Решение в мотивированном виде
изготовлено 29 декабря 2023 года.
Дело № 2а-1880/2023
25RS0035-01-2023-003546-91
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 декабря 2023 года город Большой Камень
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Федоровой Е.В.
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Большекаменского межрайонного прокурора в защиту интересов несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации городского округа Большой Камень о возложении обязанности,
установил:
Большекаменский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае».
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ № многодетной семье ФИО9 в общую долевую собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером 25:36:010202:2441, расположенный в микрорайоне Восточная Лифляндия и Центральный для использования ы целях строительства индивидуального жилого дома.
С октября 2016 года до настоящего времени земельный участок не обеспечен инженерной инфраструктурой, а именно подъездными путями, системой водоснабжения и водоотведения, сетями электроснабжения.
Неисполнение обязанности, предусмотренной Законом Приморского края «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», является незаконным бездействием органа местного самоуправления, нарушает законные права и интересы семьи, так как препятствует фактическому использованию земельного участка, необходимого для строительства дома и ведения подсобного хозяйства.
Бездействие администрации городского округа Большой Камень по не обеспечению земельного участка с кадастровым номером 25:36:010202:2441 инженерной и транспортной инфраструктурой существенно нарушает права многодетной семьи.
Просит обязать администрацию городского округа Большой Камень в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения обеспечить земельный участок с кадастровым номером 25:36:010202:2441, расположенный в микрорайоне Восточная Лифляндия и Центральный, предоставленный многодетной семье ФИО9 на основании постановления администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ №, необходимой инженерной инфраструктурой, а именно дорожной инфраструктурой, электроснабжением, водоснабжением и водоотведением.
В судебном заседание законный представитель ФИО1, ФИО2, ФИО2 – ФИО8 не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, суду причины неявки не известны.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора ФИО5 заявленные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО6 полагал, что заявленные требования возможны к удовлетворению, но с учетом необходимости предоставления срока исполнения судебного решения в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора ФИО5 не возражал против предоставления администрации городского округа Большой Камень срока исполнения судебного решения в течение восемнадцати месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения, учитывая объем необходимых работ, которые следует провести, в том числе финансирование данных работ.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к следующему.
Положениями части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, прокурор указывает на необходимость возложения обязанности на администрацию городского округа Большой Камень обеспечить земельный участок с кадастровым номером 25:36:010202:2441, расположенный в микрорайоне Восточная Лифляндия и Центральный, предоставленный многодетной семье ФИО9 на основании постановления администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ №, необходимой инженерной инфраструктурой, а именно дорожной инфраструктурой, электроснабжением, водоснабжением и водоотведением.
Так судом установлено, что постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ № многодетной семье ФИО9 в общую долевую собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером 25:36:010202:2441, расположенный в микрорайоне Восточная Лифляндия и Центральный для использования ы целях строительства индивидуального жилого дома.
С октября 2016 года до настоящего времени земельный участок не обеспечен инженерной инфраструктурой, а именно подъездными путями, системой водоснабжения и водоотведения, сетями электроснабжения.
В силу с части 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
В силу части 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в том числе, при предоставлении земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 4 вышеназванного Закона Приморского края образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления.
Образованные земельные участки включаются в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, в соответствии с которым приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Методические рекомендации субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, пунктом 38 которых определено, что вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
Согласно приказу Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
С учетом приведенных положений законодательства суд полагает, что на администрации городского округа Большой Камень лежит обязанность по обеспечению коммунальной инфраструктурой и подъездными автомобильными дорогами земельного участка, предоставленного семье ФИО9, в связи с чем принимая во внимание вышеприведенные нормы права, дату предоставления семье земельного участка с кадастровым номером 25:36:010202:2441, отсутствие по настоящее время на указанном участке вышеперечисленной инфраструктуры, суд приходит к выводу о незаконном бездействии со стороны администрации городского округа, что влечет нарушение социальных прав многодетной семьи и создает препятствия к использованию земельного участка в целях, в соответствии с которыми он был предоставлен многодетной семье для улучшения их жилищных условий.
Суд соглашается с доводами прокурора, что неисполнение обязанности, предусмотренной Законом Приморского края «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», является незаконным бездействием органа местного самоуправления, нарушает законные права и интересы семьи, так как препятствует фактическому использованию земельного участка, необходимого для строительства дома и ведения подсобного хозяйства. Бездействие администрации городского округа Большой Камень по не обеспечению земельного участка с кадастровым номером 25:36:010202:2441 инженерной и транспортной инфраструктурой существенно нарушает права многодетной семьи.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, следует отметить, что органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В материалах дела представлены доказательства, что органом местного самоуправления предприняты меры для разрешения вопроса о выделении финансовых средств на софинансирование названных мероприятий из краевого бюджета.
Вместе с тем отсутствие или недостаточное финансирование работ по обеспечению земельного участка коммунальной инфраструктурой со стороны бюджета субъекта Российской Федерации, исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Однако, суд принимает во внимание пояснения представителя административного ответчика относительно необходимости предоставления более длительного срока исполнения судебного решения, нежели указано в административном иске, отсутствие возражений представителя административного истца о предоставлении более длительного срока, руководствуясь положениями статьи 187 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований, суд полагает подлежащим частичному удовлетворению исковое требование прокурора о возложении обязанности на ответчика исполнить судебное решение в течение определенного срока с даты вступления решения суда в законную силу, предоставив ответчику срок – восемнадцать месяцев, приходя к выводу с учетом проведения всех указанных представителем ответчика процедур, что двенадцатимесячный срок для исполнения удовлетворенного судом требования недостаточно.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 25:36:010202:2441, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░9 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░