Дело № 2а-3273/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2019 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Адамановой Э.В.,
при секретаре судебного заседания Даутовой Ф.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Арутюняна ФИО10, Кочаряна ФИО11 к Государственному инспектору отдела земельного надзора Волкову ФИО12, Управлению Федеральной службы по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской области и Тульской области о признании предписания незаконным,
Установил:
Арутюнян М.Р., Кочарян Г.В. обратились в Щелковский городской суд Московской области с вышеприведенным административным иском к ответчикам. В обоснование административного иска указано, что Арутюнян М.Р., Кочаряна Г.В. являются собственниками (по 1/2 доли в праве каждого) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 6800 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Щёлковский район.
29 марта 2019 года государственным инспектором отдела земельного надзора (Россельхознадзора) Волковым Н.М. вынесено Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации за № №.
Данный процессуальный документ вынесен по результатам внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Московская область. Щёлковский район.
По результатам проверки государственным инспектором отдела земельного надзора Волковым Н.М. вынесено оспариваемое Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации предписывающее Кочаряну ФИО13 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, устранить выявленные нарушения, а именно: устранить нарушения земельного законодательства на земельном участке категории: «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенный видом использования «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» №, общей площадью 6800,00 кем., расположенного по адресу: <адрес>. Освободить земельный участок от локальных зарастаний кустарниковой и сорной растительностью, освободить от отвалов грунтов и строительного мусора. Обеспечить необходимый контроль за состоянием плодородия на вышеуказанном земельном участке в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 01.06.2009 N413/22 "О Порядке проведения контроля за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области'' и действующим законодательством Российской Федерации. О принятых мерах сообщить в адрес Управления.
Административные истцы считают, что Предписание № 08/18/33 от 29 марта 2019 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, вынесенное государственным инспектором отдела земельного надзора Волковым Н.М. - незаконно.
Использование данного участка для сельскохозяйственного производства не предусмотрено.
Таким образом, государственный инспектор отдела земельного надзора Волков Н.М. вынес оспариваемые предписания не имея на то полномочий.
Инспектор отдела земельного надзора, как и Федеральная служба по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору Российской Федерации не наделен правом принуждать собственников земельных участков использовать их вне утверждённого градостроительного регламента.
Административные истцы считают, что такими действиями со стороны Ответчика нарушены их права и законные интересы. Незаконно наложены дополнительные обязанности, созданы препятствия к использованию земельного участка в соответствии с зонирование территории и требованием градостроительного регламента.
На основании изложенного, просят суд признать Предписание № 08/18/33 от 29 декабря 2019 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации незаконным.
В судебное заседание административные истцы Арутюнян М.Р., Кочарян Г.В. – не явились, извещены о дате и времени рассмотрения административного иска, их представитель Адамова Е.В. действующая на основании доверенности (копия в деле), заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.
В судебное заседание административный ответчик Государственный инспектор отдела земельного надзора Волков Н.М. не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела. Возражений относительного административного иска не представил.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управлению Федеральной службы по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской области и Тульской области Мишин И.А., действующий на основании доверенности (копия в деле), иск не признал, поддержал представленные в материалах дела письменные возражения на административный иск.
Суд, заслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика Управлению Федеральной службы по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской области и Тульской области Мишина И.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из представленных суду материалов, Арутюнян М.Р., Кочарян Г.В. являются собственниками (по 1/2 доли в праве) земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 6800 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Щёлковский район (л.д. 45-50).
29 марта 2019 года государственным инспектором отдела земельного надзора (Россельхознадзора) Волковым Н.М. вынесено Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации за № 08/18/33.
Данный процессуальный документ вынесен по результатам внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке с кадастровым номером № расположенного по адресу: Московская область. Щёлковский район.
Актом проверки №08/18/33 от 29 марта 2019 года установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Московская область. Щёлковский район имеются признаки нарушения земельного законодательства: локальное зарастание земельного участка сорной растительностью, наличие отвалов грунта и строительного мусора, земельный участок не введен в сельскохозяйственный оборот, не используется по назначению, не имеет следов агрохимической обработки почв, проведения агротехнических мероприятий, обязательных мероприятий способствующих восстановлению плодородия почв.
По результатам проверки государственным инспектором отдела земельного надзора Волковым Н.М. вынесено оспариваемое Предписание № от 29 марта 2019 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации предписывающее Кочаряну ФИО15 в срок до 30 июля 2019 года, устранить выявленные нарушения, а именно: устранить нарушения земельного законодательства на земельном участке категории: «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенный видом использования «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции» № общей площадью 6800,00 кем., расположенного по адресу: <адрес>. Освободить земельный участок от локальных зарастаний кустарниковой и сорной растительностью, освободить от отвалов грунтов и строительного мусора. Обеспечить необходимый контроль за состоянием плодородия на вышеуказанном земельном участке в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 01.06.2009г. N413/22 "О Порядке проведения контроля за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области'' и действующим законодательством Российской Федерации. О принятых мерах сообщить в адрес Управления.
Проверяя законность данного предписания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (ч. 5 ст. 71).
Ст.8 Федерального закона от 16.06.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 9 указанного Положения Управление на закрепленной территории осуществляет, в том числе, государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в пределах своей компетенции, в том числе надзор за: обеспечением защиты указанных земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами; соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; соблюдением требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора; соблюдением обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательных и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; соблюдением предписаний, выданных должностными лицами Управления в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; выдает предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что проведенная Управлением проверка исполнения требований выданных ранее предписаний, проведена в соответствии с компетенцией Управления, выданные предписания действующему законодательству не противоречат, факт наличия на принадлежащих административному истцу земельных участках нарушений, подтверждается Актами проверки №08/18/33 от 29 марта 2019 года, составленными в присутствии административного истца Кочаряна Г.В., представленными в материалы дела фотоматериалами.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям закона, утвержденной приказом Минэкономразвития форме, содержит все необходимые элементы. При этом выбор мероприятий, которые необходимо провести на земельном участке, отнесен к усмотрению собственника.
Доводы представителя административного истца о том, что инспектор отдела земельного надзора, как и федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ не наделены правом принуждать собственников земельных участков использовать их вне утвержденного градостроительного регламента, суд находит несостоятельным, поскольку Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27 декабря 2016 года N 591 утвержден административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ административными истцами не представлено суду доказательств, которые могли бы служить основанием для удовлетворения заявленных требований, таким образом, поскольку по делу установлено, что земельный участок используется истцами с нарушением требований земельного законодательства, суд находит оспариваемое предписание законным и обоснованным, в связи, с чем требования административного иска подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░16, ░░░░░░░░ ░░░17 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░18, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░