Дело № 2а-2877/2022 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2022 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бородкиной Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Бузановой Е.А.,
с участием представителя административного истца Шадрова ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Толпышева ФИО10 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Толпышев ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, сроком на 20 лет, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плате территории. По результатам рассмотрения заявления Толпышева ФИО12 направлен ответ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок накладывается на участок, предоставленный физическому лицу на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выдаваемых гражданам и юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Административный истец считает данный отказ незаконным, нарушающим права Толпышева ФИО13 поскольку испрашиваемый участок не имеет межевания, в связи с чем невозможно определить, каким образом испрашиваемый участок накладывается на участок, принадлежащий некому третьему лицу; отсутствуют ссылки на пункты Административного регламента и описание нарушения; отсутствуют основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Административный истец Толпышев ФИО14 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Шадров ФИО15 в судебном заседании на заявленных исковых требованиях по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал. Дополнительно пояснил, что испрашиваемый участок не обрабатывается, построек на участке нет, что свидетельствует об отсутствии прав на участок. Также указал, что административным ответчиком не представлено доказательств предоставление участка третьему лицу.
Представитель административного ответчика Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в судебное заседание с заявленными требованиями не согласен по доводам, указанным в отзыве. Дополнительно пояснил, что при обращении граждан с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду, Комитет направляет запрос в администрацию сельского поселения, которая проверяет земельный участок и дает ответ. По данному участку был дан ответ, что участок обременен правами третьих лиц, поэтому не может быть предоставлен в аренду.
Представитель заинтересованного лица Администрация Култаевского сельского поселения в судебном заседании участия не принимал, извещен, направил отзыв, в котором указал, что участок, который просит предоставить в аренду Толпышева ФИО16 обременен правами Вожаковой ФИО18 На рабочей карте <адрес> испрашиваемый земельный участок расположен в <адрес>, фамилия собственника указана ФИО3, номер земельного участка «№», имеется отметка «№». В списке землепользователей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись, что Вожаковой ФИО19 на основании свидетельства № принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер земельного участка №.
Представители заинтересованных лиц Управление Росреестра по <адрес> и ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в судебном заседании участия не принимали, извещены, направили письменные пояснения, в которых просят рассмотреть дело в отсутствии представителей.
Заинтересованное лицо Вожакова ФИО17 в судебном заседании участия не принимала, извещена.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Толпышев ФИО20 в лице своего представителя Сырчиковой ФИО21 обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, сроком на 20 лет (л.д. 10-11).
В представленной схеме испрашиваемого земельного участка указаны координаты и площадь (л.д. 12, 13).
Решением Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в виде ответа № от ДД.ММ.ГГГГ Толпышеву ФИО22 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок накладывается на участок, предоставленный физическому лицу на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выдаваемых гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (л.д. 14).
Из материалов по инвентаризации населенных пунктов Култаевской сельской администрации (ДД.ММ.ГГГГ г.) следует, что на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Вожаковой ФИО23 предоставлен земельный участок №, площадью 1000 кв.м., позиция 642.
Постановлением Администрации Култаевского сельского <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен Вожаковой ФИО24
Согласно рабочей карте, представленной администрацией Култаевского сельского поселения, указанный участок имеет №, фамилия ФИО3 Испрашиваемый земельный участок расположен в кадастровом квартале № рядом с земельным участком с кадастровыми номерами №, что следует из публичной кадастровой карты.
Из заключения кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером № является идентичным земельному участку, указанному в Свидетельстве на право собственности на землю № № от ДД.ММ.ГГГГ и расположен в ином от испрашиваемого по схеме места.
Согласно выписок из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежал Вожаковой ФИО25. на основании свидетельства на право собственности на землю, которая реализовала в ДД.ММ.ГГГГ году. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № принадлежит ФИО5
Административный ответчик представил письменный анализ публичной карты и приложенной административным истцом схемы, из которого следует, что испрашиваемый Толпышевым ФИО26 земельный участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, который по сведениям администрации Култаевского сельского поселения предоставлен Вожаковой ФИО27 на основании постановления администрации Култаевского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании допрошена свидетель ФИО5, которая пояснила, что она приобрела земельный участок с кадастровым номером № у ФИО30, ранее земельный участок принадлежал Вожаковой ФИО28 При обозревании ФИО5 рабочей карты, публично-кадастровой карты, схемы, представленной истцом, свидетель пояснила, что приобретенный ею земельный участок находится в ином месте, нежели испрашиваемый Толпышевым ФИО29 участок.
Статьей 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1, 3). По общему правилу, установленному в абзаце 1 пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Такое согласие не требуется в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ.
Рациональное использование земель является непременным условием при образовании земельных участков, что следует из положений пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (пункт 1 статьи 16 ЗК РФ). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 ЗК РФ).
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются помимо иных установленных в законе оснований и на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа, осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
По общему правилу, установленному пунктами 1 статей 39.3, 39.6 ЗК РФ продажа, а также предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Административный истец в своем заявлении просила предоставить в аренду земельный участок, расположенный в кадастровом квартале № в соответствии со схемой.
Административным ответчиком представлены картографические материалы (фрагмент рабочей карты <адрес>, списки землепользователей), из которых следует, что земельный участок под номером «№», позиция «№» предоставлен Вожаковой ФИО31
Материалами дела подтверждено право собственности Вожаковой ФИО32 (имеется выписка из ЕГРН).
В судебном заседании свидетель ФИО5 указала на иное местоположение земельного участка, приобретенного у первоначального правообладателя Вожаковой ФИО33 Данное обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок накладывается на участок, предоставленный физическому лицу, с учетом того, что материалами дела опровергается предоставление испрашиваемого участка Вожаковой ФИО34 так и другому лицу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Толпышевым ФИО35 требований о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Толпышева ФИО36. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений части 11 статьи 226 КАС РФ доказать законность оспариваемого решения обязан принявший его орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, каковым по настоящему административному делу является Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░37 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 941 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, ░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░38. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-2877/2022
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░: 59RS0008-01-2022-002809-54