№ 2а-6932/2022
66RS0001-01-2022-006925-27
мотивированное решение
составлено 03.10.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,
при секретаре Прокурат А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлева Алексея Владимировича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее – ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области), прокуратуре Свердловской области, Ивдельской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными решений, действий (бездействия),
установил:
Яковлев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области, прокуратуре Свердловской области, в котором просит признать незаконными решения, действия (бездействие), выраженные в водворении 18.05.2022 в штрафной изолятор без законных на то оснований, при отсутствии медицинского осмотра, и проведении Ивдельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях необъективной проверки по его жалобе о законности водворения в штрафной изолятор.
Судом 22.08.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Ивдельская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, заинтересованного лица - Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть № 66 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее – ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России).
В судебном заседании административный истец Яковлев административные исковые требования поддержал.
Представители административных ответчиков ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области Винокурцева В.Г., ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Волгихина О.В., прокуратуры Свердловской области Колпакова О.С. просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Ивдельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
Согласно ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, может применяться мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Согласно ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Водворение в штрафной изолятор производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья (ч. 4 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья утвержден приказом Минюста РФ от 09.08.2011 N 282.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании постановления начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области от 18.05.2022 осужденный Яковлев водворен в штрафной изолятор на срок 12 суток. Наказание ему назначено за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что 13.05.2022 в 19:42 во время проведения технического осмотра камер штрафного изолятора, помещений камерного типа, он, находясь в разделительном коридоре, вел переговоры с осужденными, находящимися в других камерах, чем нарушил ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и п. 168 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, согласно которому осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, запрещается вести переговоры с лицами, содержащимися в других камерах.
Обстоятельства совершения Яковлевым нарушения установленного порядка отбывания наказания подтверждены рапортом сотрудника исправительного учреждения, объяснением осужденного Антропова М.С. и иными материалами проверки.
Перед водворением в штрафной изолятор Яковлев осмотрен медицинским работником, которым дано заключение о возможности нахождения осужденного в штрафном изоляторе по состоянию здоровья.
Таким образом, взыскание в виде водворения в штрафной изолятор применено к Яковлеву в соответствии с требованиями ст. 115, 117, 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, с учетом обстоятельств совершения нарушения установленного порядка отбывания наказания, его поведения, за период нахождения в местах лишения свободы Яковлев 27 раз подвергался мерам взыскания. Постановление о водворении в штрафной изолятор от 18.05.2022 вынесено уполномоченным должностным лицом – начальником исправительного учреждения. Каких-либо противопоказаний по содержанию Яковлева в камере штрафного изолятора по состоянию здоровья не выявлено.
Отсутствие видеозаписи нарушения установленного порядка отбывания наказания, медицинского осмотра, вопреки доводам административного истца, не свидетельствует о недоказанности факта дисциплинарного нарушения и непроведении медицинского осмотра, поскольку подтверждается иными исследованными письменными доказательствами, оснований не доверять которым у суда не имеется. Какой-либо личной заинтересованности должностных лиц исправительного учреждения в применении в отношении Яковлева меры взыскания не установлено.
Не согласившись с применением указанной мерой взыскания, решениями, действиями (бездействием) администрации исправительного учреждения, Яковлев обратился в Ивдельскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с жалобой от 23.05.2022, поступившей и зарегистрированной 27.05.2022.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Согласно ч. 2, 4 ст. 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Положениями ст. 5, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
На основании п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее - Инструкция), обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.
В ходе проведенной прокуратурой проверки доводы заявителя не подтвердились, о чем по результатам рассмотрения обращения ему дан письменный ответ от 24.06.2022 № 120ж-2019, подписанный Ивдельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Ответ прокурора является законным, мотивированным и обоснованным. Ответ на обращение подтвержден истребованными материалами проверки, в том числе рапортами сотрудников исправительного учреждения, объяснениями, медицинской и иной документацией.
Таким образом, обращение Яковлева от 23.05.2022, поступившее в прокуратуру 27.05.2022, рассмотрено в порядке и сроки, предусмотренные Законом о прокуратуре, Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема.
То обстоятельство, что административный истец не согласен с содержанием ответа на обращение, не может служить основанием для удовлетворения заявленного требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) должностных лиц прокуратуры, поскольку основания считать, что права, свободы и охраняемые законом интересы Яковлева были нарушены именно административными ответчиками, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░