Судья Кишенская Н.А. Дело № 2а-688/2020
Докладчик Конева Ю.А. Дело № 33а-5811/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Тепляковой И.М.,
судей Коневой Ю.А., Петруниной И.Н.,
при секретаре Громовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 21 июля 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Орлова А. В. на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 13 марта 2020 года, которым отказано в удовлетворении требований административного иска Орлова А. В..
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коневой Ю.А., судебная коллегия
установила:
Орлов А.В. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г. Новосибирска, в котором просил признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Иск мотивировал тем, что он является собственником земельного участка и расположенного на нем индивидуального жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.
1 августа 2019 года административный истец подал в администрацию Ленинского района города Новосибирска уведомление о реконструкции индивидуального жилого дома.
Администрацией Ленинского района г.Новосибирска были выявлены несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства и было выдано соответствующее уведомление от 13.08.2019 г., с которым истец не согласен, полагает уведомление нарушающим его права, поскольку ему как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе использовать имущество любым разрешенным способом, каких-либо ограничений его прав закон не содержит.
Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 13 марта 2020 года в удовлетворении требований административного иска Орлова А.В. о признании незаконным уведомления отказано.
С указанным решением не согласился истец Орлов А.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить уведомление № 178-2019 от 13 августа 2019 года Администрации Ленинского района г.Новосибирска о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, а также обязать административного ответчика выдать Орлову А.В. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
При вынесении решения суд исходил из того, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является самовольной постройкой, однако право собственности истца зарегистрировано в Управлении Росреестра по НСО, кроме того, жилой дом был построен до введения понятия «самовольная постройка» в Гражданский кодекс РФ.
Целью реконструкции административным истцом жилого дома было именно изменение назначения здания с жилого дома на магазин в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и Правил землепользования и застройки г. Новосибирска.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 1.08.2019 Орлов А.В. обратился в администрацию <адрес> с уведомлением о планируемой реконструкции индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
Права собственности административного истца на жилой дом по <адрес>, площадью 50,3 кв.м., и на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, зарегистрированы 12.04.2018. Вид разрешенного использования земельного участка – магазины (4.4).
В указанном уведомлении истец указал о планируемых параметрах здания (индивидуального жилого дома) 6,8 м на 11,9 м, площадь застройки 80,92 кв.м.
7 августа 2019 г. Орлову А.В. выдано уведомление № 178-2019:
1) о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: не соответствуют Градостроительному кодексу Российской Федерации, решению Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 «О правилах землепользования и застройки города Новосибирска», Водному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»:
- земельный участок расположен в красных линиях,
- не обеспечена инженерная защита объекта капитального строительства от затопления, подтопления, согласно пункту 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ,
- земельный участок находится в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства «Воздушные линии 04кв от ТП 395, площадь земельного участка, покрываемого зоной, составляет 935 кв.м.»,
- процент застройки в границах земельного участка для объектов капитального строительства менее минимального процента застройки – 10%;
2) о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: не соответствует решению Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288 «О правилах землепользования и застройки города Новосибирска», в основных видах разрешенного использования земельного участка, расположенного в территориальной зоне «Зона коммунальных и складских объектов (П-2)» отсутствует индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии с положениями статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 ГрК РФ).
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (часть 10 статьи 51.1 ГрК РФ).
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (часть 11 статьи 51.1 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 43 Правил землепользования и застройки г. Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов г.Новосибирска от 24.06.2009 № 1288, определяющей виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в зоне П-2 (Зона коммунальных и складских объектов), в которой расположен земельный участок административного истца, такого основного вида разрешенного использования как индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено.
Индивидуальное жилищное строительство в данной зоне является условно разрешенным видом использования, на который в силу части 6 статьи 37 ГрК РФ необходимо получение разрешения в порядке, установленном статьей 39 ГрК РФ с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний.
Кроме того, как установлено судом, истцом реконструкция уже произведена, здание с увеличенной площадью используется под магазин, что свидетельствует о самовольном строительстве. При этом доказательств, что спорное самовольное строение соответствует требованиям строительных, градостроительных, санитарных и противопожарных правил и норм, истцом не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что размещение индивидуального жилого дома не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
При этом доводы административного истца о том, что реконструкция направлена на изменение назначения строения на нежилое, для использования под магазин, в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, не свидетельствуют о незаконности постановленного решения. Административным истцом подано уведомление и использован порядок, предусмотренный положениями Градостроительного кодекса РФ именно для правообладателя земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции, земельный участок расположен в красных линиях, что не соответствует Правилам землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288, а также находится в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства «Воздушные линии 04кв от ТП 395», площадь земельного участка, покрываемого зоной 935 кв.м., отсутствует инженерная защита объекта капитального строительства от затопления, подтопления в соответствии с положениями п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.
Таким образом, нарушений прав и законных интересов административного истца не установлено в связи с законностью уведомления административного ответчика от 07.08.2019 № 178-2019.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Описка в указании данных административного истца подлежит исправлению в порядке статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░.░.