КОПИЯ
Дело № 2а-3180/2022
(УИД 70RS0001-01-2022-003105-38)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2022 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Чечнёва А.Н.,
при секретаре Приколота Я.Е.,
с участием:
представителя административного истца - прокурора Соломиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Томска в защиту прав неопределенного круга лиц к Дюкареву Сергею Ивановичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами, прекращении действия водительского удостоверения,
установил:
Прокурор Советского района г. Томска, действующий в защиту прав неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к Дюкареву С.Е. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, прекращении действия водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ категории «B», «B1 (AS)», «M» №.
В обоснование административного иска указано о том, что в ходе проведённой прокурорской проверки установлено, что Дюкарев С.Е. имеет водительское удостоверение, при этом в отношении него с февраля 2020 года по решению врачебной комиссии первично организовано диспансерное наблюдение с диагнозом: «Синдром зависимости от нескольких ПАВ, 2 стадия» (код заболевания по МКБ-10 F19.2). Дюкарев С.Е. принят под диспансерное наблюдение в ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер» с вышеуказанным диагнозом, сведения о стойкой ремиссии отсутствуют. Управление транспортными средствами до достижения стойкой ремиссии невозможно, поскольку представляет угрозу безопасности дорожного движения.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Соломина В.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик Дюкарев С.Е., извещённый о времени и месте рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключённой в г. Вене 8 ноября 1968 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства (ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона № 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с абз. 1 п. 1, п. 6 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ, право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона № 196-ФЗ определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относится наличие определённого возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ, порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» утверждён Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее - Перечень).
В абз. 7 раздела II Перечня в качестве противопоказания к управлению транспортным средством указаны психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ, основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Дюкарев С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет водительское удостоверение на право управления транспортным средством от ДД.ММ.ГГГГ категории «B», «B1 (AS)», «M» №, что подтверждается карточкой операции с ВУ.
Согласно ответу ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ №, Дюкарев С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на диспансерное наблюдение (по месту регистрации) с 2020 года с диагнозом: «Синдром зависимости от нескольких ПАВ, 2 стадия» (код заболевания по МКБ-10 F19.2).
Основанием диспансерного наблюдения послужило неоднократное составление актов медицинского освидетельствования. Подтвержденная ремиссия по амбулаторной карте на ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц.
Данные обстоятельства также подтверждаются представленной в материалы дела медицинской документацией, в том числе, медицинской картой №.
В ходе прокурорской проверки установлено, а в судебном заседании не опровергнуто, что Дюкарев С.Е., в установленном порядке с диспансерного учёта не снят, надлежащие диагностику и лечение в наркологическом диспансере до настоящего времени не прошёл, сведения о подтвержденной стойкой ремиссии в настоящее время, отсутствуют.
Автомобиль и иные транспортные средства, как источники повышенной опасности создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим.
Управление же автотранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
По мнению суда, управление транспортным средством административным ответчиком, страдающим заболеванием с диагнозом заболевания по МКБ-10 F19.2 («Синдром зависимости от нескольких ПАВ, 2 стадия), создаёт реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так интересы общества и государства.
Исходя из требований II раздела Перечня, диспансерное наблюдение прекращается в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В свою очередь, доказательств наличия у административного ответчика стойкой ремиссии и снятии с учёта, суду не представлено.
Таким образом, при установленных по делу обстоятельствах, действие права на управление транспортным средством Дюкарева С.Е. и его водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ категории «B», «B1 (AS)», «M» № подлежит прекращению, в связи с наличием у него заболевания «Синдром зависимости от нескольких ПАВ, 2 стадия» (код заболевания по МКБ-10 F19.2), которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».
Вместе с тем, прекращение права управления транспортным средством Дюкарева С.Е. не лишает его возможности получить водительское удостоверение после подтверждения факта отсутствия к этому медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в местный бюджет подлежит к взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ «B», «B1 (AS)», «M» №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-3180/2022
(░░░ 70RS0001-01-2022-003105-38) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03.11.2022.