Дело № 2а-8/2023
УИД: 37RS0017-01-2022-000621-95
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 апреля 2023 года г. Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Минаковой Е.В.,
при секретаре: Кочетовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> к Юнусов ВА о взыскании задолженности по пени по страховым взносам,
установил:
УФНС России по <адрес> обратилось в суд с административным иском к Юнусов ВА о взыскании задолженности по пени по страховым взносам.
В судебное заседание по делу представитель административного истца не явился, согласно представленному заявлению, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Из текста административного иска, с учетом изменений истцом требований в порядке ст.46 КАС РФ, принятых к рассмотрению протокольными определениями суда от <дата> и <дата> следует, что ответчик был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата> В связи с ненадлежащим исполнением им своей обязанности по своевременной уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, образовалась задолженность по пеням в размере 587,82 руб. и 2092,42 руб., соответственно. Административному ответчику было направлено требование № от <дата> об уплате недоимки по страховым взносам и пени, которое было получено ответчиком <дата> Требование не исполнено им.
Налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № Родниковского судебного района <адрес> <дата> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ответчика по пени. Определением мирового судьи судебного участка № Родниковского судебного района <адрес> от <дата> судебный приказ был отменен по заявлению ответчика. На основании положений ст.ст.429, 430, 438 НК РФ административный истец просит взыскать с ответчика:
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с <дата> в размере 587,82 руб., в том числе: за 2017 г. в размере 207,54 руб. (за период с <дата> по <дата>), за 2020 г. в размере 380,28 руб.(за период с <дата> по <дата>)
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с <дата> в размере 2092,42 руб. в том числе: за 2017 г. в размере 1175,46 руб. (за период с <дата> по <дата>), за 2020 г. в размере 916,96 руб.(за период с <дата> по <дата>)
Административный ответчик и его представитель в судебное заседание не явились, согласно представленному заявлению, дело просили рассмотреть в свое отсутствие. Суду представлена письменная позиция по иску, из содержания которой следует, что ответчик частично согласен с административным иском. Ответчик согласен с иском в части требований административного истца о взыскании пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год за период с <дата> по <дата>, в размере 916 руб. 96 коп., а также пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год за период с <дата> по <дата>, в размере 380 руб. 28 коп.. С требованиями о взыскании задолженности по пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2017 год за период с <дата> по <дата>, в размере 1175 руб. 46 коп., а также пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год за период с <дата> по <дата>, в размере 207 руб. 54 коп., ответчик не согласен. Полагает, что в силу положений ст.ст.196, 200 ГК РФ ответчиком пропущен срок исковой давности на взыскание данной задолженности, который истек <дата> Поскольку сумма отрицательного сальдо ответчика превысила 10000 руб. уже в 2019 г., что следует из содержания судебного приказа №а-763/2021 от <дата> исчисление истцом срока исковой давности по требованию № от <дата> является необоснованным. Не включение истцом в требование 2018-2019 годов об уплате налогов и сборов также требования об уплате пени на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год, является недоработкой со стороны Административного истца и не может быть поставлена в вину Административному ответчику, в том числе путем ограничения его прав на применение срока исковой давности
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность налогоплательщиков по уплате установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ.
Исходя из положений ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога являются основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ следует, что индивидуальные предприниматели относятся к плательщикам страховых взносов.
Статьей 432 НК РФ предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абз.2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику налогового требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК).
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Процентная ставка пеней принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В силу положений п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
В силу абзаца 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> и прекратил свою деятельность <дата> в связи с чем, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в указанный период времени.
Предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования о взыскании задолженности пеней по страховым взносам на ОПС, ОМС за 2017 г. и 2020 г. в общей сумме 2680,24 руб.
Из представленных материалов следует, что процедура принудительного взыскания задолженности налоговым органом соблюдена.
Подтверждением взыскания задолженности по страховым взносам на ОПС, ОМС являются:
-за 2017 год постановление УФНС России по <адрес> от <дата> № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, а также принятое судебным приставом-исполнителем Фрунзенского РОСП постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю от <дата>;
- за 2020 г. решение Родниковского районного суда <адрес> от <дата>, вступившее в законную силу <дата>.
В связи с тем, что должник не уплачивал страховые взносы в установленный законом срок, ответчику направлено требование № от <дата> о взыскании задолженности, в том числе и по пеням за спорный период времени, со сроком исполнения до <дата> Указанное требование получено ответчиком <дата> через интернет-портал «Госуслуги».
В связи с неисполнением ответчиком в установленный срок обязанности по уплате недоимки по налогам, по заявлению истца мировым судьей судебного участка № Родниковского судебного района в <адрес> <дата> вынесен судебный приказ №а-630/2022 г., который определением мирового судьи от <дата> отменен по заявлению ответчика.
<дата> административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно разъяснениям п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" Основания для возвращения заявления о выдаче судебного приказа либо для отказа в его принятии подлежат выявлению мировым судьей, арбитражным судом в трехдневный срок со дня поступления заявления к мировому судье, в арбитражный суд (часть четвертая статьи 125 ГПК РФ, часть 4 статьи 229.4 АПК РФ).
Исходя из смысла приведенных законоположений при рассмотрении вопроса о соблюдении налоговым органом срока на обращение в суд при взыскании обязательных платежей и санкций в порядке искового производства, правовое значение для исчисления данного срока имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, так как вопрос соблюдения срока обращения с заявлением о выдаче судебного приказа подлежал проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Доводы ответчика в этой части не могут быть приняты во внимание.
Как установлено судом, судебный приказ был отменен мировым судьей <дата>, с настоящим административным исковым заявлением истец обратился в суд <дата>, то есть до истечения шестимесячного срока, установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ.
Доводы представителя ответчика о применении в данном случае положени1 ст.ст.196, 200 ГК РФ также, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд по вопросу взыскания недоимки имеет специальное правовое регулирование.
Проверяя расчет пени, заявленный к взысканию, суд находит его арифметически верным. Данный расчет ответчиком по делу не оспаривается.
В связи с изложенным, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование и пени подлежат уплате в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суммы задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени подлежат уплате бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 2680, 24 ░░░. ░ ░░░ ░░░░░:
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░> ░ ░░░░░░░ 587,82 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░░░ 207,54 ░░░. (░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>), ░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░ 380,28 ░░░.(░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>)
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░> ░ ░░░░░░░ 2092,42 ░░░. ░ ░░░ ░░░░░: ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░░░ 1175,46 ░░░. (░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>), ░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░ 916,96 ░░░.(░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>)
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░.░.░░░░░░░░/
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>
░░░░░: /░.░.░░░░░░░░/